РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«Онлайн-сервисы при обучении географии»
Шелехова Татьяна Николаевна
Учитель географии, ЧОУ Школа-интернат №23 ОАО «РЖД» г. Слюдянка
Телефон: 89027621266, email: tshel@mail.ru
Тема урока «Человек и природные ресурсы Земли»
Пояснение. В 10-м классе география рассчитана на 1 час в неделю, при этом изучается большой объем информации, который необходимо освоить. Очень часто бывает, что необходимо изучить новый материал, обсудить его, подвести итоги и провести контроль. Таким является заключительный урок по теме «Человек и природные ресурсы Земли», обычным рабочим уроком.
Класс: 10 класс
Тема: Человек и природные ресурсы Земли
Тип урока: изучение нового материала, систематизация знаний.
Вид урока: смешанный (семинар)
Форма урока: групповая, индивидуальная
Технологии: комбинированные
Цели урока: познакомить обучающихся с типами природопользования, мерами экологической политики, повторить виды ООПТ, обобщить знания по видам ресурсов.
Задачи урока:
Образовательные: получить новые знания по теме «природопользования», определить что такое «рациональное» и «нерациональное», раскрыть и повторить особенности разных видов ООПТ, выяснить меры экологической политики.
Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, умения анализировать результаты, делать выводы, совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в группах, воспитывать чувство бережного отношения к природе, содействовать повышению интереса к изучению географии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: природопользования, рациональное, нерациональное, экологическая политика, ООПТ, безотходная и малоотходная технология. Анализировать схемы рационального природопользования, рост мирового потребления, образование и утилизация промышленных отходов. Смогут определить причины и следствия возникающих различных экологических ситуаций, сформируют представление в целом о природопользовании и мерах, проводимых в экологической политике различных стран, произойдет систематизация и обобщение знаний, полученных на предшествующих уроках.
Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, развитие устной речи.
Личностные УУД
Осознание себя жителями планеты Земля, определить свое жизненное отношение к природе. В сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих самостоятельности мышления и личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные УУД
Регулируют учебную деятельность, направленную на познание в сотрудничестве, работе в группе и самостоятельно. Самостоятельное осуществление контроля по пройденным темам.
Познавательные УУД
Извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета). Соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование (с выходом в систему Интернет), ноутбуки, телефоны, карточки с заданиями, белые листы А3, цветная бумага, ножницы, клей.
Учебник: География 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Ю.Н Гладкий, В.В.Николина, М, Просвещение, 2019 г.-271с.
Список использованных он-лайн сервисов:
Различные сайты Интернета для поиска, анализа, систематизации материала (выполнение заданий по карточкам)
https://облакослов.рф (для определения целей урока, при подготовки презентации)
Отработка заданий на
https://geo-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=154
Для прохождения теста.
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdDWiyDfP6RgR4lDZWsKzPJFgi8LTnOzE44uM4MUZTWr0bZaQ/viewform
Предварительная работа: класс разделён на 4 группы по 5 человек, тайно в командах назначаются эксперты по 1 человеку в группе. Возможно выделить отдельно группу экспертов (в зависимости от количества детей в классе). Деление на группы было произведено с учётом близости рассадки и формирует умение работать вместе и совместно реализовывать поставленные задачи, воспитывает уважение друг к другу. Подготовка теста в google форме, презентация.
Технологическая карта
Этап урока, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организацион ный момент (1 мин.) | Приветствует обучающихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку, рассадка обучающихся по группам. |
Целеполагание и мотивация (3 мин.) | Чтение стихотворения о природе, определение темы и целей урока. Объяснение правил работы в группах. | Определяют тему и цели урока. Выбирают знакомые и незнакомые термины. Внимательно слушают, что от них требуется на уроке. |
Организация познавательной деятельности. (25 мин.) | Мини-лекция Организация работы по группам Совместная отработка практических заданий | Работа в тетради. Участвует вся команда (выполняется задание - вопрос, которое вытянула команда). Разделяют материал по частям. Каждый выполняет свою часть, потом составляют общий информационный плакат. Защита плаката. Остальные кратко записывают важную информацию. Выполнение практических заданий на сайте «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» |
Контроль, рефлексия (10 мин.) | Выдается оценочный лист эксперту в группе. Организация проведения тестирования, представление критериев. 3. Проводится рефлексия. Поднимите палец вверх, если урок был полезен И палец вниз если, бесполезен. | Эксперт оценивает работу ребят группы. Обучающиеся проходят тестирование с использованием гугл-формы и могут сами себя оценить. Обучающиеся выполняют требуемые действия |
Заключение (1 мин.) | Выдается домашнее задание Подводится общий итог урока | Выполнение домашнего задания дома. |
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: «Добрый день, ребята, сегодня мы заканчиваем работать над большим разделом, мы изучили уже все виды ресурсов и осталась у нас одна очень интересная и важная тема.
Целеполагание и мотивация
Учитель зачитывает стихотворение.
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)
- Учитель: идет обсуждение стихотворения и совместно формулируется тема урока «Человек и природные ресурсы Земли», записывается в тетрадь (1 слайд),
- Учитель: на слайде написаны термины (экологическая политика, водные ресурсы, ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал, земельные ресурсы, природопользование, ООПТ, рациональное, минеральные ресурсы, нерациональное), приглашаю желающего найти знакомые термины. На доске (слайде) остались те термины, с которыми мы познакомимся сегодня и это и будет наша цель. (2 слайд)
- Вы работаете в команде, прошу прислушиваться друг к другу, проявить дружелюбие, если задание большое распределить его между друг другом, можно пользоваться учебниками, картами, интернетом. Надеюсь, наше сотрудничество получится.
Организация познавательной деятельности.
А) Учитель (мини-лекция): на протяжении истории человечество связывало свое благополучие с темпами эксплуатации природных ресурсов, не заботясь о воспроизводстве возобновляемых ресурсов и охране окружающей среды. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды. Пришло время поговорить о природопользовании, это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и мер по сохранению этого потенциала. (слайд 3) Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. (слайд 4) Природопользование – это уникальная область знаний, которой занимаются организации из разных стран. (слайд 5) Дальнейшую информацию по теме, мы постараемся найти самостоятельно.
Б) Работа в командах. Каждая команда вытягивает свою карточку с заданиями, и работа продолжается по группам (Прил.1). Каждой группе выдается лист белого цвета А3 и цветная бумага, а так же ножницы, клей. Идет подготовка информационных плакатов.
Карточка №1. (слайд 6,7 )
Что такое рациональное природопользование? Какие этапы работы она включает?
Приведите примеры рационального природопользования.
Назовите основные принципы рационального природопользования.
Помощь. Учебник, стр. 46-47, 58-59, интернет сайты.
Карточка №2. (слайд 6)
Что такое нерациональное природопользование?
Приведите примеры нерационального природопользования.
Во сколько раз изменилось водопотребление в 20-м веке?
Помощь. Учебник, стр. 47,49, 57, 58 интернет.
Карточка №3. (слайд 7)
Что такое ООПТ?
Какие виды ООПТ вы знаете, в чем разница?
Приведите примеры крупнейших мировых ООПТ и России?
Помощь. Учебник, стр. 47-48, интернет.
Карточка №4. (слайд 8)
Концепция устойчивого развития, что это такое?
Что такое экологическая политика? В каких странах она активно проводится?
Перечислите основные мероприятия по охране природы?
Помощь. Учебник, стр. 47, 48, 60, интернет.
На работу по карточкам и оформление плаката отводится 7 мин. на выступление 2-3 мин. Дальше каждая команда выступает со своими докладами и плакатами, а остальные фиксируют определения в тетради и важную информацию. Выступления поддерживаются слайдами, подготовленными учителем, только обще информационной (терминологической) части. Сначала выступают 2 первые команды, вытянувшие карточку №1 и №2.
После их выступления предлагается отработать данный навык на
https://geo-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=154 (выполняется 3 задания, слайд 8)
Дальше продолжается выступление карточки №3 (слайд 9) и №4. (слайд 10-11)
Контроль, рефлексия
Учитель: спасибо командам за выступление, попрошу экспертов оценить работу ребят в группе и вернуть мне оценочный лист (выдача экспертных листов, прил.2). Мы закончили большой раздел «Человек и природные ресурсы» а, сейчас я прошу перейти по ссылке и ответить на вопросы: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdDWiyDfP6RgR4lDZWsKzPJFgi8LTnOzE44uM4MUZTWr0bZaQ/viewform
Критерии оценивания (макс.16 баллов): (слайд 12)
- 1,2 ошибка – оценка «5»
- 3,4,5 ошибки – оценка «4»
- 6,7,8 ошибок – оценка «3»
- 9 и более – оценка «2»
Учитель: Каждый сам уже смог себя оценить. А теперь пожалуйста, поднимите палец вверх, если урок был полезен. И палец вниз если, бесполезен.
Филатова Валентина Владимировна
МБОУ СОШ №28 г. Пятигорск
учитель географии
Использование технологии модерации на уроках географии.
Заключение
Учитель: ясно всем, что необходимо соблюдать правило меры преобразования природной среды. Нужно соблюдать такой уровень эксплуатации природной среды, при котором сохраняется возможность её естественного воспроизводства и саморегуляции. (слайд 13) Давайте дома еще обратим внимание на (слайд 14):
- п.10, прочитать
- Для исследователей:
Приготовить сообщение на тему «Восполнение пресных вод»
Общий вывод: Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается. Нет ничего более изобретательного, чем природа. Вся природа стремится к самосохранению. Все это высказывания Цицерона. Мы как, жители планета Земля, должны об этом помнить. Спасибо за работу. (слайд 15)
Список использованных источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/Особо_охраняемые_природные_территории_России
https://businessman.ru/new-chto-takoe-prirodopolzovanie-prirodopolzovanie-i-oxrana-okruzhayushhej-sredy.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16886
https://time365.info/aforizmi/temi/priroda
Приложение 1
Карточка №1.
Что такое рациональное природопользование? Какие этапы работы она включает?
Приведите примеры рационального природопользования.
Назовите основные принципы рационального природопользования.
Помощь. Учебник, стр. 46-47, 58-59, интернет сайты.
Карточка №2.
Что такое нерациональное природопользование?
Приведите примеры нерационального природопользования.
Во сколько раз изменилось водопотребление в 20-м веке?
Помощь. Учебник, стр. 47,49, 57, 58 интернет.
Карточка №3.
Что такое ООПТ?
Какие виды ООПТ вы знаете, в чем разница?
Приведите примеры крупнейших мировых ООПТ и России?
Помощь. Учебник, стр. 47-48, интернет.
Карточка №4.
Концепция устойчивого развития, что это такое?
Что такое экологическая политика? В каких странах она активно проводится?
Перечислите основные мероприятия по охране природы?
Помощь. Учебник, стр. 47, 48, 60, интернет.
Приложение 2
Оценочный лист
Эксперт: