СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и природные ресурсы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в разделе "Природные ресурсы и экономическое развитие", с различными формами работы.

Просмотр содержимого документа
«Человек и природные ресурсы»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«Онлайн-сервисы при обучении географии»







Шелехова Татьяна Николаевна

Учитель географии, ЧОУ Школа-интернат №23 ОАО «РЖД» г. Слюдянка

Телефон: 89027621266, email: tshel@mail.ru







Тема урока «Человек и природные ресурсы Земли»

















Пояснение. В 10-м классе география рассчитана на 1 час в неделю, при этом изучается большой объем информации, который необходимо освоить. Очень часто бывает, что необходимо изучить новый материал, обсудить его, подвести итоги и провести контроль. Таким является заключительный урок по теме «Человек и природные ресурсы Земли», обычным рабочим уроком.


Класс: 10 класс

Тема: Человек и природные ресурсы Земли

Тип урока: изучение нового материала, систематизация знаний.

Вид урока: смешанный (семинар)

Форма урока: групповая, индивидуальная

Технологии: комбинированные

Цели урока: познакомить обучающихся с типами природопользования, мерами экологической политики, повторить виды ООПТ, обобщить знания по видам ресурсов.

Задачи урока:

Образовательные: получить новые знания по теме «природопользования», определить что такое «рациональное» и «нерациональное», раскрыть и повторить особенности разных видов ООПТ, выяснить меры экологической политики.

Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, умения анализировать результаты, делать выводы, совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в группах, воспитывать чувство бережного отношения к природе, содействовать повышению интереса к изучению географии.


Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: природопользования, рациональное, нерациональное, экологическая политика, ООПТ, безотходная и малоотходная технология. Анализировать схемы рационального природопользования, рост мирового потребления, образование и утилизация промышленных отходов. Смогут определить причины и следствия возникающих различных экологических ситуаций, сформируют представление в целом о природопользовании и мерах, проводимых в экологической политике различных стран, произойдет систематизация и обобщение знаний, полученных на предшествующих уроках.

Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, развитие устной речи.

Личностные УУД

Осознание себя жителями планеты Земля, определить свое жизненное отношение к природе. В сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих самостоятельности мышления и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД

Регулируют учебную деятельность, направленную на познание в сотрудничестве, работе в группе и самостоятельно. Самостоятельное осуществление контроля по пройденным темам.

Познавательные УУД

Извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета). Соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные УУД

Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.


Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование (с выходом в систему Интернет), ноутбуки, телефоны, карточки с заданиями, белые листы А3, цветная бумага, ножницы, клей.

Учебник: География 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Ю.Н Гладкий, В.В.Николина, М, Просвещение, 2019 г.-271с.

Список использованных он-лайн сервисов:

  1. Различные сайты Интернета для поиска, анализа, систематизации материала (выполнение заданий по карточкам)

  2. https://облакослов.рф (для определения целей урока, при подготовки презентации)

  3. Отработка заданий на

https://geo-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=154

  1. Для прохождения теста.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdDWiyDfP6RgR4lDZWsKzPJFgi8LTnOzE44uM4MUZTWr0bZaQ/viewform


Предварительная работа: класс разделён на 4 группы по 5 человек, тайно в командах назначаются эксперты по 1 человеку в группе. Возможно выделить отдельно группу экспертов (в зависимости от количества детей в классе). Деление на группы было произведено с учётом близости рассадки и формирует умение работать вместе и совместно реализовывать поставленные задачи, воспитывает уважение друг к другу. Подготовка теста в google форме, презентация.





Технологическая карта


Этап урока,

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организацион

ный момент (1 мин.)

Приветствует обучающихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку, рассадка обучающихся по группам.

  1. Целеполагание и мотивация

(3 мин.)

  1. Чтение стихотворения о природе, определение темы и целей урока.

  2. Объяснение правил работы в группах.

  1. Определяют тему и цели урока. Выбирают знакомые и незнакомые термины.


  1. Внимательно слушают, что от них требуется на уроке.

  1. Организация познавательной деятельности.

(25 мин.)

  1. Мини-лекция

  2. Организация работы по группам








  1. Совместная отработка практических заданий

  1. Работа в тетради.

  2. Участвует вся команда (выполняется задание - вопрос, которое вытянула команда). Разделяют материал по частям. Каждый выполняет свою часть, потом составляют общий информационный плакат. Защита плаката. Остальные кратко записывают важную информацию.

  3. Выполнение практических заданий на сайте «Сдам ГИА: решу ЕГЭ»


  1. Контроль, рефлексия

(10 мин.)

  1. Выдается оценочный лист эксперту в группе.

  2. Организация проведения тестирования, представление критериев.

3. Проводится рефлексия. Поднимите палец вверх, если урок был полезен

И палец вниз если, бесполезен.

  1. Эксперт оценивает работу ребят группы.


  1. Обучающиеся проходят тестирование с использованием гугл-формы и могут сами себя оценить.

  2. Обучающиеся выполняют требуемые действия

  1. Заключение

(1 мин.)

  1. Выдается домашнее задание

  2. Подводится общий итог урока

Выполнение домашнего задания дома.







Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: «Добрый день, ребята, сегодня мы заканчиваем работать над большим разделом, мы изучили уже все виды ресурсов и осталась у нас одна очень интересная и важная тема.

  1.  Целеполагание и мотивация

Учитель зачитывает стихотворение.

Человек
Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)


- Учитель: идет обсуждение стихотворения и совместно формулируется тема урока «Человек и природные ресурсы Земли», записывается в тетрадь (1 слайд),

- Учитель: на слайде написаны термины (экологическая политика, водные ресурсы, ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал, земельные ресурсы, природопользование, ООПТ, рациональное, минеральные ресурсы, нерациональное), приглашаю желающего найти знакомые термины. На доске (слайде) остались те термины, с которыми мы познакомимся сегодня и это и будет наша цель. (2 слайд)

- Вы работаете в команде, прошу прислушиваться друг к другу, проявить дружелюбие, если задание большое распределить его между друг другом, можно пользоваться учебниками, картами, интернетом. Надеюсь, наше сотрудничество получится.


  1. Организация познавательной деятельности.

А) Учитель (мини-лекция): на протяжении истории человечество связывало свое благополучие с темпами эксплуатации природных ресурсов, не заботясь о воспроизводстве возобновляемых ресурсов и охране окружающей среды. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды. Пришло время поговорить о природопользовании, это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и мер по сохранению этого потенциала. (слайд 3) Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. (слайд 4) Природопользование – это уникальная область знаний, которой занимаются организации из разных стран. (слайд 5) Дальнейшую информацию по теме, мы постараемся найти самостоятельно.


Б) Работа в командах. Каждая команда вытягивает свою карточку с заданиями, и работа продолжается по группам (Прил.1). Каждой группе выдается лист белого цвета А3 и цветная бумага, а так же ножницы, клей. Идет подготовка информационных плакатов.


Карточка №1. (слайд 6,7 )

  1. Что такое рациональное природопользование? Какие этапы работы она включает?

  2. Приведите примеры рационального природопользования.

  3. Назовите основные принципы рационального природопользования.

Помощь. Учебник, стр. 46-47, 58-59, интернет сайты.


Карточка №2. (слайд 6)

  1. Что такое нерациональное природопользование?

  2. Приведите примеры нерационального природопользования.

  3. Во сколько раз изменилось водопотребление в 20-м веке?

Помощь. Учебник, стр. 47,49, 57, 58 интернет.


Карточка №3. (слайд 7)

  1. Что такое ООПТ?

  2. Какие виды ООПТ вы знаете, в чем разница?

  3. Приведите примеры крупнейших мировых ООПТ и России?

Помощь. Учебник, стр. 47-48, интернет.


Карточка №4. (слайд 8)

  1. Концепция устойчивого развития, что это такое?

  2. Что такое экологическая политика? В каких странах она активно проводится?

  3. Перечислите основные мероприятия по охране природы?

Помощь. Учебник, стр. 47, 48, 60, интернет.

На работу по карточкам и оформление плаката отводится 7 мин. на выступление 2-3 мин. Дальше каждая команда выступает со своими докладами и плакатами, а остальные фиксируют определения в тетради и важную информацию. Выступления поддерживаются слайдами, подготовленными учителем, только обще информационной (терминологической) части. Сначала выступают 2 первые команды, вытянувшие карточку №1 и №2.

После их выступления предлагается отработать данный навык на

https://geo-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=154 (выполняется 3 задания, слайд 8)

Дальше продолжается выступление карточки №3 (слайд 9) и №4. (слайд 10-11)


  1. Контроль, рефлексия

Учитель: спасибо командам за выступление, попрошу экспертов оценить работу ребят в группе и вернуть мне оценочный лист (выдача экспертных листов, прил.2). Мы закончили большой раздел «Человек и природные ресурсы» а, сейчас я прошу перейти по ссылке и ответить на вопросы: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdDWiyDfP6RgR4lDZWsKzPJFgi8LTnOzE44uM4MUZTWr0bZaQ/viewform

Критерии оценивания (макс.16 баллов): (слайд 12)

- 1,2 ошибка – оценка «5»

- 3,4,5 ошибки – оценка «4»

- 6,7,8 ошибок – оценка «3»

- 9 и более – оценка «2»

Учитель: Каждый сам уже смог себя оценить. А теперь пожалуйста, поднимите палец вверх, если урок был полезен. И палец вниз если, бесполезен.


Филатова Валентина Владимировна

МБОУ СОШ №28 г. Пятигорск

учитель географии

Использование технологии модерации на уроках географии.

  1. Заключение

Учитель: ясно всем, что необходимо соблюдать правило меры преобразования природной среды. Нужно соблюдать такой уровень эксплуатации природной среды, при котором сохраняется возможность её естественного воспроизводства и саморегуляции. (слайд 13) Давайте дома еще обратим внимание на (слайд 14):

- п.10, прочитать

- Для исследователей:

Приготовить сообщение на тему «Восполнение пресных вод»


Общий вывод: Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается. Нет ничего более изобретательного, чем природа. Вся природа стремится к самосохранению. Все это высказывания Цицерона. Мы как, жители планета Земля, должны об этом помнить. Спасибо за работу. (слайд 15)


Список использованных источников

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Особо_охраняемые_природные_территории_России

  2. https://businessman.ru/new-chto-takoe-prirodopolzovanie-prirodopolzovanie-i-oxrana-okruzhayushhej-sredy.html

  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16886

  4. https://time365.info/aforizmi/temi/priroda


Приложение 1

Карточка №1.

  1. Что такое рациональное природопользование? Какие этапы работы она включает?

  2. Приведите примеры рационального природопользования.

  3. Назовите основные принципы рационального природопользования.

Помощь. Учебник, стр. 46-47, 58-59, интернет сайты.


Карточка №2.

  1. Что такое нерациональное природопользование?

  2. Приведите примеры нерационального природопользования.

  3. Во сколько раз изменилось водопотребление в 20-м веке?

Помощь. Учебник, стр. 47,49, 57, 58 интернет.


Карточка №3.

  1. Что такое ООПТ?

  2. Какие виды ООПТ вы знаете, в чем разница?

  3. Приведите примеры крупнейших мировых ООПТ и России?

Помощь. Учебник, стр. 47-48, интернет.


Карточка №4.

  1. Концепция устойчивого развития, что это такое?

  2. Что такое экологическая политика? В каких странах она активно проводится?

  3. Перечислите основные мероприятия по охране природы?

Помощь. Учебник, стр. 47, 48, 60, интернет.


Приложение 2

Оценочный лист

Эксперт:

Ф.И.

Оценка













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!