СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человечество - мозаика рас и народов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Человечество - мозаика рас и народов"»

Тема урока: «Человечество- мозаика рас и народов»

Учебник: 10 класс. География мира.10-11классы.Базовый уровень/учебник/А.П. Кузнецов, Э.В. Ким.- 3-е изд., пересмотр.-М.:Дрофа,2014г.

Программа: Кузнецов А.П. География мира.


Эпиграф к уроку: «Человечество — это народы»

Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольский

Цель:

  • углубить знания о расовых и этнических особенностях населения планеты.

Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний по теме «Человечество — мозаика рас и народов» в

форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме, акцент на развитие метапредметных, личностных, предметных компетенций.

Задачи:

образовательные - обеспечить понимание учебного материала всеми обучающимися класса, расширить и обобщить знания обучающихся о расовом и этническом составе населения мира, продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь особенностей населения и размещения на планете.

развивающие - способствовать развитию умения анализировать результаты, устанавливать причинно- следственные связи между особенностями населения и их размещением, и проблемами, умения применять знания к анализу явлений и процессов, изучаемых другими науками, совершенствовать навыки работы с учебником и картами.

воспитательные - содействовать воспитанию уважения человеческого достоинства, адекватно и полно познавать себя и других людей, воспитывать у обучающихся толерантность .

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: формировать умение выявлять географические закономерности расового, этнолингвистического состава населения мира, совершенствовать навыки работы со специальными картами; формировать умение понимать смысл терминов: нация, раса, консолидация, ассимиляция, межэтническая интеграция, сепаратизм, дискриминация, сегрегация, национализм.

  • Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: формировать умение работать в соответствии с предложенным планом; определять цель учебной деятельности;

познавательные УУД:

  • формировать умения анализировать особенности расового, этнолингвистического состава населения, обобщать факты, используя поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях;

  • выявлять причины и следствия( работа с учебником — анализ схем и таблиц, работа с картами атласа и дополнительным материалом), сопоставлять; развивать навыки исследовательской работы;

  • формировать умение строить логическое рассуждение, включающие установление причинно- следственных связей, опираться в поиске решений на собственный опыт( наблюдение за собственной работоспособностью);

коммуникативные УУД: сформировать умение кратко формулировать свои мысли в письменном и устном виде, вести диалог, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  • Личностные результаты: формировать навыки самостоятельной и групповой работы с учебными пособиями и техническими средствами информационных технологий, умение оценивания усвояемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор, способствовать воспитанию толерантности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок открытых мыслей

Методы: словесный, частично - поисковый,

Технология: критического мышления,

Формы деятельности: диалог, работа с учебником и картой, атласом, дополнительной литературой, отбор информации, групповая работа.

Оборудование: политическая карта, карта «Языковые семьи и народы мира», атлас, учебник, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблички с названиями групп, задания для групп.

Опорные понятия: численность населения, воспроизводство, половой и возрастной состав, расселение, миграция, раса, этнос, языковая семья, нация, народность, межнациональные отношения, государственный язык.

Новые понятия: консолидация, ассимиляция, межэтническая интеграция, сепаратизм, дискриминация, сегрегация, национализм.


Технологическая карта урока:


Этапы урока


Содержание

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. Момент.

1 мин

Приветствие уч-ся. Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть у всех в течение урока будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь соседу.

Диалог,

учитель — класс.

Приветствие уч-ся, проверка подготовки к уроку.

Определение рабочих групп: «Этнографы», «Антропологи», «Лингвисты», «Политологи».

Проверка готовности к уроку, прием «Твое настроение»

( приложение 1)

Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителем.

Актуализация знаний,

Целеполагание.

2 мин

Человек- главная производительная сила общества.

Как вы понимаете выражение: «Человечество- это народы»?

О чем говорит выражение: «Человек входит в мир через свою национальность»? Вот что сказал по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был как вы знаете, русским писателем, этнографом, создателем «Толкового словаря живого великорусского языка»: « Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух. Душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по — русски». Хочу заметить, что мать Даля была немка, отец- датчанин, принявший российское подданство. Следует заметить, эта формула не является абсолютной, и здесь могут быть исключения. Учет национальных особенностей населения важен и для экономической жизни страны. Они важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и отдельных производств, рационального использования трудовых ресурсов.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока «Человечество- мозаика рас и народов»

Как определим цель урока?

Фронтальный опрос, устное сообщение учителя, диалог

Выслушиваются различные варианты ответов. Напоминает : перед вами лежат таблички, выразите свое отношение к расовому и этническому составу населения в колонке «В начале урока». Затем определяют тему и цель урока: углубить знания о расовых и этнических особенностях населения мира. Выбирают средства реализации цели -групповая работа, отчет групп.

Ответы уч-ся, определяют тему и цель урока. Записывают тему в тетрадь.

Регулятивные: сформировать умение самостоятельно определять тему и цель урока,

личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

коммуникативные: умение воспринимать информацию в слух, отвечать на вопросы учителя,

познавательные: умение выделять главное.

Мотивация Создание проблемной ситуации. 2 мин.

В современную эпоху во многих регионах и странах мира все более актуальным становятся проблемы межнациональных отношений. В некоторых странах случаются межэтнические конфликты. Не смотря на то, что народы. Проживающие на территории одного государства интегрированы в современную , очень унифицированную жизнь, они сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Вам придется выяснить особенности населения, группы специалистов определят картину места человека в мире, используя информацию из учебника атласа, дополнительного материала. Результатом является ваш групповой отчет.

Рассказ — вступление, инструктаж

Настраивает на самостоятельное получение знаний

согласно алгоритму работы в группе.

Рассматривают рабочие листы, заполняют первую колонку «В начале урока», знакомятся с заданиями, целью работы группы, распределяют обязанности между членами группы, выбирают координатора группы.

Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение в группе.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий;

познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять главное.

Работа над новым материалом

8-10 мин.

Самостоятельная работа в группах.( см. рабочие листы для групп) приложение.

Самостоятельный поиск информации учащимися, частично — поисковый.

Направляет работу уч-ся, помогает преодолевать трудности

Работа в группах:

самостоятельно читают материал§7, ведут поиск информации в атласе, используют дополнительный материал, выполняют творческий отчет.

Регулятивные: работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы; познавательные:

учиться грамотно использовать в речи новые термины;

формирование интереса к предложенной ситуации

коммуникативные: работать в группе.

Закрепление изученного материала. 20 -25 мин. Общий вывод.

Творческий отчет 1 группы «Антропологи» -презентация «Расы мира»,

отчет 2 группы «Этнографы»-

схема «Ступени этноса»

отчет 3 группы «Лингвисты»-

синквейн «Язык»

отчет 4 группы «Политологи»-

глоссарий: сепаратизм, дискриминация, национализм, апартеид, сегрегация.

Способствовать усвоению знаний по теме.

Вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям различных рас и народов.

Анализ, синтез, обобщение, индивидуальная работа- презентация, схема, синквейн, глоссарий

Анализирует работу, обобщает

Выступают участники группы с творческим отчетом, остальные учащиеся делают записи в тетради.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию в слух, показывать презентацию.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять главное.

Рефлексия1 мин.

Выразите свое отношение к положению народов и рас в разных регионах мира в колонке таблицы «В конце урока», представьте, что вам нужно отправить телеграмму.

О каких проблемах , связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным сообщить?

Кому вы адресуете свои телеграммы?

Кто хотел бы зачитать свои телеграммы?

беседа

Предлагает закончить таблицу, выразить свое отношение к положению рас и народов, зачитать свои телеграммы

Отмечают в колонке таблицы «В конце урока» свое мнение и по желанию зачитывают телеграмму.

Регулятивные: умение кратко высказывать свое мнение.

Личностные: умение оценивания усваиваемого содержания( исходя из социальных и личностных ценностей),обеспечивающее личностный моральный выбор.

Выставление оценок. 2 мин.

Давайте подведем итог нашего урока.

Достигли ли вы цели урока?

Что было главным на уроке?

Что было интересным?

Хочу поблагодарить за активное участие в учебном диалоге( ф.. и..), давайте послушаем комментарии координаторов групп:

я хочу отметить работу: ф.. и..

Самооценка деятельности.

Проводит анализ урока.

Анализ отметок, выставление в дневник.

Высказывают свои мнения.

Определяют уровень достижений своих результатов, координаторы групп комментируют оценки участников.

Личностные:

формирование самооценки, уровня собственных знаний, оценка работы всей группы

Д/з 1 мин.

§ 7, составить 10 вопросов по теме, начинающихся со слов «Почему...?», «С чем связано...?», отражающие причинно- следственные связи;

индивидуальные задания: подготовить сообщения по теме «Религии мира» по выбору с целью выявления особенностей религиозного состава населения и влияния его на экономические и межнациональные отношения .


Объясняет д/з, записывает на доске, сообщает цели, содержание и способы выполнения д/з

Записывают д/з в дневник.

Регулятивные: планировать свою образовательную траекторию.


Итог урока

1 мин.

Я хочу узнать ваше мнение об уроке:

урок сегодня — легкий - трудный, интересный — скучный, полезный — ненужный.

Я ученик: старательный — ленивый,

внимательный — невнимательный,

усвоил урок — не усвоил.

беседа

Подводит итоги урока

Оценивают урок и свою деятельность на уроке.

Личностные: оценка своей работы и учителя .


Приложение 1.

Таблица «Мое отношение»

В начале урока


В конце урока


Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям.

Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира.

Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям.

Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира.






Моя оценка уроку и своей деятельности:

Сегодня урок: легкий — трудный, интересный — скучный, полезный — ненужный.

Я ученик: старательный — ленивый, внимательный — невнимательный, урок усвоил — не усвоил.



Рабочий лист урока группы «Антропологи»

координатор группы..................................................

состав группы.....Ф. И.............

время работы.....8-10 мин

Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов».

Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.

Алгоритм работы группы:

  • знакомство с целью, поставленной перед группой,

  • повторение необходимых понятий или терминов,

  • выполнение заданий по изучению нового материала,

  • первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),

  • отчет группы.

Задание для группы « Антропологи»:

Цель: выявить особенности и значение расового состава населения мира, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.

  • состав и значение расовых признаков( учебник п.7, доп мат-л , карты атласа стр. 6-7),

  • большие и малые расы(доп мат-л),

  • расовый состав по регионам мира,

  • презентация «Расовый состав мира»

Вывод: По мере развития культуры, цивилизации. А также биологического взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов стираются, возникают новые сочетания расовых признаков единого человечества.

Различия в природных условиях , а также интенсивные миграции населения привели к формированию 4 основных рас и нескольких переходных рас.

Оценки: Ф.И............................... ….Ф.И............................ ….


Рабочий лист урока группы «Этнографы»

координатор..............................................

состав группы....Ф.И...........

время работы...8-10 мин

Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов»

Цель урока: определить особенности расового и этнического состава мира.

Алгоритм работы группы:

  • знакомство с целью, поставленной перед группой,

  • повторение необходимых понятий или терминов,

  • выполнение заданий по изучению нового материала,

  • первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),

  • отчет группы.

Задание для группы «Этнографы»:

Цель: выявить этнические черты образа жизни населения мира, учитывая прогнозы специалистов, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.

  • этнос и совокупность его признаков,

  • этнические черты образа жизни,

  • прогнозы специалистов,

  • схема развития этноса..

Вывод: Этносы возникают не по воле людей, а в результате объективных исторических процессов. В этносе аккумулируются и ощущение человеком своего происхождения, и близость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией. Страны мира отличаются по национальному составу населению, преобладают многонациональные государства.

оценки Ф. И....................... …..Ф.И............................... ….


Рабочий лист урока группы «Лингвисты»

координатор.............................

состав..Ф.И....................

время работы....8-10 мин

Тема урока: «Человечество- мозаика рас и народов»

Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.

Алгоритм работы группы:

  • знакомство с целью, поставленной перед группой,

  • повторение необходимых понятий или терминов,

  • выполнение заданий по изучению нового материала,

  • первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),

  • отчет группы.

Задание для группы «Лингвисты»:

Цель: выявить особенности и причины возникновения территориальных различий в языках, привести примеры языков-изоляторов, отразите результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.

  • особенность народа- язык,

  • причины возникновения территориальных различий в языках,

  • что такое государственный язык?

  • Привести примеры языков -изоляторов,

  • Языки мира , используемые в ООН.

  • Синквейн «язык».

Вывод: язык — главная особенность народа, распространенные языки -английский, китайский, испанский. Классификация народов основана на языковом принципе, языки объединяются в языковые группы, которые входят в соств языковых семей. Наблюдается многообразие языков. Сколько языков — столько и народов.

оценки Ф.И........................... …. Ф.И...............................


Рабочий лист урока группы «Политологи»

координатор.................................

состав..Ф.И...............

время работы..8-10 мин.

Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов»

Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.

Алгоритм работы группы:

  • знакомство с целью, поставленной перед группой,

  • повторение необходимых понятий или терминов,

  • выполнение заданий по изучению нового материала,

  • первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),

  • отчет группы.

Задание для группы « Политологи»:

Цель: выявить причины, мешающие решению национальных проблем, отразите результаты в виде схемы или сообщения.

  • причины, мешающие решению национальных проблем,

  • национальные конфликты,

  • глоссарий: сепаратизм, дискриминация, национализм, апартеид, сегрегация.

Вывод: проблемы межэтнических отношений приобретают все большую остроту, особенно в условиях политической и экономической нестабильности, характерной для многих регионов и стран мира. Поэтому понимание культуры других народов становится необходимым для каждого человека.

оценки Ф.И.............. ….. Ф.И............................... ….


Дополнительный материал для группы «Антропологи»

  1. Состав и значение расовых признаков.

Раса(фр. «род», «порода», «племя»)- исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, в основном, внешних(телесных) признаках.

Широко распространено представление о делении современного человечества на «белую», «желтую», «черную» расы. Различия в цвете кожи зависит от количества красящего вещества- пигмента меланина, который по своим физическим и химическим свойствам одинаков у представителей рас. Антропологи к основным расовым признакам относят: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части головы, различия в пропорции тела, особые линии на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев. К «скрытым» признакам относят: содержание в тканях микроэлементов, виды цветовой слепоты, строение зубов. В главном — в чувствах и мыслях, в способностях и возможностях — люди разных рас равны и едины.

Наиболее наглядным является — потомство от смешанных браков: француз Александр Дюма( автор романа «Три мушкетера», «Граф Монте- Кристо») был внуком негритянки; великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин- потомок не только знатных и незнатных русских родов, но и «арапа Петра Великого», чернокожего Ганнибала(Абрам Петрович, 1697 -1781г., сын эфиопского князя).

  1. Большие и малые расы.

Большая европеоидная раса: светлая или смуглая кожа, волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, большое разнообразие окраски радужной оболочки глаз, узкий нос, тонкие или средней толщины губы. Малые: нордийская и балтийская, альпийская, среднеевропейская, восточноевропейская, средиземноморская, арменоидная.

Большая Монголоидная раса: желтоватый оттенок кожи. Прямые тугие волосы, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выступающими скулами, неширокий нос. Малые : азиатская и американская, арктическая, центральноазиатская, дальневосточная.

Большая Негроидная раса:темно-коричневая кожа, курчавые жесткие волосы, карие глаза,широкий нос, толстые губы. Три группы: негры, негрили, бушмены, готтентоты, высокорослые- суданцы, нилоты, малый рост- пигмеи.

Большая Австралоидная раса:темная окраска кожи, широкий нос, толстые губы: австралийцы- аборигены, папуасы, меланезийцы, айны, негртосы. Смешанные расы — мулаты, метисы, самбо.

  1. Расовый состав мира:

Зарубежная Европа : население полностью принадлежит к европеоидной расе, 50% населения включает состав трудно различающиеся расы.

Зарубежная Азия: распространены разные группы всех 4 больших рас.

Африка : большинство представляет негроидную расу, на юге живут около 5 млн. европеоидов и их потомков.

Америка: необычайная пестрота расового состава. Местное монголоидное население сохранилось лишь в отдельных районах.

Австралия и Океания: расовый состав пестр, резко преобладают представители европеоидной расы. Метисов мало.

Изучением рас занимался Н. Н. Миклухо — Маклай, долгое время проживший на о.Новая Гвинея, о. Папуа- Новая Гвинея , его называли «человек с Луны», он был уважаемым и почитаемым человеком здесь. Он боролся за права рас ,за равенство рас, описал обычаи папуасов. Также проблемы равноправия рас интересовали и Давида Ливингстона. В.В.Юнкер — исследовал цвет кожи, быт, обычаи жителей Центральной Африки. Елисеев А.В. - изучал народы и их обычаи Северной Африки, Эфиопии. Сегодня их коллекции украшают экспозиции Музея антропологии и этнографии Академии Наук в Санкт- Петербурге. В начале 20-го века Николай Гумилев , побывавший в Африке, привез коллекции и прекрасные стихи, посвященные народам и странам континента. Одно из самых известных:

«На таинственном озере Чад По лесистым его берегам

Посреди вековых баобабов И в горах, у зеленых подножий,

Вырезные фелуки стремят Поклоняются страшным богам

На заре величавых арабов Девы- жрицы с эбеновой кожей.

  1. Презентация «Расовый состав мира».


Дополнительный материал для группы «Этнографы»:

  1. Этнос и совокупность его признаков.

Этнос- исторически возникший вид социальной группы людей, обладающий совокупностю признаков: единством территории, культуры, языка, хозяйственно- бытовых особенностей.

Выделяют три стадии формирования этносов: племя, народность, нация.

В ходе развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этнического объединения. Наиболее интенсивно процессы объединения развивались с появлением государств. Специалистами выделяются 2 вида объединения: консолидация — процесс объединения родственных этносов и образование более крупных( из родственных славянских племен сформировались русская, украинская, белорусская нации),

ассимиляция — поглощение более крупными и развитыми этносами менее крупного. Бывает насильственная и ненасильственная( до революции в России царизм насильственно русифицировал другие народности, проявлялось в насаждении русского языка, православия, русской письменности). Происходит исчезновение малых народов в результате ассимиляции. Историк и этнограф Л.П. Шапошникова в 70-х годах 20-го века изучала в джунглях Индии австралоидные племена, живущие до сих пор в каменном веке. Именно труднодоступность их территории уберегла малый народ от исчезновения и ассимиляции, это было доказано Шапошниковой Л.П. Сейчас происходит:

Межэтническая интеграция -постепенное объединение далеких в этническом отношении народов. Существуют однонациональные ,если национальные границы совпадают с политическими( Польша, Япония, Египет), двунациональные (Бельгия, Канада, Турция), многонациональные государства(Великобритания, Испания, Бразилия, США, Эфиопия, Нигерия). Показать на карте.

  1. Этнические черты образа жизни: существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище..

пища : рыба — китайцы —не едят сырой, а японцы- едят сырую, монголы, зулусы- не едят рыбу.

мясо — индийцы — не едят говядину, мусульмане — свинину,

быт: болгары кивают при произношении «Нет», «Да» крутят головой отрицая. Американцы по- иному кладут ногу на ногу(щиколоткой), англичане- не умываются под текущей струей воды, как русские. В Исландии — есть лишь имя и отчество, а фамилия встречается редко.

  1. Прогнозы специалистов: специалисты считают, что мы эволюционируем, называют ряд возможных изменений на политической карте мира:

Европа: официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс. Может появится Конфедерация арктического Полярного круга.

Азия: Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира,

Африка: разделение Судана на две части, ЮАР на три.

Америка: В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек, Мексика на 4 части.

Австралия: может распасться на 4 государства, одно из них создадут аборигены.

Россия: часть Казахстана может присоединиться к России, могут возникнуть новые государства на Дальнем Востоке.

  1. Вывод: Этносы возникают не по воле людей, а в результате объективных исторических процессов. Этнос — носитель культуры.

Схема: В процессе своего развития этносы проходят три стадии: ПЛЕМЯ--- НАРОДНОСТЬ — НАЦИЯ- на доске прикрепить. По словам русского историка, географа Л.Н. Гумилева - «ЭТНОС рождается, мужает, стареет и умирает»

Дополнительный материал для группы «Лингвисты»

  1. Особенность , отличительный признак этноса — язык. По степени родства языки объединяют в языковые группы, которые входят в состав языковых семей: индоевропейская семья — 11 групп, китайско- тибетская, афразийская, алтайская, дравидская, австралонезийская, уральская, кавказская. Всего 36 семей. Известно не менее 5500 языков, из 4200 изучено 500, 1500- непризнанные, отмирающие.

  2. Государственный язык — язык конституции данного государства.

  3. Языки — изолят — нивхский, бурушаски, кусунда, нахали, берта, нара.Всего -13 языков.

  4. Языки мира — китайский, испанский, английский, хинди, русский на 8 месте. Языки бывших метрополий являются официальными в странах- колониях. Например, английский язык является официальным языком в 76 странах, французский — в34 странах, испанский — в 21 стране, португальский — в 8.

Языки, используемые в ООН - английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский — официальные и рабочие языки.

  1. Синквейн «Язык»:

  • Язык

  • Важнейший, отличительный

  • Возникает, классифицируется, объединяется

  • Язык группируется в семьи языков.

  • Признак.

Вывод: язык — главная особенность народа, распространенные языки -английский, китайский, испанский. Классификация народов основана на языковом принципе, языки объединяются в языковые группы, которые входят в состав языковых семей. Наблюдается многообразие языков. Сколько языков — столько и народов.


Дополнительный материал для группы «Политологи»

  1. Причины, мешающие решению национальных проблем:

Развивающиеся страны: низкий уровень экономического развития, религия, натравливание одних племен на других, религиозный экстремизм. В Африке, в Южной Америке — концентрация границ проводилась без учета границ проживания народа.

Развитые страны: не желание правительства дать неимущим политическую и экономическую свободу, юридическое неравенство. Существует закономерность проявления национальных проблем: конфликты возникают в многонациональных и двунациональных странах. Неравенство в уровне развития и жизни народов, живущих в одной стране, также является причиной межэтнических конфликтов.

  1. Многоязычное население приводит к национальным конфликтам, так как государство не может удовлетворить все требования народов, населяющих его(Афганистан, Боливия, ЮАР, Канада, Индия, Таиланд, Сирия).

Правительство должно относится толерантно к народам, населяющим государство. 16 ноября 1996 - Международный день толерантности, принятый ООН.

3. Учитывая проявления бесчеловечности в расовой политике, мы составили глоссарий:

Дискриминация — ущемление прав какой -либо группы граждан.

Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации — лишение или ограничение политических, экономических и гражданских прав какой — либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах( резервациях -индейцы, аборигены в Австралии , в ЮАР- в бантустанах).

Сепаратизм — стремление к отделению какой — либо территории от государства.

Национализм — национальное превосходство,

Сегрегация — политика принудительного отделения какой- либо группы населения.

Хочется сказать об этом стихами Леонарда Коса:


Стихи Леонарда Коса «Цветной»:


В автобусе и в лавке, Спеша вдохнуть блаженство,

В кафе , на пляже, в сквере, Забытое давно, я это изреченье

На почте и в конторе, у входа прочитаю: «Цветному рядом с белым дышать запрещено!»

В аптеке и в кино,

Везде косые взгляды,

Захлопнутые двери,

Цветному рядом с белым

Дышать запрещено.

Наверно и за гробом,

Придя к воротам рая,

Вывод: проблемы межэтнических отношений приобретают все большую остроту, особенно в условиях политической и экономической нестабильности, характерной для многих регионов и стран мира. Поэтому понимание культуры других народов становится необходимым для каждого человека.



Общий вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Благодаря исследовательским работам ученых географов, этнографов, антропологов были выявлены особенности и проблемы расового, этнического состава населения мира. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям различных


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!