Урок литературы в 9 классе
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Учитель: Шишкина Т.С.
Тема урока: Чацкий против фамусовской Москвы (2 часа)
Цель урока: сопоставить двух основных персонажей комедии, Чацкого и Фамусова, выявить их мораль и жизненные ценности; выяснить, за что и против чего выступает Чацкий.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение: работа с литературоведческими понятиями
- К какому роду литературы относится пьеса Грибоедова А.С. «Горе от ума»? Почему? (Перед нами драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), т.к. произведение предназначено для постановки на сцене. Содержание драмы составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалогов, монологов. Речь действующих лиц сопровождается ремарками).
- Назовите особенности драмы? (1) характеры действующих лиц создаются речевым языком; 2) позиция автора скрыта больше, чем в лирическом и прозаическом произведении (поэтому изучение драматического произведения требует от читателя развитого воображения).
- Что такое конфликт? Какие конфликты можно обозначить в рассматриваемой пьесе? (Конфликт – столкновение противоречий, движущая сила действий в произведении. В пьесе можно выделить такие конфликты, как общественный, любовный).
- Почему нельзя говорить о соблюдении принципа трех единств в этом произведении? (В комедии А.С.Грибоедова несколько конфликтов)
2. Работа с текстом
Давайте выясним, в чем своеобразие конфликтов в этом произведении.
- Напомните, зачем приезжает в Москву Чацкий? (Чацкий возвращается в Москву прежде всего к Софье, он желает рассказать ей о своих чувствах)
- Как вы думаете, что послужило толчком к тому, что герой стал высказывать свои взгляды? (Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей. Чацкий уязвлен холодностью Софьи, пытаясь выяснить, кто соперник, он невольно вступает в столкновение с обществом)
- Меняется ли ход пьесы, ее тональность вслед за встречей Чацкого и Фамусова? (Пьеса приобретает серьезный тон: затрагиваются важные проблемы)
- Почему автор вводит целую сцену одному только сообщению: «К вам Александр Андреевич Чацкий!» (д.2, я.2) (Подчеркивается значительность события и важность этого персонажа)
- Каково первоначальное отношение Фамусова к Чацкому? Кем они друг другу приходятся? Какого бы зятя желал Фамусов? Почему не видит в этой роли Чацкого? (Фамусов любит Чацкого: это сын его покойного друга. Поэтому первоначально он искренне рад встрече: «Здорово, друг; здорово, брат! Здорово». Но Чацкий не отвечает запросам отца, желающего выдать дочь замуж удачно).
- Насколько справедлива фраза Фамусова:
«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди»?
- Как вы думаете, чем Чацкий занимался вдали от Родины? Согласны ли вы, что он бездельничал? (За границей Чацкий смотрит, как живет Европа, осознает, что в России многое происходит неправильно, там же герой задается вопросом смысла жизни)
3. Проверка домашнего задания:
1). Каковы представления Чацкого о службе, карьере? Что он думает о мундире? (д. II, я.2; д. II, я.5; д. III, я.3)
2). Расскажите об отношении Фамусова к службе, служащим, делам. Каково его положение в обществе? С какой фразой появляется Фамусов в пьесе? О чем это может говорить? (Фамусов – управляющий в казенном доме, богатый барин, свой человек в среде знати. Он гордится своим положением. Именно барство выделяется в Фамусове как в первом лице барской Москвы)
3). Таким образом, в чем разница в понимании службы, дела, карьеры этих двух персонажей?
4. Анализ текста
Выразительное чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (д. II, я.1) заранее подготовленным учеником и его анализ:
- К кому обращен этот монолог?
- Как вы думаете, чувствует себя герой в этот момент? Каким мы его здесь себе представляем? Почему?
- Что за обновка у Петрушки? Как она характеризует барина?
- Какие фразы и почему автор выделяет курсивом? Что можно сказать о перечне дел Фамусова?
- Какие качества человеческого характера и поведения составляют для Фамусова «образец похвального житья»?
- Как вы думаете, в чем комический эффект слов: «А с чувством, с толком, с расстановкой», «Она не родила, но по расчету по-моему: должна родить»?
- Какова цель ведения этого монолога в комедию? Как он характеризует Фамусова и фамусовское общество в целом? (Герой философствует над мелкими житейскими делами. Фамусовское общество – большая семья, где все друг про друга все знают)
- Каков идеал человека и гражданина у Фамусова? О ком он говорит как «образце похвального житья»? Почему? (д. II, я.1; д. II, я.2) (Кузьма Петрович, Максим Петрович – это люди, которые живут лестью, низкопоклонством, раболепием, шутовством. Они готовы на все ради достижения положения в обществе. Идеальный человек - тот, который во всем ищет выгоду).
Индивидуальные сообщения двух учеников (д. II, я. 2):
1). Как Фамусов оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно «век государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным? (Фамусов – хранитель старинных традиций, его идеал – вельможа екатерининского времени, готовый при случае сыграть шутовскую роль, забыв про свой возраст и надменный нрав).
2). В чем Чацкий видит разницу между «веком минувшим» и «веком нынешним»? Показательна оговорка Чацкого «Я не об дядюшке об вашем говорю,/ Его не возмутим мы праха». Как ее можно понять? (Чацкий дает обобщенный образ вельможи «века минувшего»: двойственное отношение к людям («Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли; А тем, кто выше, лесть как кружево плели»). «Век минувший» называет «веком покорности и страха», «усердия к царю»).
5. Выводы по проведенному анализу текста:
-Таким образом, чем объясняется беспокойство Фамусова в отношении Чацкого? (Фамусову страшно в нынешнем поколении то, что «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов» и что в таких, как Чацкий, развито умение размышлять «не глядя на старших», привычка иметь свое суждение («Что говорит! и говорит как пишет!»).
6. Сопоставительный анализ монологов Чацкого и Фамусова
Выразительное чтение монологов заранее подготовленными учениками (д. II я. 5 «Вкус, батюшка, отменная манера», д. II я. 5 «А судьи кто?»)
- Где происходит действие? О каком городе еще идет речь в произведении? Вспомните, пожалуйста, как исторически развивались южная столица России - Москва и северная - Петербург? (Петербург находился на границе, он больше ориентирован на западную культуру, тогда как Москва считалась в то время хранительницей старины, патриархальным городом)
«Как все московские, ваш батюшка таков…», - говорит Лизанька Софье, да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток». Вот мы сейчас с вами и выясним, что это за характерные московские черты, и как к ним относится Чацкий.
- За что Фамусов хвалит Москву в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера»? Какие «законы» столицы упоминает?
- С каким чувством он произносит этот монолог? Искренен ли он? Что слышится в его последней фразе: «Решительно скажу: едва, / Другая сыщется столица как Москва!»? Почему? (Фамусов – патриот сложившихся устоев дворянской Москвы)
- Какие черты московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе «А судьи кто»? Какое настроение преобладает в этом монологе? В чем тайна его страстности? (Праздная жизнь дворянства наполнена обедами, балами, разорительными затеями. Чацкий бичует патриархальную Москву за отрицательное отношение к свободе мысли, слова, за нечестное добывание чинов и богатства, за презрение к человеческому достоинству)
- Оба персонажа говорят о любви к городу, но любовь эта разная. Здесь возникают такие понятия как «патриотизм ложный» и «патриотизм истинный». К кому они относятся и почему? (Фамусов – патриот нравов, он гордится московским обществом и доволен тем, что есть. Убеждения Фамусова непоколебимы, ибо проверены временем. Чацкий – патриот своей страны, своего народа. Он желает, чтоб его Отчизна была лучше, развивалась, отсюда сатирические нотки при характеристики устоев московского общества).
- Таким образом, что общего и различного в мнениях двух персонажей о Москве? Как эти монологи характеризуют героев? Какими вы их увидели в словесной дуэли? (Оба персонажа согласны, что жизнь в Москве застойная, но по-разному к этому относятся).
7. Выводы по проведенному анализу текста:
- Каковы жизненные ценности для Фамусова и для Чацкого? (Религия Фамусова –мнение света; ему важно, что будут говорить другие. Ценность для Чацкого - ум и внутренняя свобода)
8. Заполнение таблицы:
- За что и против чего выступает Чацкий?
за | против |
Идеал человека - свободная и просвещенная личность; идеал жизни – свобода от рабства во всех его проявлениях | Угодничество, низкопоклонство, раболепство |
Служба делу, а не лицам («Служить бы рад, прислуживаться тошно») | Служба из-за личных выгод |
Истинное просвещение («Теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…») | Внешний лоск в образовании («Набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле») |
Отмена крепостного права, уважение к простому народу | Крепостное право («А судьи кто?») |
Национальное достоинство | Засилие иностранного |
| Чинопочитание, бюрократизм |
- Приведите примеры из текста, в которых Грибоедов А.С. заклеймил низкопоклонство перед Западом? (д I, я.4;.д. III, я.22)
9. Домашнее задание
Прочитать действие III. Охарактеризовать гостей на балу у Фамусова. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого.
6