Тема: Частица как часть речи 7 кл
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Эмоциональный настрой сл 1
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Сл 2
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
- Итак, не будем терять времени и перейдём к работе.
II.
III. Формулирование темы урока. Сл 3
Тему нашего исследования мы узнаем, когда разгадаем филворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных вам частей речи.
ЗАДАНИЕ:
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Выпишите из первого слова 4 букву. 7 БУКВУ ИЗ 2-ГО СЛОВА. ИЗ 3-ГО СЛОВА 1 –Е. ИЗ 4 СЛОВА 6 БУКВУ. Что остается? Выход на тему урока сл 3
| | | | п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | | | | |
| п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | | |
| | | | | | | С | о | ю | з | | | | | | |
| | ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | | | |
| | н | а | р | е | ч | И | е | | | | | | | | |
| | | | | | | Ц | | | | | | | | | |
| | | | | г | л | А | г | о | л | | | | | | |
Теперь мы уже можем назвать загаданное слово. Ответьте на вопрос, какую часть речи мы начинаем исследовать?
Формулируют тему и цель урока. Сл 4
IV. Постановка цели урока.
Ребята, скажите, а что вам уже известно об этой части речи?
Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Для чего нам необходимо изучать эту часть речи.
Конечно же, чтобы грамотно, выразительно говорить, писать, а самое главное, ребята, что эта тема встречается в вопросах ЕГЭ.
Итак, в конце этого урока мы должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи, уметь находить частицы в тексте, определять их значение.
Сл 5: Синтаксическая пятиминутка
Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?
Почему?
( Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)
1ый вывод. Частица – служебная часть речи.
– А для чего же служит?
– Прочитаем предложение без частицы и сравним.
– Изменился ли основной смысл предложения?
– Какое значение вносит частица в предложение?
(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
-Какое же значение имеют частицы? Запишем
Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Сл 6
Сравним предложения. Запишем их.
Командир говорил просто и убедительно.
Я просто ослеп от яркой вспышки света.
Давайте определим, какой частью речи являются выделенные слова?
(ученики думают)
В первом предложении просто зависит от сказуемого говорил и является наречием.
Во втором предложении слово просто не является членом предложения и к нему нельзя поставить вопрос. Данное слово усиливает значение сказуемого.
Это частица.
Сл 7
Запишем определение, что такое частица? (Функция частицы: придавать различное значение…..
Слово учителя: В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же , вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь).
Сл 8
Найдем в тексте частицы и выпишем их. Уберем из текста частицы. Что произойдет? Текст потеряет свою выразительность и эмоциональность. Эту эмоциональную окраску речи придают частицы.
Как красиво в осеннем лесу! Вокруг тихо. Только шелестят под ногами опавшие листья. Вот упал желудь, за ним другой. А здесь лежит яркий кленовый лист. Откуда же он взялся? Ведь кругом растут только дубы и ели. Неужели его ветер принес издалека? Нет, вон стоит небольшое кленовое деревце, которое трудно сразу заметить. А вот как оно украсило лес!
Сл 9 Как и предлоги и союзы, частицы делятся по составу на простые и составные:
Виды частиц по составу
Частицы бывают простыми, то есть состоящими из одного слова (например: лишь, бы, неужели, уж и др.) и составными, то есть состоящими из двух и более слов (например: что за, что ли, в точности, навряд ли, всего лишь и др.).
Сл 10 Физминутка для глаз
Сл 11 и 12
Работа по учебнику:
Сл 13 и 14 Повторение-тест
Ключи: 1-3 2-1 3-3 4-2
Сл 15 – рефлексия
Сл 16 – дифф д/з