СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как часть речи 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи 7 класс»

Тема: Частица как часть речи 7 кл

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Эмоциональный настрой сл 1

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.



Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Сл 2

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.

- Итак, не будем терять времени и перейдём к работе.

II.

III. Формулирование темы урока. Сл 3

Тему нашего исследования мы узнаем, когда разгадаем филворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных вам частей речи.

ЗАДАНИЕ:

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?



Выпишите из первого слова 4 букву. 7 БУКВУ ИЗ 2-ГО СЛОВА. ИЗ 3-ГО СЛОВА 1 –Е. ИЗ 4 СЛОВА 6 БУКВУ. Что остается? Выход на тему урока сл 3









п

р

и

Ч

а

с

т

и

е






п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е










С

о

ю

з









ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е






н

а

р

е

ч

И

е
















Ц















г

л

А

г

о

л











Теперь мы уже можем назвать загаданное слово. Ответьте на вопрос, какую часть речи мы начинаем исследовать?

Формулируют тему и цель урока. Сл 4

IV. Постановка цели урока.

Ребята, скажите, а что вам уже известно об этой части речи?

Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Для чего нам необходимо изучать эту часть речи.

Конечно же, чтобы грамотно, выразительно говорить, писать, а самое главное, ребята, что эта тема встречается в вопросах ЕГЭ.

Итак, в конце этого урока мы должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи, уметь находить частицы в тексте, определять их значение.



Сл 5: Синтаксическая пятиминутка

Как прекрасно запечатлел художник на полотне  предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?

Почему?

Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)

1ый вывод. Частица – служебная часть речи.

– А для чего же служит?

– Прочитаем предложение без частицы и сравним.

– Изменился ли основной смысл предложения?

– Какое значение вносит частица в предложение?

(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

-Какое же значение имеют частицы? Запишем


Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.



Сл 6

Сравним предложения. Запишем их.

  • Командир говорил просто и убедительно.

  • Я просто ослеп от яркой вспышки света.


Давайте определим, какой частью речи являются выделенные слова?

(ученики думают)


В первом предложении просто зависит от сказуемого говорил и является наречием.

Во втором предложении слово просто не является членом предложения и к нему нельзя поставить вопрос. Данное слово усиливает значение сказуемого.

Это частица.


Сл 7

Запишем определение, что такое частица? (Функция частицы: придавать различное значение…..

Слово учителя: В русском языке частиц немного. По частоте употребления они  находятся в первой сотне самых используемых слов (так же,  как и предлоги, союзы и некоторые местоимения).  В эту сотню самых частотных слов входит  11 частиц (не, же , вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь).

Сл 8

Найдем в тексте частицы и выпишем их. Уберем из текста частицы. Что произойдет? Текст потеряет свою выразительность и эмоциональность. Эту эмоциональную окраску речи придают частицы.

Как красиво в осеннем лесу! Вокруг тихо. Только шелестят под ногами опавшие листья. Вот упал желудь, за ним другой. А здесь лежит яркий кленовый лист. Откуда же он взялся? Ведь кругом растут только дубы и ели. Неужели его ветер принес издалека? Нет, вон стоит небольшое кленовое деревце, которое трудно сразу заметить. А вот как оно украсило лес!



Сл 9 Как и предлоги и союзы, частицы делятся по составу на простые и составные:

Виды частиц по составу

Частицы бывают простыми, то есть состоящими из одного слова (например: лишь, бы, неужели, уж и др.) и составными, то есть состоящими из двух и более слов (например: что за, что ли, в точности, навряд ли, всего лишь и др.).



Сл 10 Физминутка для глаз

Сл 11 и 12

Работа по учебнику:



Сл 13 и 14 Повторение-тест

Ключи: 1-3 2-1 3-3 4-2

Сл 15 – рефлексия

Сл 16 – дифф д/з






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!