Предмет: русский язык
Класс: 3 «А»
Тип урока: Урок изучение нового материала
Учащихся в классе: 23
Используемые учебники и учебные пособия: учебник русский язык Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Тема: «Части речи в русском языке».
Цель урока: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
–Запишите число, классная работа.
1. Словарная работа.
– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса –
1) площадка на наклонной поверхности земли;
2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)
– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
2. Введение в тему урока.
Беседа о многообразии слов.
– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?
– Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. (На доске изображён мешок и слова.)
-Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли в один «карман» положить слова хлеб и плакать, в другой у и плохо? Будет ли порядок?
– Как же установить порядок, сгруппировать слова? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.
- Давайте попробуем навести порядок.
ΙII. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение за словами в предложении.
Упр. 205.
– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)
– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)
– Что обозначают все эти слова? (Действие.)
Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.
– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)
Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.
Дети заканчивают схему:
Глагол Прилагательное Существительное
действие признак предмет (лицо)
(что делают?) (какие?) (кто?)
Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
2. Формулирование темы и цели урока.
–Чем мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока.( Части речи в русском языке.)
– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)
3. Наблюдение за частями речи.
а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:
– Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?
б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах. Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.
Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)
– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.
– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?
– Где вопрос невозможен?
– Составьте текст.
Вариант текста:
Рассвет
Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.
– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Связать слова, переставить их в нужном порядке.)
– Слова каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.)
– Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются в тексте? (Предметы и действия.) П. Как они называются? (Существительные и глаголы.)
1. Работа с определением и схемой.
– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)
– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)
– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?
– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?
- Что такое междометия?
– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
- Вернемся к разбросанным словам. Теперь мы можем навести порядок?
- Как? (По частям речи.)
-Распределим.
V. Итог урока.
– Что общего у слов одной части речи?
– Какие части речи вы знаете?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 210.
2. Выучить классификацию частей речи.
5
5