СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

Просмотр содержимого документа
«Части речи в русском языке»


Предмет: русский язык

Класс: 3 «А»

Тип урока: Урок изучение нового материала

Учащихся в классе: 23

Используемые учебники и учебные пособия: учебник русский язык Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Тема: «Части речи в русском языке».

Цель урока: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

Планируемые УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

I. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

–Запишите число, классная работа.

1. Словарная работа.

– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса –

1) площадка на наклонной поверхности земли;

2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)

– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

2. Введение в тему урока.

Беседа о многообразии слов.

– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

– Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. (На доске изображён мешок и слова.)

-Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли в один «карман» положить слова хлеб и плакать, в другой у и плохо? Будет ли порядок?

– Как же установить порядок, сгруппировать слова? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

- Давайте попробуем навести порядок.

ΙII. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за словами в предложении.

Упр. 205.

– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)

– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)

– Что обозначают все эти слова? (Действие.)

Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.

– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)

Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.

Дети заканчивают схему:

Глагол Прилагательное Существительное

действие признак предмет (лицо)

(что делают?) (какие?) (кто?)

Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

2. Формулирование темы и цели урока.

–Чем мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока.( Части речи в русском языке.)

– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)

3. Наблюдение за частями речи.

а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:

– Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?



б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах. Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.

Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)

– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.

– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?

– Где вопрос невозможен?

– Составьте текст.

Вариант текста:

Рассвет

Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.

– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Связать слова, переставить их в нужном порядке.)

– Слова каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.)

– Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются в тексте? (Предметы и действия.) П. Как они называются? (Существительные и глаголы.)

1. Работа с определением и схемой.

– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

- Что такое междометия?

– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

- Вернемся к разбросанным словам. Теперь мы можем навести порядок?

- Как? (По частям речи.)

-Распределим.

V. Итог урока.

– Что общего у слов одной части речи?

– Какие части речи вы знаете?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 210.

2. Выучить классификацию частей речи.



5

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!