Час воспитателя.
Тема: «Золотое правило нравственности».
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Цель:
Создать условия для формирования среди суворовцев представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей.
Задачи:
1. Способствовать формированию умений выражать свою точку зрения и выслушивать мнения других;
2. Создавать условия для формирования навыков находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;
3. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди обучающихся.
Ход занятия.
Я хочу вам поведать одну историю. Это случилось в давние времена.
«Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев впервые зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же». (По книге «Классическая басня».)
Воспитатель: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Да, ребята. Темой нашего общения будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».
Мальчик Петя перешёл в новую школу, где нет ни знакомых, ни друзей. Он очень волновался: как построить отношения с ребятами и учителями, чтобы было так же хорошо, как в прежней школе, где его любили? Он спросил перед выходом из дома у бабушки: «Как себя вести?». Бабушка ответила: «Следуй золотому правилу нравственности». Но Петя не знал такого правила, поэтому всю дорогу был озадачен.
Каждый из вас был на месте Пети при поступлении в училище, а вот следуете ли вы этому «золотому правилу нравственности», мы узнаем. Я очень надеюсь, что мы с вами сегодня сформулируем правила нравственного поведения, а самое главное, будем следовать им в жизни.
Почему это важно?
Законы нравственного поведения интересовали людей с древности. Сейчас я предлагаю проанализировать высказывания древних мудрецов и вывести золотое правило нравственности.
Но т.к. вы будете работать в группах напоминаю вам правила работы:
Задание 1. «Золотое правило нравственности»
Прочтите, проанализируйте изречения. Выведите золотое правило нравственности.
Ахикар (Ассирия, около 700 лет до н. э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: «Сын, то, что тебе кажется плохим, ты не должен делать своим товарищам».
Конфуций (Древний Китай, 552–479 до н. э.): «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
«Махабхарата» (Древняя Индия, V в. до н. э.): «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».
Будда ( Древняя Индия, VI–V вв. до н. э.): «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».
Гиллель (Иудея, I век до н. э.) на вопрос, как можно кратко изложить содержание Торы, ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора. Остальное – комментарии».
Пророк Мухаммед (571–632 гг.): «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Фалес Милетский (Древняя Греция, VI век до н. э.) на вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
Евангелия от Матфея и Луки: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 2); «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).
Итог: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Какой вывод для себя вы можете сделать? Какое должно быть поведение у человека? А какое на ваш взгляд может быть продолжение у следующей истории. Обсудите и придумайте продолжение притчи. (текст лежит на столе)
Задание 2. «Допиши притчу».
ПРИТЧА «Собака и зеркало»
Прочитайте текст притчи, обсудите в группе и придумайте продолжение:
Назовите причину смерти собаки. Какой
Расскажите, как надо было поступить собаке, чтобы жизнь её была счастливой?
Итог притчи: какой вывод мы для себя можем сделать? Не надо быть агрессивным человеком.
Глядя на людей, мы можем проникать к ним симпатией или антипатией в зависимости от того, какие эмоции написаны на лице. Давайте попробуем изобразить некоторые из них.
РЕЛАКСАЦИЯ. ПАНТОМИМА.
Нахмурьтесь как рассерженная мама.
Изобразите хитрую лису.
Опечальтесь очень.
Улыбнитесь как солнышко.
Станьте серьёзными и спокойными.
Итог: нужно чаще улыбаться. Эмоции, написанные на наших лицах, имеют большое значение.
Много пословиц можно связать с золотым правилом нравственности. У вас на столах лежат некоторые из них. Но они перепутаны. Соберите их.
Задание 3. «Собери пословицы»
Составьте текст пословицы, соединив её части.
Итог: уважайте и цените окружающих вас людей. Совершайте добрые дела.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру “словарь вежливых слов. Я начну читать предложения, а вы должны их закончить.
Задание 4. Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит добрый…(день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте).
Когда ругают нас за шалости, говорим, прости…(пожалуйста).
И во Франции, и Дании на прощанье говорят… (до свидания).
Итог: будьте вежливы! Всегда следите за своей речью.
Давайте выясним, какие черты характера вам мешают, а какие вы бы хотели приобрести? Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу. Мы ее поместим в портфолио и в конце года вернемся к ней, чтобы выяснить как каждому из вас удалось улучшить свой характер.
Задание 5. «Черты характера»
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
| |
Итог: Как вы думаете, достигли мы цели нашего занятия? Да, мы сформулировали золотое правило нравственности, и обсудили какие поступки помогают нам его соблюдать.
Общий итог.
Не надо быть агрессивным человеком
Нужно чаще улыбаться
Уважайте и цените окружающих вас людей. Совершайте добрые дела.
Будьте вежливы! Всегда следите за своей речью
А закончить занятие я хочу напутствием:
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
что годы живёшь ты не зря!
Доброта как солнце. Я желаю вам, чтобы ваше солнышко всегда жило с вами, и согревало вас своим теплом. Хочу подарить вам солнышко, чтобы вы были добрыми людьми и всегда всем помогали. Будете счастливы! Спасибо всем!
4