СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения с элементами тренинга. «Выбор профессии- дело серьезное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час общения с элементами тренинга.

«Выбор профессии-

дело серьезное»

Просмотр содержимого документа
«Час общения с элементами тренинга. «Выбор профессии- дело серьезное»»





Тамдинская средняя школа





Классный час в 11 «Б» классе

Час общения с элементами тренинга.

«Выбор профессии-

дело серьезное»

Классный руководитель Рябова О.А





2017 год.











«Выбор профессии - дело серьезное»

Форма занятия: час общения с элементами тренинга.

Цель занятия: расширение знаний учеников об ошибках в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.

Задачи занятия:

  1. дидактическая – познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии; с профессиями, необходимыми требованиями и качествами требующимися для данных специальностей; выявить уровень личных профессиональных склонностей;

  2. развивающая – формировать потребность в успешной самореализации, содействовать личному и профессиональному самоопределению выпускников; способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, само рефлексии;

  3. воспитательная – воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

Используемые методы: рассказ, словесная иллюстрация, защита проектов, тестирование, разбор ситуаций.

План занятия:

1. Вступительное слово

2. Особенности ошибок в выборе профессии

3. Анализ ситуаций, выполнение заданий





4. Блиц-турнир «Вопросы о профессиях»

5. Рефлексия. Поведение итогов

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Я сегодня на занятии рада видеть вас, ребята, гостей. Давайте улыбнемся, и пожелаем хорошего, позитивного настроя друг другу на весь сегодняшний день.

А занятие начтем с притчи "О трех каменщиках".

«Однажды трех каменщиков, которые строили храм, спросили: "Что вы делаете?" Первый сердито буркнул: "Разве не видите, я работаю". Второй ответил: "Я зарабатываю деньги себе и своей семье". А третий воскликнул: "Я строю величайший собор в мире!"»

Почему, у людей занимающихся одним делом, такие разные эмоции и отношения к выполнению одной и той же работы? (Все они занимались одним делом, но каждый относился к нему по-своему. Один просто выполнял свой долг, другой зарабатывал деньги, и только третий был по-настоящему воодушевлен и увлечен делом. Он понимал, что вносит свой вклад в великое общее дело, и потому получал удовольствие от работы.)

Выбор профессии - эта тема очень важна, так как скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь.Высшие учебные заведения,средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. (Поднимите руки, кто сделал уже свой выбор).



  1. Подбери примеры профессий.

Учитель:Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):

- Человек - природа.

- Человек - техника.

- Человек - человек.

-Человек - знаковая система.

-Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).  

- Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.

(1-ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.

2-ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.

3-ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.

4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.

5-ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).

Типы профессий

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

Парикмахер

Продавец

Врач

Учитель

Судебно-медицинский эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор торговли

Адвокат

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Администратор

Агроном

Зоотехник

Ветеринар

Зооинженер

Егерь

Биолог- исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Инженер-механик

Инженер-электрик

Слесарь-ремонтник

Инженер-конструктор

Водолаз

Водитель

Радиотехник

Швея

Связист

Токарь


Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор

издательства

Языковед

Финансист

Бухгалтер

Нотариус

Фотограф

Делопроизводитель

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Плановик

Художник-декоратор

Художник-реставратор

Настройщик музыкальных инструментов

Артист

Искусствовед

Цветовод-декоратор

Дизайнер интерьера

Композитор

Бренд-менеджер

Специалист по рекламе

Имиджмейкер



Учитель:

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный  русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:

-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;

- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;

- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;

- тщетные науки - алхимия, астрономия;

- вредительские науки - колдовство.

- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным,  какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (устно)

Как выбрать профессию?

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

-Чем тебе интересно заниматься?

-Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?

-Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

-Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?

-Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?

-Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

-Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?

-Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

Учитель:

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии и о серьезности своего выбора. Поэтому тема занятия выбрана не случайно «Выбор профессии — дело серьезное».

2. Особенности ошибок в выборе профессии

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Под типичными ошибками при выборе профессии понимают результат неправильных действий в процессе выбора профессий, характерных для большинства учащихся.

Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Типичные ошибки при выборе профессии

  1. Незнание мира профессий

  1. Незнание себя

  1. Незнание правил выбора профессии

  1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

  2. Предубеждения в отношении престижности профессии.

  1. Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.

  2. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

  1. Отождествление учебного предмета с профессией.

  2. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

  3. Выбор профессии «за компанию».

  4. Неумение определить пути получения профессии.

I. Незнание мира профессий (Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии).

Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о ее престижности. Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

(Далее заслушивает защита 2-3 проектов)

II. Незнание себя (Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии).

Для школьников часто характерна завышенная оценка своих способностей. Им кажется, что они могут овладеть любыми профессиями. Нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Нужно с помощью специалистов объективно выявить свои профессиональные способности и возможности. Особенно многие допускают ошибки из-за переоценки состояния своего здоровья. Школьники часто не умеют соотнести свои способности с требованиями профессии.

III. Незнание правил выбора профессии (Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии).

Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это еще не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.

Немалую роль здесь играют курсы самоопределения и просветительская работа

Учитель:

Давайте проведем опрос «Определение профессиональных склонностей».

(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши(модификация Г.В.Резапкиной)

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы)

Склонность — это влечение к какому-нибудь занятию. Она выражена в баллах.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Учитель:

Поднимите руки, у кого совпал ваш личный выбор профессии с полученными результатами.

Анализ ситуаций, выполнение заданий

Учащиеся разбиваются на группы, каждой из которых раздается карточки с ситуациями выбора профессии.

Карточка 1

Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В то время, она по характеру довольно замкнутая, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли девушка стать хорошим учителем?

Карточка 2

Юноша 17 лет. Выбрал профессию следователя и собирается поступать в среднюю школу милиции по совету друга, который хочет работать в милиции. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимается радиотехническим кружке. Подходит ли профессия следователя для этого юноши?

Карточка 3

Андрей мечтал стать военным моряком. Когда его дядя — офицер подводной лодки - приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы дяди. В школе он хорошо учился, но у него кружится голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании Андрей никому не говорил, с врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?

Карточка 4

Витя давно увлекается техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел хорошие и отличные оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания девятого класса его лучший друг уговорил Витю поступать в ПУ по профес­сии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил вместе с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?

4. Блиц-турнир «Вопросы о профессиях»

  1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)

  2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)

  3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)

  4. Специалист по сборке и налад­ке механического оборудования. (Слесарь.)

  5. Специалист по обработке ме­таллов давлением. (Чеканщик.)

  6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)

  7. Мастер по ручной ковке ме­талла. (Кузнец.)

  8. Специалист с высшим техни­ческим образованием. (Инженер.)

  9. Владелец сельскохозяйствен­ного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)

  10. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Са­довод.)

  11. Специалист по технологии со­единения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)

  12. Специалист по уходу за ло­шадьми. (Коневод.)

  13. Специалист по духовым и кла­вишным инструментам. (Музыкант.)

  14. Специалист, владеющий нож­ницами и расческой. (Парикмахер.)

  15. Специалист по изучению про­цессов, происходящих в земной ат­мосфере. (Метеоролог.)

  16. Специалист по обработке дере­ва. (Столяр.)

  17. Специалист, наносящий рису­нок на ткань. (Раклист.)

  18. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрическо­го оборудования. (Электромонтер.)

  19. Специалист по передаче инфор­мации с помощью радиоволн. (Ра­дист).

  20. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агро­ном.)

  21. Работник торговли. (Продавец.)

  22. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, тех­нических устройств и приспособле­ний) в соответствии с установленны­ми едиными требованиями. (Чер­тежник.)

  23. Рабочий на стройке. (Каменщик.)

  24. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)

5. Рефлексия. Поведение итогов

Прошу ответить на вопросы, мне важно ваше мнение о сегодняшнем занятии:

Мне понравилось на сегодняшнем занятии ____________________________________

Что не понравилось _______________________________________________________

Что полезного и интересного я узнал для себя _________________________________








9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!