Тамдинская средняя школа
Классный час в 11 «Б» классе
Час общения с элементами тренинга.
«Выбор профессии-
дело серьезное»
Классный руководитель Рябова О.А
2017 год.
«Выбор профессии - дело серьезное»
Форма занятия: час общения с элементами тренинга.
Цель занятия: расширение знаний учеников об ошибках в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.
Задачи занятия:
дидактическая – познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии; с профессиями, необходимыми требованиями и качествами требующимися для данных специальностей; выявить уровень личных профессиональных склонностей;
развивающая – формировать потребность в успешной самореализации, содействовать личному и профессиональному самоопределению выпускников; способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, само рефлексии;
воспитательная – воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.
Используемые методы: рассказ, словесная иллюстрация, защита проектов, тестирование, разбор ситуаций.
План занятия:
1. Вступительное слово
2. Особенности ошибок в выборе профессии
3. Анализ ситуаций, выполнение заданий
4. Блиц-турнир «Вопросы о профессиях»
5. Рефлексия. Поведение итогов
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Я сегодня на занятии рада видеть вас, ребята, гостей. Давайте улыбнемся, и пожелаем хорошего, позитивного настроя друг другу на весь сегодняшний день.
А занятие начтем с притчи "О трех каменщиках".
«Однажды трех каменщиков, которые строили храм, спросили: "Что вы делаете?" Первый сердито буркнул: "Разве не видите, я работаю". Второй ответил: "Я зарабатываю деньги себе и своей семье". А третий воскликнул: "Я строю величайший собор в мире!"»
Почему, у людей занимающихся одним делом, такие разные эмоции и отношения к выполнению одной и той же работы? (Все они занимались одним делом, но каждый относился к нему по-своему. Один просто выполнял свой долг, другой зарабатывал деньги, и только третий был по-настоящему воодушевлен и увлечен делом. Он понимал, что вносит свой вклад в великое общее дело, и потому получал удовольствие от работы.)
Выбор профессии - эта тема очень важна, так как скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь.Высшие учебные заведения,средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. (Поднимите руки, кто сделал уже свой выбор).
Подбери примеры профессий.
Учитель:Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
- Человек - природа.
- Человек - техника.
- Человек - человек.
-Человек - знаковая система.
-Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).
- Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.
(1-ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.
2-ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
3-ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.
4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.
5-ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).
Типы профессий
Человек-человек | Человек-природа | Человек-техника | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор | Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик | Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
Учитель:
Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:
-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;
- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;
- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;
- тщетные науки - алхимия, астрономия;
- вредительские науки - колдовство.
- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (устно)
Как выбрать профессию?
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
-Чем тебе интересно заниматься?
-Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
-Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
-Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
-Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
-Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
-Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
-Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
Учитель:
Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии и о серьезности своего выбора. Поэтому тема занятия выбрана не случайно «Выбор профессии — дело серьезное».
2. Особенности ошибок в выборе профессии
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.
Под типичными ошибками при выборе профессии понимают результат неправильных действий в процессе выбора профессий, характерных для большинства учащихся.
Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?
Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий | Незнание себя | Незнание правил выбора профессии |
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. | Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. | Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. |
I. Незнание мира профессий (Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии).
Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о ее престижности. Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.
(Далее заслушивает защита 2-3 проектов)
II. Незнание себя (Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии).
Для школьников часто характерна завышенная оценка своих способностей. Им кажется, что они могут овладеть любыми профессиями. Нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Нужно с помощью специалистов объективно выявить свои профессиональные способности и возможности. Особенно многие допускают ошибки из-за переоценки состояния своего здоровья. Школьники часто не умеют соотнести свои способности с требованиями профессии.
III. Незнание правил выбора профессии (Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии).
Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это еще не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.
Немалую роль здесь играют курсы самоопределения и просветительская работа
Учитель:
Давайте проведем опрос «Определение профессиональных склонностей».
(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши(модификация Г.В.Резапкиной)
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы)
Склонность — это влечение к какому-нибудь занятию. Она выражена в баллах.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Учитель:
Поднимите руки, у кого совпал ваш личный выбор профессии с полученными результатами.
Анализ ситуаций, выполнение заданий
Учащиеся разбиваются на группы, каждой из которых раздается карточки с ситуациями выбора профессии.
Карточка 1
Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В то время, она по характеру довольно замкнутая, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли девушка стать хорошим учителем?
Карточка 2
Юноша 17 лет. Выбрал профессию следователя и собирается поступать в среднюю школу милиции по совету друга, который хочет работать в милиции. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимается радиотехническим кружке. Подходит ли профессия следователя для этого юноши?
Карточка 3
Андрей мечтал стать военным моряком. Когда его дядя — офицер подводной лодки - приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы дяди. В школе он хорошо учился, но у него кружится голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании Андрей никому не говорил, с врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?
Карточка 4
Витя давно увлекается техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел хорошие и отличные оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания девятого класса его лучший друг уговорил Витю поступать в ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил вместе с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?
4. Блиц-турнир «Вопросы о профессиях»
Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)
Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)
Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)
Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.)
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)
Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)
Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)
Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)
Специалист по обработке дерева. (Столяр.)
Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.)
Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.)
Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист).
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)
Работник торговли. (Продавец.)
Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.)
Рабочий на стройке. (Каменщик.)
Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)
5. Рефлексия. Поведение итогов
Прошу ответить на вопросы, мне важно ваше мнение о сегодняшнем занятии:
Мне понравилось на сегодняшнем занятии ____________________________________
Что не понравилось _______________________________________________________
Что полезного и интересного я узнал для себя _________________________________
9