СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения по гражданско-правовому воспитанию "Я и мои права" для учащихся 2-3 классов с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час общения по гражданско-правовому воспитанию для учащихся 2-3 классов

« Я и мои права»

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций (сказочных персонажей).

 

Задачи:

1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход мероприятия

1. Орг. момент    

2. Вступительное слово

(Ребята стоят) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас классный час. Для начала давайте посмотрим внимательно друг на друга. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. (Принимаются варианты ответов).

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

 

    (СЛАЙД №1) Ребята, тема нашего классного часа «Я и мои права».    Сегодня мы  познакомимся с некоторыми правами, которые имеет каждый ребёнок.

 Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

1.Что люди могут делать, а что нет?

2.Что они обязаны делать и чего  не обязаны?

3.На что они имеют право и на что не имеют?

   Сейчас я предлагаю вам послушать сказку.    (СЛАЙД№2)

        В одном большом городе жил-был Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький. Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду цветы или сидел на скамеечке около ворот и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были  такие  большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!

        Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям всё это казалось маленьким. А уж Маленького Человека Большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и вовсе не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

        - Что вы делаете? – кричал им Маленький Человек. – Пожалуйста, будьте внимательны!

        Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

         Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека». В ней говорилось, что все должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась  Маленькому Человеку. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.

- Большие люди удивительно безграмотны,- подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.

        И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:   (СЛАЙД№3)

        Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и  права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сёстры…

        Это записано во всеобщей декларации прав человека. (СЛАЙД№4)

        Декларация название некоторых специальных документов. Она была принята в 1948 году.

А Маленький Человек предлагает нам с вами вырастить цветок, ведь он очень любит цветы, любит ухаживать за ними .У него даже есть свой сад. ( на доске «ЗЕМЛЯ» - декларация)

- Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций , принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»    (показ копии документа)

Конвенция– это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. (на доске «СТЕБЕЛЬ» –конвенция)

- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь? (гражданами Российской Фндерации)

Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах. 

    Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Мы постараемся ответить на вопрос:    (СЛАЙД №5)     Какие права должен иметь каждый ребенок?

  3. «Мозговой штурм» У каждой группы на столе есть лист бумаги. В течение одной минуты вы должны обсудить в группах и записать на лист, какие права, по вашему мнению, должен иметь каждый ребёнок. Работа в группах. А сейчас каждая группа расскажет, что они записали. Обсуждение,составление ЦВЕТКА, середина ПРАВА, лепестки : право на жизнь, право на имя, право на образование, право на своё мнение, право на мед. Обслуживание и т.д.

Вот какой замечательный цветок мы вырастили! Как вы думаете, почему у цветка не хватает лепестков? (не все права назвали) Всего в Конвенции о правах ребёнка записано 54 права.

  4. Права ребёнка.

  Сейчас, мы вместе с Маленьким Человеком   на примере сказочных персонажей рассмотрим некоторые права, которые вам гарантирует наше государство.

«Право на жизнь»  (СЛАЙД №6)

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки.     Как называется эта сказка? (Колобок). Если вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку.

(Чтение учителем отрывка из сказки «Колобок» - сцена встречи Колобка с Лисой).

- Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса?

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно записано в Конвенции – это право на жизнь.

- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и  свою  жизнь, в том числе и дети.

Беседа.Что нужно для этого делать, как вы думаете? (Ответы детей : прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнем и др.)

- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились? (ответы детей – право на жизнь).

 

«Право на имя»  (СЛАЙД №7)

- И снова слушаем отрывок из сказки.    «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».

- Слово Дюймовочка это что?  (Ответы детей- имя).

- А как назвал Папа Карло мальчика,    которого он выстругал из полена?   (Ответы детей).

- Буратино – это что? (имя)

- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (Ответы детей).

- Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя.    У каждого из вас есть имя.

Ф\м (проводится стоя)

Два притопа, два прихлопа – ёжики, ёжики.

Наковали, наковали – ножницы, ножницы.

Побежали, побежали – зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно: Девочки! Мальчики!

( второй раз дети выкрикивают свои имена)

-  Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает свидетельство о рождении). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, каждый ребенок имеет  – право на имя.

 

«Право на образование»  (СЛАЙД №8)

Рассмотрите иллюстрации на слайде, составьте по ним предложения.

 Обобщение: чтобы узнать как можно назвать одним словом то, о чём мы сейчас говорили, расшифруйте ребус:

О Б  1  (сова)  Н И Е

В результате получили слово «ОБРАЗОВАНИЕ». Каждый ребенок имеет право на образование     , он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У детей есть и «волшебные друзья», которые помогают им развивать свое мышление и сообразительность, помогают им учиться (загадки).

                  Загадки

  1. Стоит дом:

    Кто в него войдет,

    Тот и ум приобретет     (школа)

 

  1. Тридцать три сестрички

            Ростом невелички.

            Если знаешь их секрет,

            То найдешь на все ответ.   (буквы)

 

  1. Грамоты не знаю,

           А весь век пишу.          (ручка)

  1. Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

            Не человек, а рассказывает.    (книга)

  1. До чего же, скучно, братцы,

            На чужой спине кататься!

    Дал бы кто мне пару ног,

            Чтобы сам я бегать мог,

            Я б такой исполнил танец!

    Да нельзя, я школьный …    (ранец)

- Школьные принадлежности любят, чтобы дети бережно обращались с ними (книга, ручка, карандаши и т.д.) Не забывайте об этом.

- Итак, о каком же праве мы сейчас говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.

 

«Право на свое мнение»  (СЛАЙД №9)

- И снова слушаем отрывок из сказки.   А что это за сказка? Узнали? (Федорино горе)

И ответило корыто:

«На Федору я сердито».

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга».

И тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

 «Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

«Да, - промолвил медный таз, -

Поглядите вы на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты».

Вед: и ответила посуда (хором):

«было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она.

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы,

И  гуляли по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе - замарахе,

Не воротимся!»

 

-Ребята! Жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право выражать свое мнение. И она высказала его, поступила так, как сочла нужным.

- Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей свое мнение? (ответы детей)

- «Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!».

А если бы посуда не высказала своё мнение, изменилась бы Федора в лучшую сторону так быстро?

- О каком праве мы сейчас говорили?   Но пользуясь этим правом не забывайте, что высказывая своё мнение вы не должны нарушать права других людей.

5. Рефлексия. Работа в группах.   (СЛАЙД №10)       (Иллюстрации из сказок)

Необходимо соединить название сказки с названием соответствующего права или того права, которое было нарушено в данной сказке. Объяснить своё решение

1 группа

1.Буратино – право на образование ( кто посоветовал Буратино воспользоваться правом на образование?) Говорящий сверчок

2.Волк и семеро козлят – право на жизнь

3.Три поросёнка – право на неприкосновенность жилища

        2 группа

        4.Дюймовочка – право на имя

        5.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка – право на жизнь

6.Заюшкина избушка - право на неприкосновенность жилища ( Кто защитил зайца и помог восстановить его права?) Петух

        3 группа

        7.Колобок – право на жизнь

        8.Три поросёнка – право на собственное мнение

9.Сказка о Гадком утёнке – право на равенство ( Все люди рождаются свободными и     равными) Кто нарушил право Гадкого утёнка? Птичий Совет

        4 группа

        10.Буратино – право на имя

        11.Федорино горе – право на собственное мнение

        12.Маша и медведь – право на свободу (Кто лишил Машу права на свободу?) Медведь

        Проверка выполнения задания (СЛАЙДы №11,12)

 

 

        Дополнительные вопросы:

                1.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное

передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?(«Лягушка-путешественница», Лягушка)

2.В какой сказке и кто нарушал право на свобо­ду и свободный труд за вознаграждение, дер­    жал кукол в рабстве? ( «Золотой Ключик», Карабас-Барабас)

3.Кто из сказочных женщин пользовался пра­вом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

 

6.Итог классного часа (СЛАЙД №13)

         А теперь продолжим нашу сказку про Маленького Человека.

        Маленький Человек сажал в своём саду цветы, рассказывал людям об их правах, и у него появилось много больших друзей.

        - Спасибо, - говорили они ему. – Вы делаете очень большое дело!

        - Ну что вы, - смущался Маленький Человек, глядя на свою Шляпу Лодку, - я мечтаю отправиться в дальние страны, где люди неграмотны и не могут прочесть о своих правах.

Ребята, с какими правами мы сегодня познакомились? А как называется документ, в котором они записаны? (ответы). А еще в Конвенции записаны и другие права, но с ними мы познакомимся на следующих занятиях, а Маленький Человек нам в этом поможет.

(СЛАЙД №14)    Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

 

Дополнительно

 Игра «Ладошки»

В одной из статей сказано, что образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом долж­ны заботиться государство и в первую очередь роди­тели ребенка.

Но вы согласитесь, что культурным является тот человек, который обладает множеством хороших качеств. Но у каждого из нас есть и плохие качества, от которых надо избавляться. Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.

- После этого дети называют хорошие качества. Как здорово, что у вас столько хороших качеств. А о том, что написано у вас на ладони,  вы приложите всевозможные усилия, чтобы от них избавиться.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!