СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в

процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах - осуществляется, как игровая деятельность, направленная на

развитие музыкального творчества.Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, способствует формированию музыкально

творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение ,как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает её эффективность, целесообразность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

«Развитие музыкальных способностей детей

дошкольного возраста в процессе игры на детских

музыкальных инструментах».

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами

рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика

музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном

воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение.

Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным

сочетанием отдельных способностей.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в

процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах -

осуществляется, как игровая деятельность, направленная на

развитие музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в музыкальную, речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения,эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского

исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и

игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их

музыкальные способности, способствует формированию музыкально

творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение

как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает

её эффективность, целесообразность и жизненность.



Актуальность:

Одним из современных инновационных методов обучения является

проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в

творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей,

сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что обучаясь игре на музыкальных

инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают

красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное

качество слуха, ритма и движения.

Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать

чувства, внутренний духовный мир.

Музыка – одна из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма

общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание

сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребёнку с наибольшим

эффектом музицирование.

Музицирование на первом этапе является таким видом деятельности,

который не требует от детей специальной подготовки и определения

навыков.

Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка

к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и

воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое

направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать

прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование

эмоционального отношения к музыке.

Музыка является важным средством творческого, умственного и

физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы,

обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной

умственной деятельности.

Автор программы «Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова

подчеркивают, что у дошкольников при обучении «достаточно легко

формируется деятельность подбора мелодий по слуху при игре на детских

музыкальных инструментах»

В процессе игры на элементарных музыкальных инструментах

совершенствуются эстетические чувства и, можно сказать, все эстетическое

восприятие дошкольника.

Этот вид музыкальной деятельности воспитанников способствует

становлению и развитию волевых качеств: настойчивости, усидчивости,

целеустремленности, выдержки.

Игра на детских музыкальных инструментах помогает

совершенствованию психических процессов – восприятия, памяти, внимания,

образного и словесно – логического мышления.

У дошкольников развиваются музыкально-сенсорные способности,

гармонический, тембровый, регистровый слух, умение вслушиваться в

многоплановую и многоголосную фактуру пьесы, чувство ритма.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых сложных, и

вместе с тем и интересных видов деятельности.

Теоретическая основа:

Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с

инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя

обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми.

Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические

приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально -

дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

пользуюсь стихами и попевки из «Наш весёлый оркестр» И.Каплунова.

Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление

движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Систематический применяю на музыкальных занятиях различные

игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям,

расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую

активность.

Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети

начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети

начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические

рисунки.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в

ансамбле.

В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских

музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в

оркестре.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей

динамики, темпа.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной

работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к

более уверенному исполнению. Занятия помогают выявлять интересы и

склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли,

развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей

вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с

удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в

оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство,

оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое,

раннее не известное им в мире музыки.

Вывод: таким образом можно сказать, что игра на детских музыкальных

инструментах развивает следующие музыкальные способности: музыкально ритмический, звуковысотный, ладовый, гармонический и полифонический,

тембровый и динамический слух, чувство музыкального темпа.

Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного

возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

1 Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них;

2 Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;

3 Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на

музыкальных инструментах;

Развивающие:

1 Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как

выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2 Развивать память и умение сконцентрировать внимание;

3 Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

1 Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2 Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3 Воспитание творческой инициативы.

На протяжении многих лет многими педагогами ведётся поиск интересных и

нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Волнуют вопросы, как

сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво,

легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать,

фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой

подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том

числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей

предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и

музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в

процесс активных творческих действий.

Слушая песни или пьесы, сыгранные на каком-либо музыкальном инструменте,

дети учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и

посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Развитие этих навыков

предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как

выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов,

развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных

инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует

координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает

фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:

наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются

музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети

открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту

звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально -

ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать

чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления,

творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Классификация музыкальных инструментов

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в

повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их

музыкальные способности.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал

известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея

организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и

совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, -

металлофона и ксилофона.

С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов -

неозвученные и озвученные.

I. Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы

создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя

играющими на музыкальных инструментах.( макеты)

II. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты -

погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

2. Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;

13

3. Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) - органчики,

музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;

4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом -

металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки

и т. д.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки.

Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки,

баян, аккордеон), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа,

ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и

игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишноязычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы)

разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся

металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На

инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим

черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что

облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом,

звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют

по пластинам,— с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет

разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий,

звонкий звук; резиновой — более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень

велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром:

деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие

металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик,

бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка,

коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои

неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов

треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает»

более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно

и звонко.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа.

Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих

инструментов очень нежные, звук приглушенный.

14

Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.

. Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников

игре на детских музыкальных инструментах

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах

имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений

слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию

самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о

музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные

занятия, а по мере усвоения используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую

помощь оказывают в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в

музыкально-дидактических играх.

Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования

должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактических игры развивают музыкально-сенсорные способности детей,

помогают обучению игре на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и

интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей

играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство

товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки,

помогают детям определить направление мелодии. Дети учатся находить в мелодии короткие

и долгие звуки, определять движение мелодии.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно

передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над

новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики,

палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и

навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом,

прививают интерес и желание играть на них самостоятельно. (Приложение 1. Музыкальнодидактические игры и упражнения)

В процессе реализации цели используются следующие технологии, методы и

приёмы:

16

Методы и приёмы для развития чувства ритма.

В развитии чувства ритма у детей большое внимание уделяется речевым

упражнениям. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы

от игр детей и массовых танцев.

Считается, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А

речевой слух - это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться

выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм,

регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти

выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых

упражнениях, они доступны детям.

Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического

текста.) Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же

специально подобранный в зависимости от педагогических целей.

В первом варианте упражнения - это пальчиковая гимнастика, где с детьми

осваиваю равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача

ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом О.В. Радушевской было издано

замечательное пособие «Пальчиковая гимнастика». В ней всё очень доступно и просто.

Дано название игры, иллюстрация – фото , иллюстрация – схематическое изображение рук и

пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами, и в аудиозаписи.

Во втором варианте дается ритмический аккомпанемент, или речевые дорожки,

которые «читаем» с детьми в графическом изложении, т.е. при разнообразном ритмическом

рисунке осваиваем чередование 2-х видов длительностей: четвертей и восьмушек. Речевое

упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают

ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты.

Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух

ребёнка. В работе используется наложение простых ритмов друг на друга, что способствует

развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней.

В речевых упражнениях стараемся использовать все возможности нашей речи: различные

регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп,

так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность

речи. Многолетние наблюдения показали, что детям нравится игра голосом и фонемами -

звуковыми элементами речи. Такие фонопедические упражнения помогают подготовить

детей к пению. Практика показывает, что фонемы, дополненные движением, или

«пластическим жестом» (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на

воображаемые музыкальные инструменты.

17

Речевое музицирование ценно прежде всего потому, что музыкальный слух

развивается в тесной связи со слухом речевым. В основе идеи использования речевых

упражнений лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и извлекается без

всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой

различных остинато. Речевые игры могут обыгрываться как маленькие сценки, что особенно

нравится детям. Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, в

которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. В стихах

должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это

ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это

солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»). Как играть в речевые

игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю.

Начинать с того, что после прочтения стихотворения детям поговорить о содержании,

попросить рассказать, что они поняли. Уточнить их ответы, разъяснить непонятные или

редко употребляемые в современной речи слова. Далее вместе с детьми для каждой строки

придумать удобный и соответствующий тексту жест. Материал для речевого музицирования

можно найти в сборнике Т.Э. Тютюнниковой «Речевые игры. Пение с орфовскими

инструментами».

На занятиях часто применяются «звучащие жесты», так как это привлекает внимание

детей и делает задание интереснее. Следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие

жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками

своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты

используются, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на

детских музыкальных инструментах. Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что

они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство

ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения

музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование на

занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что

помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах. В

упражнениях музыкальный руководитель использует обычно хлопки, шлепки по коленям,

притопы.

Упражнения с ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию

чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного

восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого

темпа. На занятиях используются игры: «Повтори рисунок»; «Дирижер». Они тоже

18

помогают детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического

движения, стимулируют детское внимание. Первоначально дети воспроизводят

предложенный «рисунок», затем детям предлагается придумать свой «рисунок», остальные

должны постараться запомнить и повторить; возможно, музыкальное сопровождение.

Задания постепенно усложняются от занятия к занятию, так как вводится понятие «пауза» -

молчание в музыке. В дальнейшем переходим к игре «дирижёр» - когда надо ребёнку

самому выбрать задание для группы. При работе над развитием чувства ритма надо

придерживаться последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на

практике и научно обоснована педагогами (например, К. Орфом).

Развитию чувства ритма уделяется внимание с самого начала вхождения в мир

музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих

жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных

инструментов при пении, в ритмических упражнениях, под звучание ритмичной музыки.

Такие задания выполняются с детьми в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под

музыку»). При игре на детских музыкальных инструментах даются задания: укрась музыку

для собачки, мышки, кошечки и т.д., где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс

на ударных инструментах. Для восприятия метра речи подбираются такие стишки,

потешки, где чётко прослушивается метрический пульс. При воспроизведении метрического

пульса шагами первоначально используется ходьба на месте, детям также предлагается

разделиться на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, другая

группа - чёткой речью или игрой на инструментах. С второго года обучения вводятся

длительности - четверти и восьмые. Дети учатся воспроизводить ритм «шага» и «бега» в

таких упражнениях и играх, как «Люди шагают и бегают», «Большие и маленькие капельки».

Первоначально чередование ритма «шага» и «бега» осваивается в хлопках, затем на

музыкальных инструментах, и только после этого в движении. Чередование ритма «шага» и

«бега» по фразам и предложениям требует от детей большего внимания и некоторых

навыков воспроизведения метра. Это - следующий этап в работе над развитием чувства

ритма. Здесь важно, чтобы ребёнок услышал внутреннее ритмическое движение.

Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности.

До освоения детьми ритмических рисунков дети учатся подбирать и прохлопывать слова,

состоящие из двух и трёх слогов. Таким образом, прорабатываются модели сначала в

двухдольном, а затем и в трёхдольном размере. После усвоения на слух и воспроизведения в

хлопках ритмических моделей, дети знакомятся с графическим изображением ритмических

блоков. На первоначальном этапе знакомства с записью использую палочки- чёрточки

разной величины: большие - четверти, маленькие - восьмые (даётся понятие того, что так

19

обозначаются долгие и короткие звуки). Для обозначения длительностей вводятся

ритмослоги, четверти - та-та, восьмые - ти-ти. Постепенно освоенные таким образом

ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструменты, сопроводить

свою речь, пение или движение. Сопровождение может соответствовать ритму речи или

пению (то есть дублировать ритмический рисунок стиха или песни) или содержать в себе

остинатный ритм (постоянное повторение ритмической фигуры). Все полученные знания

отрабатываются с детьми в специальных упражнениях, а приобретённые навыки

закрепляются в ритмических играх и упражнениях.

Становление чувства ритма

В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте очень помогает наглядный

материал. Также считается, что процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить

при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Предлагаемые игры

неоднократно повторяются и варьируются в течение всего учебного года. На начало

учебного года было отмечено слабое развитие чувство ритма дошкольников 1-го года

обучения. При игре на музыкальных инструментах дети не умели их подбирать так, чтобы

они соответствовали характеру музыкального произведения и импровизировать на них,

движения под музыку были не ритмичными, были слабо развиты музыкальная память и

творческое воображение. На занятиях, обращалось внимание на тембр звучания и

сравнивался с другими звучаниями. На каждой музыкально – образовательной

деятельности, утреннике и развлечении дети демонстрировали своё мастерство игры в

оркестре. Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками

педагогов-новаторов убедило, что наиболее приемлемым для решения педагогической

проблемы может стать «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Т.Э.Тютюнниковой, как адаптированной технологии по системе К. Орфа. Суть этой

технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальными

инструментами при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Привлекает еще и тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе

решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационнотворческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в

соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из

идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь

то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).

Шумовой оркестр

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз

дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» -

20

устоять перед натиском детей просто невозможно. Дети очень любят играть в шумовом

оркестре, поэтому в качестве поощрения оставляется эта «конфетка» на конец. Желание

детей играть на инструментах и желание их хорошо и правильно учить – соединились

вместе.

Игры с инструментами – самая привлекательная для детей область музыки. Музыка

ассоциируется у детей прежде всего с инструментом. После знакомства с двумя-тремя

контрастно звучащими шумовыми инструментами, следует «игра в оркестр». Дети с

удовольствием играют в ложки, свистульки, трещотки, колокольчики, коробочки. Игры с

инструментами органично вытекают из игр со звучащими жестами: за определённым жестом

закрепляется определённый инструмент. Инструментальная композиция рождается легко и

радостно, что крайне важно для работы с детьми дошкольного возраста.

Работая с дошкольниками, задумываешься: «Как должна быть организована работа по

обучению игре на инструментах в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала четырём

важным условиям:

- быть лёгкой для детей и педагога;

-быть интересной для них;

- быть систематической формой обучения;

-быть групповой формой обучения.

Эти четыре пункта за время работы превратились в методику.

Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением,

но и интересным. Однако применение детских шумовых инструментов на занятиях

недостаточно, дети с огромным удовольствием учатся играть на металлофоне, ксилофоне,

клавишных детских инструментах. Главное слушать своё собственное сердце, помогающее

правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые догмы, когда скука поселяется

в глазах ребёнка. Этот метод «сердечной диагностики» и есть самая точная методика и

лучшая технология.

На начальных занятиях дети приобретают навыки игры на инструментах,

неимеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, музыкальный треугольник, ложки.

Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки

небольших песенок, попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем добавляют

прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных

инструментах. Согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей,

требовалась не одна репетиция. Итог занятий - выступления оркестра на праздниках и

концертах. Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными,

дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и

21

любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. На занятиях дети учатся не

только играть на инструментах, но и знакомятся с великими композиторами-классиками,

слушают музыку, изучают различные музыкальные термины и понятия, овладевают

элементарной нотной грамотой в игровой и доступной форме.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика, результаты которой

позволяют отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути

и способы их решения, обозначить перспективы работы на следующий учебный год. Работа

приносит хороший результат - каждый год дети нашего отделения поступают в Детскую

школу искусств на музыкальное, хоровое и хореографическое отделения. На занятиях

создан благоприятный эмоциональный климат, что позволяет обеспечить довольно высокий

уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на

детских музыкальных инструментах.

Советы пользователям для успешной реализации опыта :

Учебно-методическое обеспечение:

- методическая литература (указана в библиографии), компакт-диски с музыкой и

методикой,

- музыкальный материал: (русский потешный, игровой, календарный, сказочный

фольклор, классическая и современная музыка).

Наличие различных групп музыкальных инструментов: ударных мелодических

(барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, кастаньеты, треугольники,

колокольчики, тарелки), ударных мелодических с диатоническим и хроматическим

звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино), наборов народных инструментов

(трещотки, бубенцы, колотушки, ложки и т.п.) Нестандартные самодельные инструменты.

Приёмы, используемые в работе:

Побуждения; предложения совместного поиска; наблюдения; помощь.

Последовательность обучения:

- звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…);

- ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

- творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и

самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»);

- импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как

еще можно поиграть на инструменте?»);

- свободный обмен инструментами по желанию детей;

- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые

представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений,

22

направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального

языка);

- формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных

возможностях.

Алгоритм разучивания произведений

 Знакомство детей с произведением, обсуждение жанра, характера, формы, какие

музыкальные инструменты можно включить в оркестр.

 Далее дети в движении передают характер музыкального образа и ритмический

рисунок произведения.

 Ритм проигрывается на различных музыкальных инструментах по одному, в

ансамбле.

 Знакомство с каждой партией инструмента, её пропевание , прохлопывание и

т.д.

 Далее пьеса разучивается по подгруппам инструментов.

 Затем идёт соединение по 2 партии, по фразам, частям.

 И только, когда слаженно звучат в ансамбле инструменты, их можно объединить

в оркестр.

 Далее идёт работа над динамическими оттенками, выразительностью

исполнения, слаженностью в игре.

Глава 3. Результативность опыта

Диагностика музыкальных способностей - необходимый и продуктивный раздел

работы. На диагностических занятиях ( собеседование и контрольные уроки) определяется

уровень музыкальных способностей ребенка. Это позволяет выявить качественное

своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья. По результатам

диагностики отмечаются проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо

обратить внимание в перспективе.

Показатели детской успешности в достижении высокого уровня техники игры на музыкальных инструментах, исполнительского мастерства можно оценивать по динамике

развития музыкальных способностей детей, и в первую очередь – чувства ритма, а также

звуковысотного, мелодического слуха, музыкальной памяти, ладового чувства, творческого

музыкального мышления. Наблюдения за музыкальным развитием детей дают позитивные

результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок

продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в

23

эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже

вдохновения.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической

музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на

занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются

каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют

“публичные” выступления перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых

занятиях перед гостями, на концертах. Бесспорна и воспитательная функция шумового

оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У

детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность,

сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении

поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих

силах. Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по

возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями

классической музыки. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам

творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее.

Заключение

Проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста – одна из самых

сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских

музыкальных инструментов содействует развитию их творческих способностей, природной

музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса

музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного

образования


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!