СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былина как жанр устного народного творчества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы.Былина как жанр народного творчества

Просмотр содержимого документа
«Былина как жанр устного народного творчества»

Тема. «То времена, и то деяния»

Былина как жанр устного народного творчества

Тип урока. Вводное занятие.

Цели урока:

1) Образовательная: формирование представления о былине как жанре русского фольклора, познакомить учащихся с тематикой и проблематикой былин

2)Метапредметная: формирование таких понятий как родина, долг, честь, мужество.

Задачи:

интеллектуальное развитие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать навыки творческого чтения; развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра; Создать условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение.


нравственное развитие:

воспитывать бережное отношение к русским народным традициям,

создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Оформление урока.

Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.

Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины.















Ход урока

  1. Организационный момент.

Урок начинается своеобразным зачином, настраивающим присутствующих на старинный лад. Звучит гусельный перебор (аудиозапись). Мальчик и девочка в русских народных костюмах приветствуют собравшихся:

– Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.

– Добрый день и поклон вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все, родные!

– Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем,
Урок без вас не начинаем. 
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

– Мы рассказ ведем про дела старые, 
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

2. Сообщение темы урока.

Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)

Вступительное слово учителя.

Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесённости с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров фольклора).

3. Беседа с учащимися.

-Какие произведения фольклора вам знакомы?

-Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где-то?

Работа с презентацией (2 слайд)

Сказка как жанр фольклора. (3 слайд)

а)- Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?

-Есть ли у вас любимые сказки?

- Как сказки дошли до нас?

(сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие)

б). Определение сказки и её приметы.

Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4--5-6-7). Викторина.

Жанры фольклора. Песня (слайд 8)

ПЕСНЯ - стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни.

Виды песен :

Исторические

Лирические

Солдатские

Бытовые

А знаете ли вы песни?

Частушка (слайд 9)

Частушка - короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром темпе.

Знаешь ли ты частушки?

Сочини частушку на школьную тему.

Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи примеры.

4. Работа по теме урока

Былина как жанр фольклора. (слайд 11 )

А). Рассказ учителя об истории создания былин.

БЫЛИНА - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

- Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)

Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:

-героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);

- социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство учёных пришло к заключению, что

былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее - сказывает торжественным, мерным речитативом.

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;

  • основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;

  • заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.(слайд 12)

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей:

действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.

К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Б) Художественные особенности былин. (слайд 13)

Составление таблицы:

Гипербола (преувеличение)

Приём троичности

Повторы

Постоянные эпитеты

Использование речитативов

Рифма отсутствует

В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14)

Беседа с учащимися.

- Прочитайте выразительно начало былины.

- Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.)

- Как описывает народ Вольту?

- На какие черты князя обращает внимание?

(Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.)

Г) Игра-викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны-гусли).

Выигравшему вручается приз, книга "Былины"

5. Инсценировка былины.(заранее подготовленные обучающиеся)

6. Итог урока. (слайд15)

- Чем отличается сказка от былины?

Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки.

7. Домашнее задание.(дифференцированное)

  1. Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович"

  2. Подготовить рассказ о Киевском, Новгородском циклах былин.

  3. Проиллюстрируйте любую былину.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!