СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по сложносочиненному предложению. Тема 1. Понятие о сложносочиненных предложениях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает понятие о сложносочиненном  предложении, его структуре, способствует развитию пунктуационной зоркости обучающихся, умению различать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного предложения.

Просмотр содержимого документа
«Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по сложносочиненному предложению. Тема 1. Понятие о сложносочиненных предложениях.»

Сложносочиненные предложения (8ч)

Система уроков по сложносочиненному предложению

Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка»

Тема 1. Понятие о сложносочиненных предложениях.

Цель: дать понятие о сложносочиненном предложении, его структуре, развивать пунктуационную зоркость обучающихся, умение различать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного предложения.



ХОД УРОКА


  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Проверка домашнего задания. На прошлом уроке вы познакомились с толкованием выражения зарыть талант в землю в словаре Н.С. и А.Г. Акуниных «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» (М.1986г).

Зачем зарывать талант в землю?

Сегодня талантом называют выдающиеся способности человека, позволяющие ему достичь совершенства в сфере его деятельности. Хотя первоначально это слово означало самую крупную денежную единицу в Вавилоне, Персии и Древней Греции. При Александре Македонском талант равнялся 25,9 кг серебра.

В современном русском языке старое значение слова сохранилось только в выражении «зарыть талант в землю», правда, приобретя переносный смысл. Возникло же это выражение благодаря евангельской притчи о том, как богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имущество, при этом дав первому пять талантов, второму – два, а третьему – один. Первые два раба пустили деньги в дело, «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». По возвращении хозяин потребовал отчета и получил от первых двух рабов денег вдвое больше, чем давал им. Он похвалил их и сказал каждому «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю» А третий отдал ему только один талант, сказав, что, убоявшись, зарыл его в землю. И господин сказал ему: «Лукавый и ленивый раб! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью». Сегодня выражение «зарыть талант в землю» означает: не заботиться о развитии своих способностей.

Дома вы готовили развернутый ответ на вопрос: о ком можно сказать, что он зарыл талант в землю, используя в своем тексте сложносочиненные предложения.(Учащиеся зачитывают ответы)





2.Работа над темой урока

1.Заполним лакуны




2. Работаем над темой:

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

«V» - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

«+» - это для меня новое;

«?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

(предлагаются индивидуальные карточки)


Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу, связаны интонацией и сочиненными союзами.

Например. Людям не дается даром, и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства (Л.Леонов)

Данное сложносочиненное предложение состоит из двух частей, которые зависят друг от друга и связаны между собой сочинительной связью. Сочинительный союз не входит ни в одну из частей предложения. Части сложносочиненного предложения составляют одно смысловое целое.


сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из нескольких частей.

Например. Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды.


В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основные разряда:

а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни …, ни; тоже; также; не только…, но и; как …, так и);

б) ССП с разделительными союзами (то …, то; не то … , не то; или; либо; то ли …, то ли);

в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).


Средствами связи в сложносочиненном предложении являются:

    1. сочинительные союзы, которые делятся на три вида;

    2. интонация;

    3. общий второстепенный член для частей предложения, который относится к обеим частям предложениям (запятая перед сочинительным союзом в таких предложениях не ставится);

    4. употребление слов, требующих пояснения (Наш спутник заболел, и это всех волновало)


Сочинительные союзы бывают:

  • соединительные (и, да (в значении и), ни … ни, тоже, также);

  • разделительные (или (иль)), либо, то…то, не то… не то);

  • противительные а, но, да, (в значении но).однако, зато).


Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.


3Выполним тренировочное упражнение 60 (устно). Из 2 предложений составить несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объяснить выбор союзов.

4 Произведем сравнительный анализ предложений.

Сложносочиненные предложения

Простые предложения с однородными членами предложения

[Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны], и [сухой иней с мягкими шелестом полился с потревоженных ветвей].

[===== ___________], и [ _________ =====]


[И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне]

[ _______________ ======== и ======]

[Звезды еще сверкали остро и холодно], но [небо на востоке уже стало светлеть]

[________ ===== ], но

[ _______________ ======== ======]

[Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же застонав, присел на медвежью тушу].

[ _______________ ======== , но ======]


5Выделим главное:

Задание. Заполнить лакуны

6. Блиц опрос по теме:

Выскажите свое согласие – несогласие с данными утверждениями:

Утверждение

Да

Нет

1

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более простых предложений, которые равноправны по значению.



2

В сложносочиненном предложении части связаны между собой при помощи сочинительных союзов



3

В сложносочиненном предложении между простыми предложениями всегда ставится запятая.



4

Средствами связи в сложносочиненном предложении являются: сочинительные союзы, интонация, общий второстепенный член, употребление слов, требующих пояснения.



5

Сочинительный союз в составе ССП входит в структуру главного предложения.



6

Предложение Ночью ветер злится да стучит в окно, является простым с однородным сказуемым



Закрепляем изученный материал

7.Тренировочное упражнение.

Выпишите грамматические основы с сочинительными союзами в предложениях. Укажите какой союз связывает части сложносочиненного предложения (соединительный, противительный разделительный). Составь схемы сложносочиненных предложений.

  1. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (Максим Горький). 2. был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода. (В.А.Астафьев). 3. Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом. (И.Тургенев). 4. Она торопилась, и потому расспросы и разговоры пришлось отложить до вечер. (К. Паустовский) 5. За две недели не упало ни капли дождя, а хлебам было время зреть. (А.Толстой) 6. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. (И.Крылов)


Грамматические основы

Схемы ССП














8. Прочитайте текст. Найти сложносочиненные предложения, впиши их номер напротив соответствующей схемы.

1. Чехов – любимый писатель юности. Он и сам юн в годы, кода создаются шедевры юмора, любит шутку, веселье… 3. Мы становимся старше, и меняется наша любовь к Чехову. 4. Она меняется всю жизнь, и она вырастает тихо и незаметно, как куст сирени в саду. 5. Чехов писал не человечестве, но о людях, он исследовал души. (По Ю.Трифонову)


Схема ССП

Номер предложения, соответствующего данной схеме

[ ], и [ ]


[ ], и [ ]


[ ], но [ ]



9.Домашнее задание.

§ 11 стр. 36, выучить определение. Написать сочинение - миниатюру о красках осени с использованием сложносочиненных предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!