СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурятский этностиль в интерьере

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дома, квартиры, помещения, в которых мы живём, работаем, отдыхаем, должны быть и удобными, и уютными, и, конечно, красивыми. Только в этом случае мы будем чувствовать себя психологически комфортно, а, значит, работоспособность будет высокой и самочувствие хорошим. Дом – это место, куда человеку хочется идти, где он чувствует себя защищённым, где его ждут тепло и уют. Мне хочется вспомнить всем известный кинофильм «Ирония судьбы или с лёгким паром!» Однотипность квартир, интерьеров сыграла добрую роль романтической истории героев фильма. В жизни такое однообразие утомляет, духовно обедняет, обезличивает людей. Ведь сегодня очень часто встречаются «типовые евроремонты», модные шторы в наших квартирах.

Современный широкий ассортимент отделочных материалов, новые технологии отделки, разнообразие мебели, предметов интерьера предоставляют неограниченные возможности выбора интерьера. Из года в год не утихает потребность людей в обустройстве своего дома, придумать что-то новое, интересное, либо у кого-то заимствовать, создать свой стиль. Чтобы избавиться от утвердившихся стереотипов я предлагаю посмотреть на своё жилище с точки зрения этностиля, который является сегодня модным направлением.

Просмотр содержимого документа
«Бурятский этностиль в интерьере»

15


Министерство образования и науки РБ

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»






Городская научно-практическая конференция






Тема: «Бурятский этностиль в интерьере»





Выполнил: ученик 8класса

ГБОУ «РКШИ»

Грязнов Леонид


Руководитель: Ханхашанова

Зоя Дондоповна,

учитель ИЗО

высшей категории,

заслуженный учитель РБ





Улан-Удэ, 2019г.

Содержание.


Введение…………………………………………………………………………………3


Основная часть………………………………………………….………………………5


  1. Декоративно-прикладное искусство бурят.


  1. Стилевые акценты планировки.


  1. Мебель и декор. Аксессуары.


  1. Колорит и освещение.


  1. Орнаментальный дизайн.



Заключение……………………………………………………….……………………10

Литература……………………………………………………………………………..11

Приложение…………………………………………………………………………….11

Информаторы………………………………………………………………………….12













Введение.


Дома, квартиры, помещения, в которых мы живём, работаем, отдыхаем, должны быть и удобными, и уютными, и, конечно, красивыми. Только в этом случае мы будем чувствовать себя психологически комфортно, а, значит, работоспособность будет высокой и самочувствие хорошим. Дом – это место, куда человеку хочется идти, где он чувствует себя защищённым, где его ждут тепло и уют. Мне хочется вспомнить всем известный кинофильм «Ирония судьбы или с лёгким паром!» Однотипность квартир, интерьеров сыграла добрую роль романтической истории героев фильма. В жизни такое однообразие утомляет, духовно обедняет, обезличивает людей. Ведь сегодня очень часто встречаются «типовые евроремонты», модные шторы в наших квартирах.

Современный широкий ассортимент отделочных материалов, новые технологии отделки, разнообразие мебели, предметов интерьера предоставляют неограниченные возможности выбора интерьера. Из года в год не утихает потребность людей в обустройстве своего дома, придумать что-то новое, интересное, либо у кого-то заимствовать, создать свой стиль. Чтобы избавиться от утвердившихся стереотипов я предлагаю посмотреть на своё жилище с точки зрения этностиля, который является сегодня модным направлением.

В настоящее время Бурятия, как и вся Россия, переживает процессы, связанные с возрождением национальных традиций, самобытности культуры бурятского этноса, что является фундаментом национального самосохранения, национального сознания. Выбирая бурятский этностиль, хочу ознакомить людей разных национальностей с богатейшим художественным наследием моего народа, его эстетикой быта, что является высшим проявлением национального понимания красоты, этнической специфики.

Уставшее от перегрузок, информации и стрессов сознание стремится к корням. Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этностиль одновременно содержит в себе нечто потаённое, необъяснимую вековую память. Поэтому я считаю тему моего доклада актуальной.

Степень изученности темы: По этой теме в печати мало публикаций и большинство из них незнакомо современному читателю. В семейном журнале «Белая юрта» в статье Светланы Кряневой «Возвращение к истокам» даны конкретные рекомендации о создании интерьера жилища в бурятском этностиле и о том, как можно создать его с помощью аксессуаров.

Доктор наук Никифоров С.О., главный научный сотрудник БНЦ СО РАН, кандидат технических наук Кочева Т.В., старший научный сотрудник БНЦ СО РАН в статье «Новые технологии прикладного дизайна» (спецвыпуск №26 газеты «Путь предков», октябрь 2009 г.) пишут о компьютерных технологиях моделирования орнаментов для оформления современных интерьеров. Также, самобытная жизнь бурят глубоко раскрыта в книге Валентины Бабуевой «Материальная и духовная культура бурят».

Цель: Выявление особенностей бурятского этностиля в интерьре жилища.

Задачи:1.Создать модель интерьера жилища в бурятском этностиле.

2.Исследовать способы создания бурятского этностиля в интерьере.

3.Развить этническую толерантность.

Объект исследования – интерьер.

Предмет исследования – бурятский этностиль в интерьере.

Методы исследовательской работы: обще-научные (анализ, сравнение, обобщение).


Новизна и практическая значимость работы: использование компьютерных технологий в орнаментальном дизайне. Моя работа послужит практическим ориентиром в оформлении жилища в бурятском национальном стиле.
















Основная часть.

Декоративно-прикладное искусство бурят.

Исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития имеют давние традиции декоративно-прикладного искусства бурятского народа в оформлении современного интерьера. Современный предметный мир и жильё требуют развитый художественный вкус. В этом неоценима роль декоративно-прикладного искусства народа, которое создаёт художественные изделия. имеющие практическое назначение в быту. Добротно и красиво сделанные изделия декоративно-прикладного искусства имеют свой неповторимый облик и несут в себе одновременно утилитарное, функциональное, духовное облагораживающее значение. Люди интуитивно тянутся к старинной мебели, к красивым эксклюзивным вещам, изготовленным с душой и любовью, в которые мастер вложил свою фантазию и мудрость народа.

Материальной основой декоративно-прикладного искусства бурят с древних времён было домашнее производство, связанное с обработкой шерсти, конского волоса, кожи, шкурок животных, также металла и дерева. Оригинальное художественное творческое отношение народных умельцев проявляется в убранстве жилища, одежды, украшений.

В ходе поисковой работы я обращался к старожилам села Шибертуй Бичурского района. Из их рассказа узнал, что раньше народные умельцы обучали в домашних условиях своему ремеслу своих детей, передавая из поколения в поколение. Дети приобщались к красоте, созданной руками дедов, прадедов, которые создавали удобные, простые, необходимые для быта вещи. Это подтверждают воспоминания в книге «Тоонто нютаг - Харлун» Гомбоева Николая Нимаевича, историка-краеведа Бичурского района: «Мебель у бурят (сундуки, ухэг для хозяйственной утвари, одежды, обуви) была удобна для перекочевки. Всю мебель делали местные мастера – умельцы Доксомов Жамьян, Битухеев Содном, Чимитов Генден-Еши, часть которой до сих пор используется и поныне жителями села. Декоративные наличники украшают деревенские окна и сейчас. Почти все женщины умели шить одежду из овечьих шкур, катать войлочные шэрдэки, ковры и передавали своё умение по семейной традиции дочерям, как обязательные хозяйственные навыки, полученные в доме родителей.»

Исстари у бурят большим уважением пользовалось кузнечное ремесло. Бурятские дарханы владели сложными технологиями художественно-декоративной обработки металла и древесины. В каждом бурятском селении имелись мастера, изготавливающие предметы интерьера, посуду, утварь из дерева.


Стилевые акценты планировки.

Выполнить полную реконструкцию квартиры в этническом стиле с элементами бурятской культуры нелегко. Также полностью воссоздать интерьер юрты в комнатах прямоугольной и квадратной форм невозможно. Поэтому важным становятся стилевые акценты.

Зонирование помещения осуществляется при помощи многоуровневого пола, потолка, установок мобильных перегородок и занавесок. Для имитации на потолке свода юрты целесообразно использовать двухуровневый потолок, в центре которого выделяется круг – стилизация дымового отверстия в юрте. От круга к стенам располагаются расходящиеся балки. Считалось, что через светодымовое отверстие юрты вместе со светом солнечных и лунных лучей в дом проникает счастье. Для создания определённой атмосферы в комнате можно выделить какое-то место, подчеркнув его важность с помощью подиума, на котором будет воссоздан кусочек юрты. Круглая юрта – оригинальный исторически сложившийся образец жилища, который совершенствовался в течение 2500-3000 лет. В конструкции юрты нашли решение проблемы мобильной архитектуры в создании удобных передвижных жилищ на уровне современных требований. Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы.

В жилище восточного человека для тепла всегда использовались шкуры животных. Постелите на пол войлочные или меховые коврики, повесьте на стену ковёр, например, из конского волоса. Войлок – изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Основным сырьём служит овечья шерсть с добавлением верблюжьей шерсти, конского волоса. Виды изделия из войлока: покрытия для юрты, одежда, ковры, сумки и т.д.

Важно наличие алтаря в юрте. Планировка интерьера в юрте разделена на чёткие функциональные зоны. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным. На северо-западной стороне находился домашний алтарь – божница или «гунгарба».

Мебель и декор. Аксессуары.

Интерьер юрты составляли лёгкие невысокие сундуки, шкафчики, ящики, кровати-лежанки, скамеечки. Все эти предметы мебели нужно перенести в квартиру, предварительно отреставрировав и залакировав, чтобы мебель могла сохраняться как можно дольше.

В юрте расположение предметов мебели было строго регламентировано. Пространство делилось на 12 частей, каждая из которых взаимосвязана с одним из животных календаря. Например, под знаком Мыши, открывающей 12 летний цикл, хранился сундук с деньгами и драгоценностями. Под знаком Коровы стоял шкаф для готовых продуктов. В зоне Тигра, символизирующего силу и мужество, располагалась кровать хозяев. Рядом, в сфере влияния Зайца, спали дети. Вся мебель в бурятской юрте была изготовлена из дерева. Чаще всего мебель изготовляли с подставкой, длиной примерно 1-1,5 м., чтобы одежду укладывать в длину. Сундуки ставились на специальные подставки (ухэг) – невысокие тумбы на ножках с двухстворчатыми дверками, одинаковыми по длине и ширине с сундуками. Бытовали также большие сундуки (абдар), стоящие на полу для хранения постельных принадлежностей. Для изготовления их использовали кедр, сосну, так как смолистая древесина отпугивала моль. Для хранения посуды использовали специальные полки (таг). На самой верхней полке – молочные продукты, на второй - мясные, на третьей- зерновые и растительные продукты. Деревянные кровати были широкими и невысокими. Вся мебель делалась без гвоздей, используя сыромятный клей.

Вот, например, стены моей школы украшает множество картин, панно, ковров, сувениров по бурятской национальной тематике, выполненные учащимися кружков «Ковроткачество» (руководитель - Жимбеева Д.Ж., ветеран педагогического труда), «Художественный труд» (руководитель Ханхашанова З.Д., победитель городского конкурса среди педагогов «Апрельский вернисаж» в номинации «Оригинальность» в 2008 г.). Их работы неоднократно занимали призовые места в Республиканских конкурсах, выставлялись в художественном музее им.Сампилова, историческом музее города им.Хангалова, музее города и привлекают внимание оригинальностью.

Важной фигурой в этническом интерьере является керамика. И это не случайно: она - самая древняя представительница человеческого ремесла, хранящая воспоминания о далёких предках, которая остаётся символом близости к природе, уюта и тепла домашнего очага.

Количество элементов декора можно выбрать по собственному вкусу, но, не превращая квартиру в музей. Аксессуары массового китайского производства, которые продаются в магазинах, не помогут создать необычную атмосферу в доме. Наилучшим вариантом являются подлинные вещи. Важно, чтобы аксессуары были сделаны вручную и несли на себе отпечаток времени. Необходимы светильники, статуэтки, старинная посуда. В старину, когда металлическая посуда была большой редкостью, пищу варили в деревянных чашах, бросая раскалённые камни в воду, доводили её до кипения. Обязательной и самой необходимой посудой в любой бурятской семье считались ступки для толчения зеленого чая, пиалы для чая и супа, деревянные корытца для мяса.

Буряты хранили дома деревянные фигурки животных на алтарях вместе с буддийскими скульптурами, веря, что благосостояние семьи, состояние стада зависят от наличия их. Используя предметы этнического интерьера, связанные с религиозным культом. нужно к ним относиться с уважением.


Колорит и освещение.

Общий тон бурятского этнического интерьера должен напоминать степь. Красочная палитра должна быть очень сдержанная и ограничиваться природными цветами. Стены могут быть всех оттенков желтого, светло-зелеными, светло-серыми для имитации войлока на стенах юрты. В культуре любого народа цвет играет большую роль. Буряты, монголы преимущественно использовали красные, зеленые, синие и белые краски. У бурят красный цвет символизировал красоту, очищение, также к нему приписывали целительные свойства.

Желтый цвет ассоциируется с золотом, солнцем, теплом, верой. Зеленый цвет-цвет травы, цветущей земли, это символ земли. Синий цвет - цвет неба и воды.

Освещение лучше сделать неярким, создающим таинственное, сумеречное мерцание, имитирующее очаг в юрте. Для абажуров можно использовать ткани с графическим природным или национальным орнаментом.

Орнаментальный дизайн.

В каждый период времени к разнообразным бытовым предметам, а также оформлению интерьеров предъявляются одни и те же требования: всё должно быть модным, интересным, соответствующим духу времени. Выразительным средством декорирования изделий издавна является орнамент. В настоящее время важная роль в процессе орнаментального дизайна отводится привлечению современных компьютерных технологий. В рассмотрении возможностей внедрения современных технологий дизайна в нашем регионе особый интерес представляет обучение орнаментальному дизайну по синтезу элементов декора в национальных традициях для шитья одежды, резьбы по дереву, чеканки, интерьеров и т.д. Орнаменты - это вид искусства, обладающий такими художественно-образными средствами как линия, цвет, симметрия, мотив, композиция. Через орнамент раскрывается национальное своеобразие, чувства ритма, пропорции, понимания цвета и формы. Посылами к происхождению орнаментов являются утилитарные нужды, эстетические чувства. Особенности традиционной бурятской орнаментики проявляются по-разному в зависимости орнаментируемых предметов и техники выполнения. При создании изделий используются общие законы орнаментальных композиций, изображаются все виды узоров: листья, цветы, горы, древо жизни, облака, «улзы», «тумэн жаргал», «меандр».

Для современного оформления предметов при создании новых узоров необходимо выделять наиболее удачные фрагменты, добавляя новые элементы. Раньше орнаменты создавались и переносились вручную. С появлением компьютеров появились новые возможности запоминания, хранения многообразия орнаментов в базу данных и создания разнообразных компьютерных узоров на основе средств компьютерной графики. Современный графические пакеты программ позволяют конструировать орнаменты в русле традиционных народных мотивов, причем делать это быстро за счет автоматизированной рисовки симметричных элементов, изменения масштабов и пропорций узоров.

Широкое применение орнаментального оформления разного рода изделий, предметов быта, мебели, одежды, зданий, полиграфической продукции требует разнообразия и богатство узоров, их оригинальность. Поэтому дизайнеры создают всё новые узоры с помощью компьютера. При использовании традиционной орнаментики в современном оформлении необходимо знать значения узоров, их уместность для символизации. В этом помогут искусствоведы/


















Заключение.

Этностиль в интерьере – это, прежде всего, демонстрация собственной индивидуальности. Национальные традиционные мотивы создают неповторимые эффекты в оформлении интерьера. Этностиль в интерьере – достаточно дорогостоящий интерьер, который требует немало вложений, но вместе с тем этностиль сегодня в моде. Чтобы сделать дом не похожим на другие, необязательно устраивать перепланировку или полностью менять оформление. Для создания интерьера в восточном этническом стиле достаточно использовать цвет, аксессуары, орнамент, старую мебель. Решившись на создание самобытного интерьера в доме, нужно много времени уделить поиску предметов старины: посуды, статуэток, картин. Многие старинные вещи можно найти в бабушкиных сундуках, в художественных магазинах. За старинными предметами нужен тщательный уход.

Для того, чтобы иметь более четкое и яркое представление о старинных предметах и изделиях из дерева, металла, изготовленных мастерами-дарханами прошлого, нужно посещать краеведческие, этнографические музеи, где на предметах материальной культуры можно проследить органичное сочетание их функционального, утилитарного назначения и декоративного убранства.

Прошлое окружает нас во всем. Поэтому нужно знать свое прошлое, традиции, культуру своего народа и хранить, используя во благо сегодняшнего дня. Самобытная культура бурят должна быть опорой для дальнейшего развития нации. Поставленную цель мне удалось полностью реализовать и выполнить намеченные задачи. Это - создать образ, модель интерьера жилища в бурятском национальном стиле, исследовать все пути и способы его создания, привить интерес к традициям, культуре бурятского народа и приобщить к творческому процессу создания полезных и красивых вещей. Работать по этой теме мне было интересно. Данная работа позволила значительно расширить кругозор знаний о бурятских национальных традициях, испытать радость общения с людьми, которые с любовью и уважением относятся к истории, культуре своего народа. Результатом совместной работы с моим руководителем Зоей Дондоповной является то,что я имею представление,как оборудовать комнату в бурятском национальном стиле. Мебель, в частности, старинный стол, сундуки, и другие предметы сохраняются по наследству от родителей. Также, в результате нашей деятельности появилось желание создать уголок экспозиций бурятского этностиля в краеведческом музее нашей школы. Но главное в том, что я убедился: выбор стилевого решения своего дома – это очень важная и нужная задача. И я учусь правильно его выбирать, создавать.

Литература.


  1. Материальная и духовная культура бурят. В.Д.Бабуева.2004г.

  2. Возвращение к истокам. Журнал «Белая юрта». 2010г.

  3. Зориктуев Б.Р. Новое и традиционное в материальной культуре народов Бурятии. 1983г.

  4. С.З.Занаев Декоративно-прикладное искусство бурят. Издательство «Бэлиг», 2003г.

  5. Статья «Новые технологии прикладного дизайна». С.О.Никифоров., Т.В. Кочева. Спецвыпуск № 26. 2009г. Газета «Путь предков».

  6. Бурятский бытовой орнамент. Е.Б. Батоцыренова. 1974г.

  7. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева и С.Б Балданова «Нютаг». 1992г.

  8. Орнаментирование. Традиции и современность. Издательство БНЦ СОРАН. 1999г.



Приложение.


  1. Имитация на потолке и свода юрты.

  2. Гунгарбаа (божница). Выполнена мастером Ванчиковым Михаилом из села Харлун Бичурского района.

  3. Современный сундук. Выполнена мастером Ванчиковым Михаилом из села Харлун Бичурского района.

  4. Кровать. Прикроватная тумбочка.

  5. Шкаф для одежды.

  6. Шкаф для посуды.

  7. Столик.

  8. Сундуки с замками.

  9. Шкатулки.

  10. Коврики. Выполнены учащимися кружка «Ковроткачество» СОШИ №2 руководитель Жимбеева Долгор Жимбеевна.

  11. Панно. Выполнены учащимися кружка «Художественный труд» СОШИ №2руководитель Ханхашанова Зоя Дондоповна.

  12. Орнаменты.

Информаторы.

  1. Гомбоев Н.Н. – историк –краевед с.Харлун Бичурского района, автор книги «Тонто нютаг», заслуженный учитель РСФСР, СССР.

  2. Жимбеева Д.Ж. – ветеран педагогического труда, руководитель кружка «Ковроткачество» СОШИ №2.

  3. Ханхашанова З.Д. – руководитель кружка «Художественный труд» СОШИ №2

  4. Ванчиков М.Б. – мастер-умелец.









































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!