СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бунташный" век. Развитие экономики в XVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Бунташный" век. Развитие экономики в XVII веке»

Тест «Народные восстания, экономика в XVII веке»

Начало формы

1. В каком веке произошли все названные события – «Соляной бунт» в Москве, восстания в Пскове и Новгороде, «Медный бунт» в Москве?

  

 1) 

XV в.

  

 2) 

XVI в.

  

 3) 

XVII в.

  

 4) 

XVIII в.


Конец формы



Начало формы

2. Последователи протопопа Аввакума и других церковных деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона, назывались

  

 1) 

старообрядцами

  

 2) 

язычниками

  

 3) 

стригольниками

  

 4) 

нестяжателями


Конец формы



3. В каком из документов провозглашались отмена "урочных" лет и бессрочный сыск беглых крестьян?

  

 1) 

Соборном уложении 1649 г.

  

 2) 

Судебнике 1497 г.

  

 3) 

Судебнике 1550 г.

  

 4) 

указах об урочных летах


Начало формы

4. В XVII веке в крепостной зависимости от помещика находились

  

 1) 

смерды

  

 2) 

закупы

  

 3) 

черносошные крестьяне

  

 4) 

частновладельческие крестьяне


Конец формы


Начало формы

5. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы

  

 1) 

борьбы России за выход к морю

  

 2) 

образования Российского централизованного государства

  

 3) 

борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

  

 4) 

закрепощения крестьян


Конец формы




6. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся 
к истории Российского государства XVII в.

1) мануфактура; 2) приказы; 3) подушная подать; 4) обязанные крестьяне; 
5) барщина; 6) полки «нового строя».

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.


7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

 

__________ (А)

 

Игорь

 

__________ (Б)

 

Александр Невский

Даниил Александрович

 

__________ (В)

 

 

__________ (Г)

 

 

__________ (Д)

 

Иван IV

Михаил Романов

Алексей Михайлович

 

__________ (Е)

 

 


  

Пропущенные элементы:

1) 

Иван III

2) 

Владимир Мономах

3) 

Рюрик

4) 

Дмитрий Донской

5) 

Пётр I

6) 

Святослав

7) 

Василий III

8) 

Иван Калита

9) 

Борис Годунов


 


8. Установите соответствие между правителями и юридическими памятниками, созданными в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  

ПРАВИТЕЛИ

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

А) 

Иван IV

Б) 

Алексей Михайлович

В) 

Ярослав Мудрый

Г) 

Пётр I


   

1) 

Русская Правда

2) 

Табель о рангах

3) 

Судебник 1550 г.

4) 

Соборное уложение

5) 

указ «о вольных хлебопашцах»





9. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, с кем из церковных деятелей связаны описанные события.

«Накануне великого поста 1653 г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «По преданию св. апостол не подобает в церкви метания творитинаколену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «еще и тремя бы персты естекристилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом и открытый протест «провинциальных боголюбцев» и некоторых справщиков книг.  «Сердце озябло и ноги задрожали» не только у Аввакума и его товарищей, но и у большинства священников и верующих России: нарушен был вековой обычай перстосложения, ежедневно символизирующий причастность к христианству».



  

 1) 

патриархом Филаретом

  

 2) 

Нилом Сорским

  

 3) 

патриархом Никоном

  

 4) 

Иосифом Волоцким



10. Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и напишите имя царя, в правление которого произошли описанные события.

«И видя царь, что в деньгах почало быть воровство великое и много кровопролития учинилося, а те медные деньги год от году подешевели, сперва ходили рубль против рубля, а потом почали ходить по 2 и по 3 и по 4 и по 5 и по 6 и по 10… рублев медных денег за серебряный рубль… и в государстве серебряными денгами учала быть скудость, а на медные было все дорого и многие помирали с голоду: и умысля царь, чтоб еще чего меж людмиденгах не учинилося, велел те медные денги оставить и не торговать…»


Начало формы

11. Прочтите отрывок из сочинения историка о Соловецком монастыре и напишите название явления в церковной жизни, с которым связаны описываемые события.

«Монахи, искушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и «мирские» поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие «богопротивные ереси и новшества лукавые», их решено было, не принимая к службе, спрятать».

 


Конец формы



Начало формы

12. Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России в XVII в.?

А)

Филарет

Б)

Аввакум

В)

Никон

Г)

Иосиф Волоцкий

Д)

царь Алексей Михайлович

Е)

царь Федор Иоаннович


  

 1) 

АБВ

  

 2) 

АВГ

  

 3) 

БВД

  

 4) 

БВЕ


Конец формы



Начало формы

13. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

А)

принятие «Соборного уложения»

Б)

Северная война

В)

разделы Речи Посполитой

Г)

Медный бунт

Д)

Семилетняя война

Е)

крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина


  

 1) 

АБД

  

 2) 

АГЕ

  

 3) 

БВЕ

  

 4) 

ВДЕ


Конец формы



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




Начало формы

14. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

 


Конец формы



Начало формы

15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России
в XVII–XVIII вв. – _____________– обозначена на схеме цифрой "4"».

 


Конец формы



Начало формы

16. Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».

 


Конец формы



Начало формы

17. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.

  

 2) 

Горизонтальной штриховкой   на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.

  

 3) 

Точечным узором    на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки.

  

 4) 

Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено
в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме.

  

 5) 

Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.

  

 6) 

Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.


Конец формы


18. Отрывок из исторического источника.

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

С1. После ка­ко­го со­бы­тия и в каком году про­изо­шла встре­ча царя с на­ро­дом, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет­ся в до­ку­мен­те? О каком царе идет речь?

С2. Используя текст, ука­жи­те не менее трёх обе­ща­ний царя народу.

С3. Какой до­ку­мент был при­нят в связи с опи­сы­ва­е­мы­ми со­бы­ти­я­ми? Как этот до­ку­мент из­ме­нил пра­во­вое по­ло­же­ние на­се­ле­ния?

 

19. Из записок иностранца.

«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве

С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному серебром, а когда я приехал в страну — всего по 3 Причиной ежедневного падения [стоимости медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из-за моря, а в Москве и в других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не помогало. Открылось, что даже кое-кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.

Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное состояние и много денег

Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда

Мятежники толпою вышли из Серпуховских ворот. Их было около 4 или 5 тысяч, без оружия, лишь у некоторых имелись дубины и палки. Они притязали на возмещение [убытков] за медные деньги, соль и многое другое. С сею целью в разных местах города были расклеены листы, а один стряпчий читал лист, содержащий их жалобы, имена некоторых особ, коих они мнили виновными в злоупотреблениях, и призыв ко всем идти к царю и добиваться возмещения, а также голов дурных советников».

С1. Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события? Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?

С2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор? Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?

С3. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.


20. Из исторического источника

«Здесь о сем воре ...пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, ...и уже те его дела злые дошли до Государя... Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он ...воровские войска, пошёл Волгою вниз, ...в Каспийское море, разбои великие чинил, ...и грады Персидские там пленил..., и безмерно себя и всех своих обогатил... Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю... И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что ...идёт с повинною к Царю...

И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал... Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, ...завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление... Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того... Устремились все во град ко двору воеводскому...

Воеводу и граждан побили, и град весь побили и пленили, и имение разграбили... К ним присоединились военные там бывшие и работные всякие люди бурлаки... Собрав их многие тысячи, бунтовщик пошёл вверх по реке Волге... И шёл бунтовщик с тем намерением, чтоб ему придти во град в Москву, и всех князей и бояр и знатных людей и всё шляхетство российское побить, искоренить всякое чиноначалие и власть, и учинить то, чтоб всяк всякому был равен. И на то писал письменные листы, и послал наперёд себя по городам, сёлам и деревням, возвещая то своё злое намерение. И то его злое замышление простому народу очень было угодно: вся та чернь поднялась убивать своих господ, и присоединялась к бунтовщику».

С1. К какому веку относятся описываемые в источнике события? Назовите «бунтовщика», о действиях которого говорится в источнике. Назовите государя, в правление которого происходили описываемые в источнике события. 

С2. Как в тексте объясняются действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы? Какие намерения «бунтовщика» при походе на Москву указываются в тексте? Приведите не менее двух положений, раскрывающих эти намерения.

С3. Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.


21. Назовите не менее трех новых черт социально-экономического развития России в XVII в. Укажите не менее двух итогов развития экономики России в этот период.


22. Назовите не менее трех черт экономического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о возникновении в России капиталистического уклада. Назовите один-два официальных документа, принятых в это время и направленных на развитие страны.


23. Укажите не менее трех основных разновидностей социальных движений в России в XVII в. Приведите не менее трех примеров известных вам движений.


24. Назовите основные народные движения в России середины и второй половины XVII в. Где и когда они происходили?


25. В XVII в. Рос­сию сотрясали мно­го­чис­лен­ные народные вы­ступ­ле­ния — со­вре­мен­ни­ки нередко на­зы­ва­ли этот век «бунташным». В частности, рядом мас­со­вых народных дви­же­ний была от­ме­че­на середина — вторая по­ло­ви­на XVII в. На­зо­ви­те основные при­чи­ны социальных дви­же­ний середины — второй по­ло­ви­ны XVII в. Укажи­те не менее трёх причин.


26. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век.


27. Какова основная тенденция развития культуры XVII века в России? Перечислите основные достижения российской культуры XVII века, подтверждающие эту тенденцию.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!