Тема: «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']».
УМК: Школа России
Учитель: Гамзатова Р.Г.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
- познакомить с новыми звуками и буквой; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения, деления слов на слоги
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление; умение четко отвечать на вопрос
- расширять кругозор, воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., карточки с буквами, цветовые сигналы, схемы для слого-звукового анализа, схемы предложений, иллюстрации животных.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)
- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.
2. Повторение изученных звуков и букв.
- Что такое речь?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Из чего состоят слоги?
- Какие бывают звуки?
- Расскажите что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
- Как произносим гласные звуки?
- Как произносим согласные звуки?
- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)
- Как обозначают звуки на письме?
- Что делаем с буквами? (читаем и пишем)- Назовите гласные буквы, которые мы изучили. (а, о, е, и, у, ы)
- Какая среди них хитрая буква и почему? (е – обозначает 2 звука в начале слова и после гласной)
- Какие гласные буквы показывают на мягкость согласного звука? (и, е)
- Какие буквы обозначают звонкие согласные звуки? (н, л, м, р, в)
- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? (п, т, с, к)
3. Работа над новыми звуками.
Сам не велик,
Но многим людям велит:
То сядь, да учись,
То отдыхать разойдись.
звонок
- Выполните звуко-буквенный анализ слова звонок.
- Подберите однокоренные слова звон, звонит
- Произнесите звук з. Как работает речевой аппарат?
Звук з: зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.
Уточнение характеристики звуков з.
(з) – согласный, звонкий, твёрдый.
По лужайке целый час
бегает игриво
полосатенький матрас
с хвостиком и гривой
(зебра)
- Выполните звуко-буквенный анализ слова зебра.
- Произнесите звук [З']. Как работает речевой аппарат?
Звук зь: зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.
Уточнение характеристики звуков зь.
(зь) – согласный, звонкий, мягкий.
Знакомство с буквой.
- Звуки з, зь на письме обозначаются буквой З, з
Она совсем как цифра три.
З – пружинка, крендель, стружка.
Бредут потихоньку бараньи рога.
К нам на книжную страницу.
Назовите тему урока
Звуки З – Зь. Буква З.
Знать характеристику звуков з, з и букву, которая их обозначает;
Уметь отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой.
4. Первичное закрепление
Задание. «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»:
зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
Задание. Назовите слово, покажите новый звук и назовите место звука в слове. Картинки
Ваза, зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, корзина, резина, стрекоза, зяблик, бизон, кузнечик, коза, змея, заяц, поползень, фазан
(Дети показывают сигналами твердые и мягкие звуки.)
Задание. Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились?
Кефир — зефир, пеленка — ...
[З]. губы — зубы, набор — ..., наряд — ..., дуб — ..., вагон — ...
Задание. Прослушайте аудиозапись и назовите как можно больше слов с изученными звуками.
Задание. Выучить чистоговорки:
зь. Зя-зя-зя — мы видели язя.
з За-за-за — вот идет коза.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу чистоговорки.
- С какими звуками работали?
- Прочитаем слоги, слова с буквой З
За, зо, зу, зы, зи, зе.
Знакомые, познакомила, произнесите,
Зазвенел, звонок.
5. Физминутка.
- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки
Дружно сели все за книжки.
6. Работа по учебнику.
- Для чего читали слоги, слова? Прочитаем предложения.
- Рассмотрите рисунок с.94
- Где можно увидеть этих животных?
- Как вы понимаете значение слова зоопарк, для чего животных помещают в зоопарк.
Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах, на больших площадях. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких животных.
- Давайте попутешествуем по зоопарку.
- Каких животных вы здесь видите?
- Кто может назвать слова со звуками [з], [зь]? (зебра, зубр)
Демонстрация фотографии зебры.
Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.
Демонстрация фотографии зубра.
Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.
- Много животных в зоопарке. Прочитаем о них в Азбуке, стр. 95.
а) Чтение учителем.
Работа над текстом с. 95.
- Кто за забором?
- Кого узнали Дети?
- Что сказала Зина?
б) Чтение хорошо читающим учеником.
Беседа по прочитанному:
– Какие звери были в зоопарке? (Лев, слон)
– Что делал слон?
– Кто из детей первый увидел слона? (Зина)
в) Чтение рассказа цепочкой по одному предложению.
7. Рефлексия.
- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, возьмет себе зеленый сигнал. Кто в чем-то затруднялся – красный.
8. Итог урока.
- Кто скажет, какую букву, и звук мы изучили?
- Расскажите об этом звуке, что вы узнали?
(Он согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий).
- Что нового узнали на уроке?