СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересный урок

Просмотр содержимого документа
«Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']»


Тема: «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']».


УМК: Школа России

Учитель: Гамзатова Р.Г.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.


Цели урока:

- познакомить с новыми звуками и буквой; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения, деления слов на слоги

- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление; умение четко отвечать на вопрос

- расширять кругозор, воспитывать доброе отношение к животным.


Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., карточки с буквами, цветовые сигналы, схемы для слого-звукового анализа, схемы предложений, иллюстрации животных.


Ход урока:

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Станем буквы изучать

И научимся читать.

- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.

2. Повторение изученных звуков и букв.

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

Из чего состоит наша речь?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- Расскажите что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

- Как произносим гласные звуки?

- Как произносим согласные звуки?

- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

- Как обозначают звуки на письме?

- Что делаем с буквами? (читаем и пишем)- Назовите гласные буквы, которые мы изучили. (а, о, е, и, у, ы)
- Какая среди них хитрая буква и почему? (е – обозначает 2 звука в начале слова и после гласной)
- Какие гласные буквы показывают на мягкость согласного звука? (и, е)
- Какие буквы обозначают звонкие согласные звуки? (н, л, м, р, в)
- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? (п, т, с, к)


3. Работа над новыми звуками.

Сам не велик,

Но многим людям велит:

То сядь, да учись,

То отдыхать разойдись.

звонок

- Выполните звуко-буквенный анализ слова звонок.

Подберите однокоренные слова звон, звонит

- Произнесите звук з. Как работает речевой аппарат?

Звук з: зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.

Уточнение характеристики звуков з.

(з) – согласный, звонкий, твёрдый.

По лужайке целый час

бегает игриво

полосатенький матрас

с хвостиком и гривой

(зебра)

- Выполните звуко-буквенный анализ слова зебра.

- Произнесите звук [З']. Как работает речевой аппарат?

Звук зь: зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.

Уточнение характеристики звуков зь.

(зь) – согласный, звонкий, мягкий.

Знакомство с буквой.

- Звуки з, зь на письме обозначаются буквой З, з

  • На что она похожа?

  • Прочитайте стихотворения об этой букве. (Наизусть)

    • На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три.

    • З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

    • По белому полю в туман и снега

Бредут потихоньку бараньи рога.

    • Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Назовите тему урока

Звуки З – Зь. Буква З.

Знать характеристику звуков з, з и букву, которая их обозначает;

Уметь отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой.

4. Первичное закрепление

Задание. «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.

2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»:

зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...

Задание. Назовите слово, покажите новый звук и назовите место звука в слове. Картинки

Ваза, зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, корзина, резина, стрекоза, зяблик, бизон, кузнечик, коза, змея, заяц, поползень, фазан

(Дети показывают сигналами твердые и мягкие звуки.)

Задание. Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились?

Кефир — зефир, пеленка — ...

[З]. губы — зубы, набор — ..., наряд — ..., дуб — ..., вагон — ...

Задание. Прослушайте аудиозапись и назовите как можно больше слов с изученными звуками.

Задание. Выучить чистоговорки:

зь. Зя-зя-зя — мы видели язя.

з За-за-за — вот идет коза.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу чистоговорки.

- С какими звуками работали?

- Прочитаем слоги, слова с буквой З

За, зо, зу, зы, зи, зе.

Знакомые, познакомила, произнесите,

Зазвенел, звонок.

5. Физминутка.

- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки
Дружно сели все за книжки.

6. Работа по учебнику.

- Для чего читали слоги, слова? Прочитаем предложения.

- Рассмотрите рисунок с.94

- Где можно увидеть этих животных?

- Как вы понимаете значение слова зоопарк, для чего животных помещают в зоопарк.


Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах, на больших площадях. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких животных.

- Давайте попутешествуем по зоопарку.

- Каких животных вы здесь видите?

- Кто может назвать слова со звуками [з], [зь]? (зебра, зубр)

Демонстрация фотографии зебры.

Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.

Демонстрация фотографии зубра.

Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.

- Много животных в зоопарке. Прочитаем о них в Азбуке, стр. 95.


а) Чтение учителем.

Работа над текстом с. 95.

- Кто за забором?

- Кого узнали Дети?

- Что сказала Зина?


б) Чтение хорошо читающим учеником.

Беседа по прочитанному:

– Какие звери были в зоопарке? (Лев, слон)

– Что делал слон?

– Кто из детей первый увидел слона? (Зина)

в) Чтение рассказа цепочкой по одному предложению.


7. Рефлексия.

- Кому урок понравился, кому было интересно и понятно, возьмет себе зеленый сигнал. Кто в чем-то затруднялся – красный.


8. Итог урока.
- Кто скажет, какую букву, и звук мы изучили?
- Расскажите об этом звуке, что вы узнали?
(Он согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий).

- Что нового узнали на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!