СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку (6 класс) "Буквы О и А в корнях -кас- – -кос-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Буквы О и А в корнях -кас-  –  -кос-

Цели и задачи:

  • изучить правило написания букв О – А в корнях  -КАС-  –  -КОС-;
  • определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием            гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать            условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной               орфограммой в речи.

Тип урока: открытие новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку (6 класс) "Буквы О и А в корнях -кас- – -кос-"»

Русский язык

6 класс

Тема урока: Буквы О и А в корнях -кас- – -кос-

Цели и задачи:

  • изучить правило написания букв О – А в корнях -КАС- – -КОС-;

  • определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской», карточки с дифференцированными заданиями, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!

  1. Мотивация учебной деятельности

  • На доске записаны слова:

череда, чередовать,

очередь, очередность

  • Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.

- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?

(У них общий корень. Слова однокоренные).

- А какое лексическое значение у данного корня?

(меняться местами; следовать друг за другом)

- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная смена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?

(чередование)

  1. Актуализация знаний

  • Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

-Лаг- – -лож-

-Раст- – -рос- – -ращ-

Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

  • Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.

Прик_снуться, прик_асаться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

IV. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

(тоже есть чередование гласных)

- Давайте определим цель и задачи нашего урока.

(Будем изучать новое правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-, а когда корень -кас-)

  1. Изучение нового материала

  • Давайте вернемся к словам

прикоснуться, прикасаться.

И добавим еще два:

прикосновение и касание

  • Проведем наблюдение:

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)

  • Теперь вы готовы сформулировать правило.

(Ученики формулируют правило)

  • Проверим себя по учебнику (чтение правила).

(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)

  1. Первичное закрепление

  • Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кас- – - кос-?

  1. Выделить корень.

  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши - -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши –

-кос-.

Задание 1: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад

Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

 Физминутка. Грамматическая зарядка

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны головой.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

 Задание 2: Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

Задание З: Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.

  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми-троллей”)

  7. Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

Задание 4: Работа с текстом

(распечатки у каждого на парте)

- Объясните написание слов с корнями -кос- и -кас-.


Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

(карточки с дифференцированными заданиями)

Ф.И. _____________________________________ Дата _______________

3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

  1. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

Ф.И. _____________________________________ Дата _______________

4”

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

Ф.И. _____________________________________ Дата _______________

5”

1.      Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.      Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(составленный диктант, если составленудачно, будет продиктован всему классу на следующем уроке)

  1. Итог урока

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?

  • Какие новые знания вы усвоили?

  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?

  • Что показалось наиболее интересным?

  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

  1. Рефлексия. Самооценивание

  • Оцените свои успехи и подчеркните их в листах самооценивания, которые лежат на партах. Подчеркните одну из пяти фраз, прокомментировав её:

  1. У меня не было затруднений.

  2. Я только слушал предложения и ответы других.

  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.

  4. Я сам не мог справиться с заданиями.

  5.  Я доволен собой и своей работой.

  1. Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал параграфа 36, выполнить упражнения 185, 186.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!