СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о и а на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы о и а на конце наречий

Просмотр содержимого документа
«Буквы о и а на конце наречий»

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий"

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока.

- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.

-  Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся.  Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.

-  Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.

 Методы обучения: практические, словесные, наглядные  методы

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее. Закройте глаза  и произносите за мной вполголоса: «Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе»

- Я желаю вам творческих успехов и удачи.

2. Повторение, необходимое для изучения темы.

А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков

- Что вам известно о ней?

- Назовите способы образования наречий  с примерами

В) Определите способ образования (устно),  на экране появляются слова: доходчиво, сначала, начисто, дословно, изменчиво, сгоряча, рассеянно, доверчиво.

- Письменно докажем правильность наших мыслей (записываем словообразовательный анализ слов: доходчиво, сгоряча)

- Какой вывод можно сделать, глядя на записи в тетради?

3. Выход на тему. Сообщение темы, целеполагание.

- Посмотрите на слова  и скажите, что общего у наречий каждого столбика.

издавна

1) влево

добела

направо

снова

запросто

издалека

2) беспомощно

докрасна

доверчиво

- Почему, в одном столбике пишется суффикс –А, а в другом – О?

Тема урока: Буквы а-о на конце наречий (тетрадь)

- Определите цель урока

- Да, действительно, сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных А-О в суффиксах наречий.

- Зачем нужно знать, когда пишется А, когда О? (чтобы быть грамотным, чтобы подготовиться к экзамену)

4. Работа по теме (Изучение новой темы  совместно с учителем – выход на правило)

- Еще раз посмотрите на эти слова и скажите, каким способ образованы наречия первого столбика и второго под цифрой 1?

- Чем они отличаются? Сделайте вывод о том, с какими приставками наречия имеют суффикс а, о?

- Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-на-за-с-из-до-  по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется словоОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным  способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же  предлогом, как и приставка

из-        давн                                        из        окна

до-        красн                        а                до        окна

с-        прав                                        с        окна

в-        лев                                        в        окно

на-        глух                        о                на        окно

за-        прост                                за         окно

- Как образованы слова второго столбика под цифрой 2? Какой вывод можно сделать в этом случае?

- Таким образом, суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок из- до- с-. Суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок в-, на-, за- и суффиксальным способом.

- Проговорите правило про себя, теперь соседу, а сейчас вслух для всех (по схеме)

- Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)

- Да, знать правило важно. Но самое главное уметь им пользоваться. Для этого давайте определималгоритм рассуждения?

1. Определить способ образования слова

А) суффиксальный – О

Б) приставочно-суффиксальный?

2. Приставки

А) из- (ис)  до-, с (со-)- - А                 ОКНО!!!!

Б) в-(во-) на- за- О

Таблица на доске!

- Поднимите руку, кому понятно!

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

5. Закрепление.

А)  Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо.

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!!!

  1. Раскалить добела (белый, без приставки).

  2. Изредка рассказывать (редкий, без приставки).

  3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).

  4. Повернуть налево (левый, на- не влияет).

  5. Сначала думай, потом пиши (от слова «начало», без приставки). 

Б) Работа с карточкой. Вставить пропущенную букву в зависимости от приставки.

- Прочитайте задание. Если вопросов нет, можно выполнять. Помните о подсказке «окно». Работаем на карточке.

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт...,   посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев...,  сначал... выслушать

ПРОВЕРКА – ОДИН НАЗЫВАЕТ приставку и суффикс, ОСТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРЯЮТ

В) Упражнение 276, стр. 125, учебник.

- Прочитайте задание и выполним его устно

Г) Ладыженская, 7 класс. Упражнение 217 – работа по вариантам (взаимопроверка) 2-е у доски. Выборочный диктант 1 вариант – А,  2 вариант - О

I-ый вариант                                    II-ой вариант   

издавна                                        влево

слева                                                направо

снова                                                начисто

досыта                                        затемно

досуха                                        засветло

Поднимите руку, у кого так.

Д) Работа с сигнальными карточками.

 Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет слова, дети показывают буквы.

Слев…, досрочн…, созвучн…, досин…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…,  дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг…

Е) У нас новое задание! Замените словосочетания одним синонимом-наречием на  правило.

- Что такое синонимы?

Образец на экране: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

Учитель диктует словосочетания, дети записывают синоним-наречие.

1.Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть=досыта поесть.

2.Выехать, пока еще светло, не стемнело=засветло выехать.

3.Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4.Приходить в гости без стеснений=запросто приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

7. Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить.

Слово учителя: Проверяем. Сколько наречий с суффиксом -а? (4 слова). Это наречия: досыта, изредка, сгоряча, издавна. Остальные наречия с суффиксом -о? Это наречия: засветло, запросто, радушно.

Ж) Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях.

  1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

  2. Небо было раскалено почти добел__ .

  3. Корабль раскачивало направ__ и налев__.

  4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало.

  5. Сгоряч_ не добудешь калача.

  6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__.

  7. Рыбак рыбака видит издалек__

  8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

  9. Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена.

  10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ .

  11. Издавн__ русские считались  храбрыми воинами.

  12. Курицу досыт__не накормишь, а девицу не нарядишь.

Самопроверка по готовым ответам

З) Тест. Найдите слова, в которых пишется О.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__,   5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__,    9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__,      17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__,  20.(на)черн__.

Проверка. Ответы на экране!  3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20

- Проверьте свою работу и оцените себя. Желающие могут на оценку в журнал

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

- Результат

И) Продолжите лингвистическую сказку (на листочках)

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

III. Итог.

  1. С какой орфограммой мы  познакомились сегодня на уроке?

  2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

  3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

  4. Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Продолжи предложение

1) У меня получилось…
2) Я научился…
3) На уроке я смог…
4) Больше всего мне понравилось…
5) Труднее всего мне было…

Д/з  1) правило 2) Контрольное списывание +графическое объяснение

  1. Вышли из дому затемн... .

  2. Все двери и окна были забиты наглух... .

  3. Справ... от дороги лес, слев... дача.

  4. Спешит   река   издалек... .  

  5. Я   снов...   дома,   снов...   со своими родными.

  6. Дорога повернула влев..., потом вправ... .

  7. (Не)зримый жаворонок сначал... поприветствует наступающее утро.  

  8. Справ... ягоды горят, слев... — две осинки.

  9. Здесь готов бродить я дотемн... .

  10. Лишь изредк... олень пугливый пробежит.  

  11. Мы побеспокоились задолг... до начала похода.

  12. Витенька вытер насух... лыжи.

  13. Сначал...  всё нравилось.

  14. Откуда-то изредк... потягивало влагой.

По желанию – написать сочинение – миниатюру с использованием  наречий на данное правило. (тема – любая)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!