СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о – а в корне -лаг-//-лож-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы о – а в корне -лаг-//-лож-»

Технологическая карта урока русского языка

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 5

  4. Тема урока: Буквы о – а в корне -лаг-//-лож-

  5. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  6. Учебник: 5 класс. Учебник для общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.: М., «Просвещение», 2017 г.

  7. Оборудование: мультимедийная презентация

  8. Методы: метод работы с учебником, самостоятельная работа, фронтальная беседа

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора о-а в корне -лаг-//-лож- ; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умения различать написание букв о-а в корне -лаг-//-лож-, находить в предложениях слова с данной орфограммой;

  2. Развивающие: развивать аналитические способности учащихся;

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному слову, умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв а-о в корне -лаг-//-лож- ; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к творчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Моти-вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностию.

Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского языка. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. Страна Русский язы содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах (2 группы). А какой вагон получил больше впечатлений, мы с вами узнаем в конце урока. За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронталь-ная.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Листы обратной связи.

2.Акту-ализация и пробное учебное действие.

3.Выяв-ление места и причины затруд-нения.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристичес-кая беседа, работа с дидактичес-ким материалом.

- Чтобы попасть в страну Русского языка, нужно справится с препятствием – отгадать загадки (на слайде):

1. Черные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят (буквы).

2. Земля белая, а птицы на ней черные (лист и буквы).

3. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется все …(алфавит).

4.Какая водица, только для грамоты годится? (чернила).

- Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправится в страну Русского языка. Проходя к воротам крепости, мы видим надпись (слайд):

Заблудились слова в беспорядке,

Потеряли места в суете,

Так давайте, ребята, поможем

Им в нелегкой и грустной судьбе.

Карточки с заданием.

- Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу.

1 группа: дерево, хвойных, семейство, сосна.

2 группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронталь-ная, индивиду-альная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, письменная работа.


Физкульт-минутка

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать.

Постучали, повертели и работать захотели.

Тихо все на место сели.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронталь-ная.


Выполняют физические упражнения

4.Целе-полога-ние и построе-ния проекта выхода из затруд-нения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами эвристичес-кой беседы, работа с учебными пособиями.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, применяющими ее на себя.

- Ну а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический замок (на слайде):

Безударный – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука…

-Обратимся к материалу учебника.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины.

Фронталь-ная.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способности адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса.

Задают вопросы для уточнения информа-ции

Творчес-кая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.Эвритсти-ческая беседа по вопросам.

Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка.

На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Распределите слова, которые вы видите на слайде в два столбика.

- Почему вы распределили слова именно таким образом?

- Выделите корни. Какие это слова?

- В этих словах происходит чередование гласных? Какие гласные чередуются.

- Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.

- Почему в словах 1го столбика в корне пишем букву а, а в словах второго столбика – о? Обозначьте орфограмму.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

- Почитаем правило.

- От чего зависит чередование гласных о-а в корне -лаг-/-лож-?

- А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися гласными о-а в корне –лаг-//-лож-?

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронталь-ная, индивиду-альная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Устные ответы. Выполне-ние заданий.

6.Обоб-щение и система-тизация знаний и форми-рование рацио-нальных способов приме-нения их на практике.

7.Выпо-лнение практи-ческого задания, связных рассказов об изучен-ных нормах. Взаимо-проверка.

8.Обоб-щение получен-ных на уроке сведений

Архипелаг закрепления.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные:

1команда: предл_гать, распол_гать, предпол_гать, возл_гать.

2 команда: сл_гать, нал_гать, прил_гать, прол_гать.

Задание 2: работа с карточками.

- Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

Задание 3: Вставьте пропущенные буквы в словах (слайд).

Прил_гать, переел_жить, сл_гаемое, прол_гать, обл_жили, нал_гать, дол_жить, отл_жить, предл_гать, сл_жить.

Запишите слова в два столбика.

Задание 4. Выполните упражнение 450.

- В каких морфемах находятся орфограммы?

- Расскажите правило правописания корней –лаг-//-лож-.

- Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский язык еще много других городов и станций, и там вы обязательно побываете.

Подсчет жетонов и определение команды-победителя.

Выполняют упражнения. Проверяют правильность выполнения работы.

Индиви-дуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа.

Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока).

Заключитель-ная беседа по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

Листы обратной связи.

Домаш-нее задание.


- Запишите домашнее задание Упр. 448

Записывают домашнее задание







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!