Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Моти-вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностию. | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского языка. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. Страна Русский язы содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах (2 группы). А какой вагон получил больше впечатлений, мы с вами узнаем в конце урока. За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь-ная. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. | Листы обратной связи. |
2.Акту-ализация и пробное учебное действие. 3.Выяв-ление места и причины затруд-нения. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристичес-кая беседа, работа с дидактичес-ким материалом. | - Чтобы попасть в страну Русского языка, нужно справится с препятствием – отгадать загадки (на слайде): 1. Черные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят (буквы). 2. Земля белая, а птицы на ней черные (лист и буквы). 3. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется все …(алфавит). 4.Какая водица, только для грамоты годится? (чернила). - Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправится в страну Русского языка. Проходя к воротам крепости, мы видим надпись (слайд): Заблудились слова в беспорядке, Потеряли места в суете, Так давайте, ребята, поможем Им в нелегкой и грустной судьбе. Карточки с заданием. - Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу. 1 группа: дерево, хвойных, семейство, сосна. 2 группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, письменная работа. |
| Физкульт-минутка | Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать. Постучали, повертели и работать захотели. Тихо все на место сели. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронталь-ная. | | Выполняют физические упражнения |
4.Целе-полога-ние и построе-ния проекта выхода из затруд-нения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами эвристичес-кой беседы, работа с учебными пособиями. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, применяющими ее на себя. - Ну а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический замок (на слайде): Безударный – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… -Обратимся к материалу учебника. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины. | Фронталь-ная. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способности адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса. | Задают вопросы для уточнения информа-ции |
Творчес-кая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.Эвритсти-ческая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка. | На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить. - Распределите слова, которые вы видите на слайде в два столбика. - Почему вы распределили слова именно таким образом? - Выделите корни. Какие это слова? - В этих словах происходит чередование гласных? Какие гласные чередуются. - Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о. - Почему в словах 1го столбика в корне пишем букву а, а в словах второго столбика – о? Обозначьте орфограмму. - Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? - Почитаем правило. - От чего зависит чередование гласных о-а в корне -лаг-/-лож-? - А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися гласными о-а в корне –лаг-//-лож-? | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. | Устные ответы. Выполне-ние заданий. |
6.Обоб-щение и система-тизация знаний и форми-рование рацио-нальных способов приме-нения их на практике. 7.Выпо-лнение практи-ческого задания, связных рассказов об изучен-ных нормах. Взаимо-проверка. 8.Обоб-щение получен-ных на уроке сведений | Архипелаг закрепления. | Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные: 1команда: предл_гать, распол_гать, предпол_гать, возл_гать. 2 команда: сл_гать, нал_гать, прил_гать, прол_гать. Задание 2: работа с карточками. - Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием. Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение. Задание 3: Вставьте пропущенные буквы в словах (слайд). Прил_гать, переел_жить, сл_гаемое, прол_гать, обл_жили, нал_гать, дол_жить, отл_жить, предл_гать, сл_жить. Запишите слова в два столбика. Задание 4. Выполните упражнение 450. - В каких морфемах находятся орфограммы? - Расскажите правило правописания корней –лаг-//-лож-. - Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский язык еще много других городов и станций, и там вы обязательно побываете. Подсчет жетонов и определение команды-победителя. | Выполняют упражнения. Проверяют правильность выполнения работы. | Индиви-дуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа. |
Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока). | Заключитель-ная беседа по вопросам. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. | Листы обратной связи. |
Домаш-нее задание. | | - Запишите домашнее задание Упр. 448 | Записывают домашнее задание | | | |