СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

пр..творить дверь                                                    пр..зирать труса

пр..творить планы в жизнь                                   пр..зреть сироту

пр..бывать на отдыхе                                             прик..саться

поезд пр..бывает                                                      к..снуться

пр..дел мечтаний                                                     поклонение

уютный пр..дел                                                        кл..няться

новый пр..емник                                                       предл..жить

музыкальный пр..емник                                          предл..гать

подр..сток                                                                 выр..стает

подг..реть                                                                 заг..реть

з..рево                                                                         з..рница

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме урока

• Вспомните о правилах написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных (учащиеся вспоминают с учителем правило, приводят примеры:

• Н пишется в суффиксах -ан (-ян), -ын (-ин)

отыменных прилагательных: 

 

Просмотр содержимого документа
««Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий)».»

Урок 5

ТЕМА: «Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий)».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и закрепить знания по теме урока.

• повторить правила орфографии: пре-, при-, -раст-/-рос-; -кас-/кос-; -лаг-/-лож-.

• закрепить навыки морфемного разбора, морфологического разбора слов.

ТИП УРОКА: обобщение и закрепление изученного материала.

НА ДОСКЕ:

пр..творить дверь пр..зирать труса

пр..творить планы в жизнь пр..зреть сироту

пр..бывать на отдыхе прик..саться

поезд пр..бывает к..снуться

пр..дел мечтаний поклонение

уютный пр..дел кл..няться

новый пр..емник предл..жить

музыкальный пр..емник предл..гать

подр..сток выр..стает

подг..реть заг..реть

з..рево з..рница


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Работа по теме урока

• Вспомните о правилах написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных (учащиеся вспоминают с учителем правило, приводят примеры:

• Н пишется в суффиксах -ан (-ян), -ын (-ин)

отыменных прилагательных:

Кроме слов-исключений: и в словах свиной, пряный, бараний, румяный, юный, тюлений.

-НН- пишутся в прилагательных, образованных от основ на (камень — каменный) и на -мя (пламя — пламенный), а также в суффиксах -онн, -енн отыменных прилагательных (станционный, божественный), кроме слова-исключения: ветреный, но в прилагательных с приставкой пишется -нн- (ветреный — безветренный)

В причастиях и отглагольных прилагательных -НН- пишется:

1) Если в них есть приставки: связанный.

2) Если в них есть суффикс -ова (-ева): маринованный.

3) Если при них есть зависимые слова: вязанный вручную.

4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый): решенная задача.

-Н- пишется в остальных случаях: (варёный, тушёный).


4. Работа с учебником

§4 -

1) Работа с таблицей -Н-—-НН-;

2) Упр. 21 (письменно по заданию). Комментированное письмо. Взаимопроверка;

3) Упр. 22 (выборочно под диктовку учителя). Проверка по цепочке с объяснением условий выбора орфограмм.


5. Выполнение упражнения

Выполнение задания, помеченного звездочкой.

• Вспомните орфограммы: правописание приставок пре-/ при-, правописание гласных в корне -раст -/-рос-, -лаг-/лож-, -клан-/-клон-, -гор-/-гар-, -зар-/-зор-.

• Спишите с доски слова, вставляя гласные буквы (один ученик выполняет левый столбик, второй — правый. Выборочное комментирование).


6. Работа с таблицами

• Вспомните, в каких случаях пишется приставка пре-, а в каких — при-.

• Проверьте по таблице 1, насколько точно вы помните это правило.

1. Правописание пре- — при-

1) = по значению слову «очень» ( = очень красивый)

2) = пере

1) приближение

2) присоединение

3) близость к чему-либо

4) неполнота действия


• Задание по карточкам: вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

К а р т о ч к а № 1

пр..неприятный

пр..образовать

пр..вратить

пр..вокзальный

пр..лечь

пр..творить (дверь)

пр..рвать

пр..готовить

пр..зидиум

пр..сутствовать


К а р т о ч к а № 2

пр..способить

пр..обрести

пр..пятствие

пр..казать

пр..большой

пр..ступить черту

пр..ступить к делу

пр..следовать

пр..влекательный

пр..ключение

Прочитайте внимательно таблицу.

2. Чередование гласных в корне


Применяя правило, напишите 2—3 предложения со словами, в которых есть чередование гласных в корне. Проверка (читают вслух).

К а р т о ч к а № 1

сд..рать

зап..реть

перест..лать

забл..стали

выж..гать

выч..тать

наб..раю

К а р т о ч к а № 2

соб..рают

зам..рло

прот..реть

забл..стели

зам..реть

ум..реть

выт..раю

7. Выполнение упражнений

• Придумайте и запишите слова, соответствующие схемам:

существительное:

глагол:

прилагательное:

• Разберите как часть речи: ярким (светом), прозвучал (проверка).


8. Подведение итогов урока


9. Сообщение домашнего задания

§ 4 упр. 24, 26. Пользуясь толковым словарем, определите значения слов библиография, логика, прерия.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

1) О происхождении слова лето.

Слово лето обозначает в современном русском языке «самое теплое время года». В форме мн.ч. оно значит «годы, возраст», а в форме родительного падежа мн.ч. в сочетании с числительным — год. Праславянское Leto имело значение лето, год (причем год мыслился как «отрезок времени от одного лета до другого»).

Праславянское Letъ — можно, позволено, вольно по отношению к нагревшейся под солнцем, тепловатой воде. (Ср. польское диалектное слово Letko — «не холодно»).

2) Поставьте правильно ударение в словах:

занята, предпринята, упрочить, камбала, должно.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!