Урок 5
ТЕМА: «Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий)».
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и закрепить знания по теме урока.
• повторить правила орфографии: пре-, при-, -раст-/-рос-; -кас-/кос-; -лаг-/-лож-.
• закрепить навыки морфемного разбора, морфологического разбора слов.
ТИП УРОКА: обобщение и закрепление изученного материала.
НА ДОСКЕ:
пр..творить дверь пр..зирать труса пр..творить планы в жизнь пр..зреть сироту пр..бывать на отдыхе прик..саться поезд пр..бывает к..снуться пр..дел мечтаний поклонение уютный пр..дел кл..няться новый пр..емник предл..жить музыкальный пр..емник предл..гать подр..сток выр..стает подг..реть заг..реть з..рево з..рница |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
• Вспомните о правилах написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных (учащиеся вспоминают с учителем правило, приводят примеры:
• Н пишется в суффиксах -ан (-ян), -ын (-ин)
отыменных прилагательных:
Кроме слов-исключений: и в словах свиной, пряный, бараний, румяный, юный, тюлений.
-НН- пишутся в прилагательных, образованных от основ на -н (камень — каменный) и на -мя (пламя — пламенный), а также в суффиксах -онн, -енн отыменных прилагательных (станционный, божественный), кроме слова-исключения: ветреный, но в прилагательных с приставкой пишется -нн- (ветреный — безветренный)
В причастиях и отглагольных прилагательных -НН- пишется:
1) Если в них есть приставки: связанный.
2) Если в них есть суффикс -ова (-ева): маринованный.
3) Если при них есть зависимые слова: вязанный вручную.
4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый): решенная задача.
-Н- пишется в остальных случаях: (варёный, тушёный).
4. Работа с учебником
§4 -
1) Работа с таблицей -Н-—-НН-;
2) Упр. 21 (письменно по заданию). Комментированное письмо. Взаимопроверка;
3) Упр. 22 (выборочно под диктовку учителя). Проверка по цепочке с объяснением условий выбора орфограмм.
5. Выполнение упражнения
Выполнение задания, помеченного звездочкой.
• Вспомните орфограммы: правописание приставок пре-/ при-, правописание гласных в корне -раст -/-рос-, -лаг-/лож-, -клан-/-клон-, -гор-/-гар-, -зар-/-зор-.
• Спишите с доски слова, вставляя гласные буквы (один ученик выполняет левый столбик, второй — правый. Выборочное комментирование).
6. Работа с таблицами
• Вспомните, в каких случаях пишется приставка пре-, а в каких — при-.
• Проверьте по таблице 1, насколько точно вы помните это правило.
1. Правописание пре- — при-
1) = по значению слову «очень» ( = очень красивый) 2) = пере 1) приближение 2) присоединение 3) близость к чему-либо 4) неполнота действия |
• Задание по карточкам: вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
К а р т о ч к а № 1
пр..неприятный
пр..образовать
пр..вратить
пр..вокзальный
пр..лечь
пр..творить (дверь)
пр..рвать
пр..готовить
пр..зидиум
пр..сутствовать
К а р т о ч к а № 2
пр..способить
пр..обрести
пр..пятствие
пр..казать
пр..большой
пр..ступить черту
пр..ступить к делу
пр..следовать
пр..влекательный
пр..ключение
Прочитайте внимательно таблицу.
2. Чередование гласных в корне
Применяя правило, напишите 2—3 предложения со словами, в которых есть чередование гласных в корне. Проверка (читают вслух).
К а р т о ч к а № 1
сд..рать
зап..реть
перест..лать
забл..стали
выж..гать
выч..тать
наб..раю
К а р т о ч к а № 2
соб..рают
зам..рло
прот..реть
забл..стели
зам..реть
ум..реть
выт..раю
7. Выполнение упражнений
• Придумайте и запишите слова, соответствующие схемам:
существительное:
глагол:
прилагательное:
• Разберите как часть речи: ярким (светом), прозвучал (проверка).
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания
§ 4 упр. 24, 26. Пользуясь толковым словарем, определите значения слов библиография, логика, прерия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
1) О происхождении слова лето.
Слово лето обозначает в современном русском языке «самое теплое время года». В форме мн.ч. оно значит «годы, возраст», а в форме родительного падежа мн.ч. в сочетании с числительным — год. Праславянское Leto имело значение лето, год (причем год мыслился как «отрезок времени от одного лета до другого»).
Праславянское Letъ — можно, позволено, вольно по отношению к нагревшейся под солнцем, тепловатой воде. (Ср. польское диалектное слово Letko — «не холодно»).
2) Поставьте правильно ударение в словах:
занята, предпринята, упрочить, камбала, должно.