Буквы И, У, А после шипящих. (5 класс).
Цели:
Вспомнить правило написания гласных И, У, А после шипящих, познакомить со словами – исключениями; развивать умение правильно писать слова с гласными после шипящих; воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверка д/з.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, какие гласные надо писать после шипящих. А поможет нам в этом стихотворение – напоминалка:
В сочетаниях ЖИ, ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА, ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ, ЩУ
Пишут только букву У.
- Работа со словами – исключениями.
- Замените одним словом:
1) Комиссия из специалистов, которая присуждает премии на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри.)
2) Небольшая книжка в мягкой обложке. (Брошюра.)
3) Устройство, которое замедляет падение с высоты. (Парашют.)
-Какая гласная пишется в этих словах после шипящих? Почему?
- Тренировочные упражнения.
- Отгадывание загадок:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала и глотала,
А теперь в котел попала.
Белая эта птица
С криком над морем кружится,
Случая не упускает –
Рыбку из волн таскает.
Сами крошки,
Бояться кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.
Есть за городом домишко,
Летом в нем живем с братишкой.
Бабушка следит за нами.
Что за дом – решайте сами.
Отгадать вы здесь должны
Ели плод или сосны.
И кто лоб вдруг разобьет,
Этот «плод» на лбу найдет.
Белым – бела и холодна.
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима.
Пост несет на огороде
Для отпугиванья вроде,
Только птицы не боятся,
Прямо на плечо садятся.
Зелены кусточки,
Алые цветочки;
Когти – коготочки
Стерегут цветочки.
- Запись в тетради отгадок с обозначением орфограммы.
Часы, лыжи, щука, чайка, мыши, дача, шишка, снежинка, чучело, шиповник.
- Лексический диктант.
По толкованию слова запишите само слово, подчеркните орфограммы.
Глухой частый лес – чаща.
Всякий хлеб в зерне или на корню – жито.
Старинная посуда в форме полушария – чаша.
Забор из часто вбитых кольев – частокол.
Волшебник, колдун – чародей.
- Запись имен существительных во множественном числе.
Малыш – малыши
Карандаш – карандаши
Нож – ножи
Гараж – гаражи
Ландыш – ландыши
- Запись глаголов в форме 1–го лица единственного числа.
Ворчать – ворчу
Выручать – выручу
Платить – плачу
Скакать – скачу
Колотить – колочу
- Запись под диктовку «Допиши словечко».
В поле травы хороши, А на речке … камыши.
Я руку в воду опущу И в воде … прополощу.
Возле поля, мимо рощи Шли колючие… ежи.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … машина.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … тишина.
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… задача.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … мыши.
Днем погода стала хуже:
Дождь прошел и всюду … лужи.
На колесах у машины
Есть резиновые … шины.
- Подведение итогов урока.
- Объяснение д/з.
Составьте небольшой рассказ, используя в нем слова: туча, овчарка, чужой, снежинка, шишка, чуть, вершина, печальный, чувствую, в рощу, кружиться, пушистый.
Просмотр содержимого документа
«Буквы И, У, А после шипящих.»
Буквы И, У, А после шипящих. (5 класс).
Цели:
Вспомнить правило написания гласных И, У, А после шипящих, познакомить со словами – исключениями; развивать умение правильно писать слова с гласными после шипящих; воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка д/з.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, какие гласные надо писать после шипящих. А поможет нам в этом стихотворение – напоминалка:
В сочетаниях ЖИ, ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА, ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ, ЩУ
Пишут только букву У.
Работа со словами – исключениями.
- Замените одним словом:
1) Комиссия из специалистов, которая присуждает премии на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри.)
2) Небольшая книжка в мягкой обложке. (Брошюра.)
3) Устройство, которое замедляет падение с высоты. (Парашют.)
-Какая гласная пишется в этих словах после шипящих? Почему?
Тренировочные упражнения.
- Отгадывание загадок:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала и глотала,
А теперь в котел попала.
Белая эта птица
С криком над морем кружится,
Случая не упускает –
Рыбку из волн таскает.
Сами крошки,
Бояться кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.
Есть за городом домишко,
Летом в нем живем с братишкой.
Бабушка следит за нами.
Что за дом – решайте сами.
Отгадать вы здесь должны
Ели плод или сосны.
И кто лоб вдруг разобьет,
Этот «плод» на лбу найдет.
Белым – бела и холодна.
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима.
Пост несет на огороде
Для отпугиванья вроде,
Только птицы не боятся,
Прямо на плечо садятся.
Зелены кусточки,
Алые цветочки;
Когти – коготочки
Стерегут цветочки.
- Запись в тетради отгадок с обозначением орфограммы.
Часы, лыжи, щука, чайка, мыши, дача, шишка, снежинка, чучело, шиповник.
- Лексический диктант.
По толкованию слова запишите само слово, подчеркните орфограммы.
Глухой частый лес – чаща.
Всякий хлеб в зерне или на корню – жито.
Старинная посуда в форме полушария – чаша.
Забор из часто вбитых кольев – частокол.
Волшебник, колдун – чародей.
- Запись имен существительных во множественном числе.
Малыш – малыши
Карандаш – карандаши
Нож – ножи
Гараж – гаражи
Ландыш – ландыши
- Запись глаголов в форме 1–го лица единственного числа.
Ворчать – ворчу
Выручать – выручу
Платить – плачу
Скакать – скачу
Колотить – колочу
- Запись под диктовку «Допиши словечко».
В поле травы хороши,
А на речке … камыши.
Я руку в воду опущу
И в воде … прополощу.
Возле поля, мимо рощи
Шли колючие… ежи.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … машина.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … тишина.
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… задача.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … мыши.
Днем погода стала хуже:
Дождь прошел и всюду … лужи.
На колесах у машины
Есть резиновые … шины.
Подведение итогов урока.
Объяснение д/з.
Составьте небольшой рассказ, используя в нем слова: туча, овчарка, чужой, снежинка, шишка, чуть, вершина, печальный, чувствую, в рощу, кружиться, пушистый.