СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы И, У, А после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы И, У, А после шипящих. (5 класс).

Цели:

Вспомнить правило написания гласных  И, У, А после шипящих, познакомить со словами – исключениями;  развивать умение правильно писать слова с гласными после шипящих; воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з.
  3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, какие гласные надо писать после шипящих. А поможет нам в этом стихотворение – напоминалка:

 

В сочетаниях ЖИ, ШИ

Только И всегда пиши!

 

В сочетаниях ЧА, ЩА

Пишем только букву А.

 

В сочетаниях ЧУ, ЩУ

Пишут только букву У.

 

  1. Работа со словами – исключениями.

- Замените одним словом:

 

1) Комиссия из специалистов, которая присуждает премии на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри.)

2) Небольшая книжка в мягкой обложке. (Брошюра.)

3) Устройство, которое замедляет падение с высоты. (Парашют.)

 

-Какая гласная пишется в этих словах после шипящих? Почему?

 

  1. Тренировочные упражнения.

- Отгадывание загадок:

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

 

Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

У нее во рту пила,

Под водой она жила, 

Всех пугала и глотала,

А теперь в котел попала.

 

Белая эта птица

С криком над морем кружится,

Случая не упускает –

Рыбку из волн таскает.

 

Сами крошки,

Бояться кошки,

Под полом живут,

Туда все несут.

 

Есть за городом домишко,

Летом в нем живем с братишкой.

Бабушка следит за нами.

Что за дом – решайте сами.

 

Отгадать вы здесь должны

Ели плод или сосны.

И кто лоб вдруг разобьет,

Этот «плод» на лбу найдет.

 

Белым – бела и холодна.

Когда одна – едва видна.

И от подруг, летящих мимо,

В пути совсем неотличима.

 

Пост несет на огороде

Для отпугиванья вроде,

Только птицы не боятся,

Прямо на плечо садятся.

 

Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Когти – коготочки

Стерегут цветочки.

 

- Запись в тетради отгадок с обозначением орфограммы.

 

Часы, лыжи, щука, чайка, мыши, дача, шишка, снежинка, чучело, шиповник.

 

- Лексический диктант.

По толкованию слова запишите само слово, подчеркните орфограммы.

 

Глухой частый лес – чаща.

Всякий хлеб в зерне или на корню – жито.

Старинная посуда в форме полушария – чаша.

Забор из часто вбитых кольев – частокол.

Волшебник, колдун – чародей.

 

- Запись имен существительных во множественном числе.

 

 Малыш – малыши

Карандаш – карандаши

Нож – ножи

Гараж – гаражи

Ландыш – ландыши

 

- Запись глаголов в форме  1–го лица единственного  числа.

 

Ворчать – ворчу

Выручать – выручу

Платить – плачу

Скакать – скачу

Колотить – колочу

 

- Запись под диктовку «Допиши словечко».

 

В поле травы хороши, А на речке … камыши.

Я руку в воду опущу И в воде … прополощу.

Возле поля, мимо рощи  Шли колючие…  ежи.

 

 Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … машина.

 

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … тишина.

 

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…  задача.

 

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут … мыши.

 

Днем погода стала хуже:

Дождь прошел и всюду … лужи.

На колесах у машины

 Есть резиновые … шины.

 

  1. Подведение итогов урока.
  2. Объяснение д/з.

 

Составьте небольшой рассказ, используя в нем слова: туча, овчарка, чужой, снежинка,  шишка, чуть,  вершина,  печальный,  чувствую,  в рощу, кружиться, пушистый.

 

Просмотр содержимого документа
«Буквы И, У, А после шипящих.»

Буквы И, У, А после шипящих. (5 класс).

Цели:

Вспомнить правило написания гласных И, У, А после шипящих, познакомить со словами – исключениями; развивать умение правильно писать слова с гласными после шипящих; воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка д/з.

  3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, какие гласные надо писать после шипящих. А поможет нам в этом стихотворение – напоминалка:



В сочетаниях ЖИ, ШИ

Только И всегда пиши!



В сочетаниях ЧА, ЩА

Пишем только букву А.



В сочетаниях ЧУ, ЩУ

Пишут только букву У.



  1. Работа со словами – исключениями.

- Замените одним словом:



1) Комиссия из специалистов, которая присуждает премии на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри.)

2) Небольшая книжка в мягкой обложке. (Брошюра.)

3) Устройство, которое замедляет падение с высоты. (Парашют.)



-Какая гласная пишется в этих словах после шипящих? Почему?



  1. Тренировочные упражнения.

- Отгадывание загадок:



Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.



Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

У нее во рту пила,

Под водой она жила,

Всех пугала и глотала,

А теперь в котел попала.



Белая эта птица

С криком над морем кружится,

Случая не упускает –

Рыбку из волн таскает.



Сами крошки,

Бояться кошки,

Под полом живут,

Туда все несут.



Есть за городом домишко,

Летом в нем живем с братишкой.

Бабушка следит за нами.

Что за дом – решайте сами.



Отгадать вы здесь должны

Ели плод или сосны.

И кто лоб вдруг разобьет,

Этот «плод» на лбу найдет.



Белым – бела и холодна.

Когда одна – едва видна.

И от подруг, летящих мимо,

В пути совсем неотличима.



Пост несет на огороде

Для отпугиванья вроде,

Только птицы не боятся,

Прямо на плечо садятся.



Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Когти – коготочки

Стерегут цветочки.



- Запись в тетради отгадок с обозначением орфограммы.



Часы, лыжи, щука, чайка, мыши, дача, шишка, снежинка, чучело, шиповник.



- Лексический диктант.

По толкованию слова запишите само слово, подчеркните орфограммы.



Глухой частый лес – чаща.

Всякий хлеб в зерне или на корню – жито.

Старинная посуда в форме полушария – чаша.

Забор из часто вбитых кольев – частокол.

Волшебник, колдун – чародей.



- Запись имен существительных во множественном числе.



Малыш – малыши

Карандаш – карандаши

Нож – ножи

Гараж – гаражи

Ландыш – ландыши



- Запись глаголов в форме 1–го лица единственного числа.



Ворчать – ворчу

Выручать – выручу

Платить – плачу

Скакать – скачу

Колотить – колочу



- Запись под диктовку «Допиши словечко».

В поле травы хороши,
А на речке … камы
ши.


Я руку в воду опу
щу
И в воде … прополо
щу.


Возле поля, мимо рощи
Шли колючие… е
жи.



Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … машина.



Я для отдыха, для сна,

Называюсь … тишина.



Я сижу, едва не плача,

Очень трудная… задача.



Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут … мыши.



Днем погода стала хуже:

Дождь прошел и всюду … лужи.

На колесах у машины

Есть резиновые … шины.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Объяснение д/з.



Составьте небольшой рассказ, используя в нем слова: туча, овчарка, чужой, снежинка, шишка, чуть, вершина, печальный, чувствую, в рощу, кружиться, пушистый.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!