Урок 45
Русский язык 7-А,7-Бклассы 09.11.2020.
Тема: Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий .
Планируемые результаты:
Предметные: повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных; познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Метапредметные: развивать память, логическое мышление, речь, способность, волю, эмоции; формировать умение самостоятельно пополнять знания,работать индивидуально и в парах;закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;
Личностные:воспитать интерес и уважение к родному языку; ценностное отношение к слову; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, развивать уважение друг к другу.
Оборудование:учебник;раздаточный материал; мультимедийный компьютер: мультимедийная презентация к уроку.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
- Что нового узнали о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи?
- Для чего нужно знать правила написания Не с различными частями речи?
II. Объяснение нового материала.
1.Осознанное восприятие.
А) задание: вставить пропущенные гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании
Тихий ш..пот
Ровный ш..в
Солнечным луч..м
Тёмной туч..й
Выпал снеж..к
Плюш..вый медведь
Освещ..нный светом
Выкраш..нная скамейка
- в каких частях слова пропущена буква?
- в каких словах пишется буква О, в каких - Ё, а в каких –Е? Почему?
Каким правилом пользовались при выборе?
-Почему в последних двух СС буквы не вставили?
2. Сообщение темы урока и цели урока
а) Наблюдения по словам на экране
ОСВЕЩ..ННЫЙ ВЫКРАШ..ННЫЙ
Вопросы и задания учащимся:
-какой частью речи являются данные слова?
- поставьте ударения в словах;
- в какой части слова пропущены буквы?
Первичные выводы: в суффиксах причастий под ударением пишется Ё, без ударения – Е.
б)Обобщение и систематизация на основе составления алгоритма.
Думаю, что писать после шипящей в суффиксе причастий
Ставлю ударение
Смотрю, куда падает ударение
Ё На ^' не на ^' Е
Запоминание правила и алгоритма рассуждения по учебнику , работа со схемой( раздаточный материал)
Воспроизведение изученного. Приведите свои примеры правописания Е-Ё в суффиксах
III.Закрепление.
Развитие правописных умений.
А) Анализ и графическое оформление записанных под диктовку слов из упр. 144 .
- развивается умение находить в словах орфограмму – букву е-ё.
- вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение.
3) Определить, в какой части слова пропущена гласная
4) Определить, ударный гласный в суффиксе или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограмму букву е или ё.
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв е- ё в суффиксах причастий.
Физминутка
Б) Творческое задание
Упр.143. Преобразование глаголов в страдательные причастия прошедшего времени с применением изученного правила.
- Выполняют устно
В) Работа по карточкам
Г) Диктант с взаимопроверкой (упр 104, стр 36 Т. Я. Фролова. Русский язык .7 класс. )
IV. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.
Рефлексия:
– Назовите ключевые слова темы.
– Какую проблему решали на уроке?
– Чему научились?
– Какая работа понравилась больше всего?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Домашнее задание: §20, упр. 145 (выучить наизусть правило)
Индивидуальное задание: по диктанту (упр 104, стр 36 Т. Я. Фролова. Русский язык .7 класс ) написать мини-сочинение о том, когда «стадное чувство» заставляет нас совершать поступки, противоречащие здравому смыслу. Можно ли, по-вашему, в любой ситуации сохранять свои личные качества?