Тема: «Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»
Цель: обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий
Задачи:
Образовательные:
формировать умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания на практике;
повторить правила правописания не- и ни- в отрицательных местоимениях;
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению предмета
Ход урока
Орг. момент. Эмоциональный настрой на уроке. Приветствие. Запись даты.
Здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что вам со мной будет надежно, в тетрадях вы будете работать аккуратно, нам будет радостно от сделанных открытий, мы честно и достойно воспримем ошибки, если с ними встретимся, к концу занятия нам станет ясно и понятно, как вы усвоили новый материал. Слайд 1
2. Фронтальная беседа.
- Какая часть речи легла в основу моего приветствия? (наречие)
-– Давайте вспомним, что такое наречие.
– Знаете ли вы, почему наречие так называется?
Наречие – старое слово. В древне русском языке оно имело несколько значений, в том числе и «говорить». Помните, как говорил А.С.Пушкин: «Глаголом жги сердца людей». Глаголом, т.е. речью. От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие».
3. Орфографическая разминка
Сегодня я обнаружила интересное стихотворение и посчитала, что это интересный материл для лингвистического исследования. Это стихотворение есть у вас на карточках розового цвета. Возьмите её и выполните, пожалуйста, задание. Работаем в парах, на работу отводится 2 мин.
Стихотворение
НИкогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
НЕгде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем нЕкак,
И дружба… Дружба не пустяк!»
Задание: Исправьте ошибки.
1. В словах какой части речи допущены ошибки? В какой морфеме допущена орфограмма?
2. Легко ли было их найти и исправить ? Почему?
3. Как вы считаете, к какому результату может привести незнание этого правила? Ответ: Незнание этого правила может привести к грамматическим ошибкам и искажению смысла текста.
– Нам нужно знать это правило? Да
– Давайте сформулируем тему занятия. Ответ: Правописание приставок отрицательных наречий. (Дети записывают в тетрадь число, тему урока.)
– Цель: научиться писать буквы е-и в приставках не и ни отрицательных наречий.
4. Исследование
1) А сейчас я вам буду называть вопросительные наречия, а вы образуете от них отрицательные наречия. При помощи каких приставок образуются отрицательные наречия?
Вопросительные Отрицательные
Где Нигде, негде
Куда Никуда, некуда
Когда Никогда, некогда
Откуда Ниоткуда, неоткуда
2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку жёлтого цвета и, пожалуйста, выполните задание.
н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
Задание:
1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2. В какой морфеме допущена орфограмма?
3. Сделайте вывод, от чего зависит выбор Е или И в приставках отрицательных наречий.
4. Объясните суть вашего открытия, сформулировав правило.
-Замечательно! Вы очень хорошо справились. Давайте обобщим суть ваших открытий. Ответ: В приставках отрицательных наречий пишется Е, если ударение на приставку падает, и пишется И, если ударение не падает.
Сравните сформулированное вами правило с правилом авторов учебника. Откройте учебник стр. 104. (ученик читает правило)
Проведём эксперимент. Попробуйте вставить Е вместо И и наоборот.
– Получилось?
Ответ: Нет.
– Эксперимент подтверждает правильность наших выводов?
Ответ: Да.
4. Физминутка. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть .Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду называть отрицательные наречия .Если в этом слове пишется в приставке Е, то поднимаем руки вверх. Если в приставке пишется И- руки в сторону. ( Никуда, Некогда, Никогда, Некуда, Негде, Никак).
5. Закрепление материала
1) Объясните ошибку в стихотворении, сформулировав правило.
Ответ: В приставке наречия НЕКОГДА , Нигде, НИкак,
пишется буква И, потому что на приставку не падает ударение.
2) Продолжаем работать с учебником. Выполните упражнение 251. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? Давайте вместе выполним его. Обязательно используйте слова для справок.
7. Творческая работа. А сейчас я предлагаю вам стать ненадолго писателями. Составьте из отрицательных наречий НЕКОГДА, НИКУДА, НЕОТКУДА, НИЧУТЬ небольшой рассказ .
8. Рефлексия.
– Уважаемые ребята! Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Ответ: 1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий. 2. Научиться эти наречия правильно писать.
– Удалось нам их решить?
Ответ: Да.
– Кто может сказать, от чего зависит выбор букв Е и И в отрицательных наречиях?
Ответ: От ударения.
– Несмотря на то, что на улице холодно, морозно, мне было с вами комфортно, замечательно!
– Если вам на уроке всё было ясно, понятно, то похлопайте в ладоши сильно , если не всё понятно и скучновато –похлопайте слабовато.
– Молодцы! Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо. Урок окончен, до свидания.
.
Стихотворение
Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»
Задание: Исправьте ошибки.
Стихотворение
Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»
Задание: Исправьте ошибки.
Стихотворение
Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»
Задание: Исправьте ошибки.
2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание
н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
Задание:
1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание
н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
Задание:
1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание
н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
Задание:
1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание
н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
Задание:
1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).