СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»»

Тема: «Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Цель: обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания на практике;

  2. повторить правила правописания не- и ни- в отрицательных местоимениях;

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учащихся.

  2. Расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению предмета


Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на уроке.  Приветствие. Запись даты.

Здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что вам со мной будет надежно, в тетрадях вы будете работать аккуратно, нам будет радостно от сделанных открытий, мы честно и достойно воспримем ошибки, если с ними встретимся, к концу занятия нам станет ясно и понятно, как вы усвоили новый материал. Слайд 1


  2. Фронтальная беседа.

- Какая часть речи легла в основу моего приветствия? (наречие)

-– Давайте вспомним, что такое наречие.

 – Знаете ли вы, почему наречие так называется?

Наречие – старое слово. В древне русском языке оно имело несколько значений, в том числе и «говорить». Помните, как говорил А.С.Пушкин: «Глаголом жги сердца людей». Глаголом, т.е. речью. От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие».



3. Орфографическая разминка

 Сегодня я обнаружила интересное стихотворение и посчитала, что это интересный материл для лингвистического исследования. Это стихотворение есть у вас на карточках розового цвета. Возьмите её и выполните, пожалуйста, задание. Работаем в парах, на работу отводится 2 мин.

Стихотворение

НИкогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
НЕгде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем нЕкак,
И дружба… Дружба не пустяк!»


Задание: Исправьте ошибки.


1. В словах какой части речи допущены ошибки? В какой морфеме допущена орфограмма?

2. Легко ли было их найти и исправить ? Почему?

3. Как вы считаете, к какому результату может привести незнание этого правила? Ответ: Незнание этого правила может привести к грамматическим ошибкам и искажению смысла текста.
– Нам нужно знать это правило? Да
– Давайте сформулируем тему занятия. Ответ: Правописание приставок отрицательных наречий. (Дети записывают в тетрадь число, тему урока.)
– Цель: научиться писать буквы е-и в приставках не и ни отрицательных наречий.


4. Исследование

1) А сейчас я вам буду называть вопросительные наречия, а вы образуете от них отрицательные наречия.  При помощи каких приставок образуются отрицательные наречия?

Вопросительные                                                      Отрицательные

Где                                                                               Нигде, негде

Куда                                                                             Никуда, некуда

Когда                                                                     Никогда, некогда

Откуда                                                                         Ниоткуда, неоткуда



2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку жёлтого цвета и, пожалуйста, выполните задание.

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2. В какой морфеме допущена орфограмма?
3. Сделайте вывод, от чего зависит выбор Е или И в приставках отрицательных наречий.
4. Объясните суть вашего открытия, сформулировав правило.

 -Замечательно! Вы очень хорошо справились. Давайте обобщим суть ваших открытий. Ответ: В приставках отрицательных наречий пишется Е, если ударение на приставку падает, и пишется И, если ударение не падает.

Сравните сформулированное вами правило с правилом авторов учебника. Откройте учебник стр. 104. (ученик читает правило)

  1. Проведём эксперимент. Попробуйте вставить Е вместо И и наоборот.
    – Получилось?
    Ответ: Нет.
    – Эксперимент подтверждает правильность наших выводов?
    Ответ: Да.

4. Физминутка. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть .Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду называть отрицательные наречия .Если в этом слове пишется в приставке Е, то поднимаем руки вверх. Если в приставке пишется И- руки в сторону. ( Никуда, Некогда, Никогда, Некуда, Негде, Никак).

5. Закрепление материала

1) Объясните ошибку в стихотворении, сформулировав правило.

Ответ: В приставке наречия НЕКОГДА , Нигде, НИкак,
пишется буква И, потому что на приставку не падает ударение.

2) Продолжаем работать с учебником. Выполните упражнение 251. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?  Давайте вместе выполним его. Обязательно  используйте слова для справок.

7. Творческая работа. А сейчас я предлагаю вам стать ненадолго писателями. Составьте из отрицательных наречий НЕКОГДА, НИКУДА, НЕОТКУДА, НИЧУТЬ небольшой рассказ .

8. Рефлексия.

– Уважаемые ребята! Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Ответ: 1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий. 2. Научиться эти наречия правильно писать.
– Удалось нам их решить?
Ответ: Да.
– Кто может сказать, от чего зависит выбор букв Е и И в отрицательных наречиях?
Ответ: От ударения.
– Несмотря на то, что на улице холодно, морозно, мне было с вами комфортно, замечательно!
– Если вам на уроке всё было ясно, понятно, то похлопайте в ладоши сильно , если не всё понятно и скучновато –похлопайте слабовато.
– Молодцы! Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо. Урок окончен, до свидания.

.








Стихотворение


Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»


Задание: Исправьте ошибки.



Стихотворение


Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»


Задание: Исправьте ошибки.



Стихотворение


Никогда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Ни с кем и никогда он не дружил
И дружбою ничуть не дорожил.
Ни с кем принципиально не общался,
Нигде и никому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем некак,
И дружба… Дружба не пустяк!»


Задание: Исправьте ошибки.



2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).



2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).


2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).




2) Предлагаю приступить к исследованию. Возьмите карточку №2 и, пожалуйста, выполните задание

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!