СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы а-о в корнях -кас-кос-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- научить  правильно писать слова с чередованием букв в корне -кас- кос-

Просмотр содержимого документа
«Буквы а-о в корнях -кас-кос-»

Буквы а и о в корне -кас- -кос-
Ц е л и у р о к а : научить правильно писать слова с чередованием букв а о в корне -кас- -кос- ; сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и
умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить
представление о различиях в условиях выбора между чередующимися гласными в корне и проверяемыми безударными гласными.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая разминка. Актуализация темы урока.
Ученик получил задание объяснить выбор гласных в словах: подр.. сти, сл.. жение, зам… реть,зад.. ру, пост.. лить, выр.. щенный, сл.. гать, густые
зар.. сли, проб.. русь.— Почему он допустил ошибки? Сформулируйте известное вам предупреждение о правописании корней с чередующимися гласными. (Гласные в корнях с чередованием
проверять сильной позицией гласного, т. е. ставить под
ударение, нельзя!) Какие ещё ошибки допустил ученик? (Подбирал для проверки слова, не являющиеся однокоренными.)
— Найдите среди записанных слова, образованные бессуффиксным способом, т. е. с нулевой суффиксацией. (Рост, задира.)

Актуализация знаний

  • Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

-Лаг- – -лож-

-Раст-  –  -рос-  – -ращ-

Е и И в корнях с чередованием  ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

  • Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами.  Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

     Соб_раться, распол_гаться, отр_сти,  расст_лать,  предпол_жение,  зам_рать, сл_жение,  р_стовщик,  отп_реть,  разр_стался, р_сток.

     Прик_снуться, прик_асаться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Постановка учебной задачи

Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

(тоже есть чередование гласных)

Определите нашу цель и задачи

Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

 Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень           -кас-?


II. Изучение нового материала.
1. Учащиеся, используя первый форзац, собирают все известные им корни с чередующимися гласными (орфограммы 12, 13, 24), добавляют отсутствующие в примерах учебника корни, составляют словосочетания, проводят по парам мини-диктанты.
2. Учитель сообщает о том, что в русском языке есть и другие корни с чередующимися гласными, и представляет один из них: касаться коснуться. И добавим еще два: прикосновение и касание  

  • Проведем наблюдение:

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-,  пишется корень -кас-,                  а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а- ,  пишется корень -кос-)

  • Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило.

  • Проверим себя по учебнику (чтение правила).

(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)

Первичное закрепление

  • Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А в корнях -кос-  – - кас-?

  1. Выделить корень.

  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

  3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.


 Физминутка.  Грамматическая зарядка

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.


III. Тренировочные упражнения на закрепление изученного.
1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.
а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение (с а в корне);
б) отл жение солей; скл нение имён; пол__скание (горла) (с проверяемой гласной); в) прик__саться, изд лека, зад вака (с чередующейся гласной); г) к__саешься клавиш; меня это не к сается;
к салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-нибудь»); д) акв__ланг, в долаз, водопр вод (с а в корне; не имеет
корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).
Определите, как образовались слова группы «б». (Суффиксальным способом, от глаголов.) Какие слова являются сложными? (Водолаз, водопровод.)
2. О б ъ я с н и т е л ь н ы й д и к т а н т.
1) Долго сих листов заветных не касался я пером. 2) Где некогда
всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 3) Рука не
прикасалась до лиры дорогой. 4) Перстами лёгкими как сон моих
зениц коснулся он. (Пунктуация такая, как у автора.) 5) К нему не зарастёт народная тропа. 6) Уже в последний раз к руке твоей устами
прикоснулся (А. П у ш к и н).
— Дайте лексическую характеристику выделенных слов.

 Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

 Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

 Вы узнали авторов этих предложений?

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не           отдам”.

  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)

  7. Над дверью домика, где жила Сова,  распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

  • Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)

   Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

   Картофель — целебный продукт. Он  богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

     Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель  улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он  в   печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

      Позеленевшие клубни  опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения,  не стоит даже прик_саться.

 Объяснение написания слов с  -кос- и  -кас-.

Дополните предложения словами с корнем –КОС-  –  -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно _____________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

Итог урока

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?

  • Какие новые знания вы усвоили?

  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?

  • Что показалось наиболее интересным?

  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Рефлексия

  • Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:

  1. У меня не было затруднений.

  2. Я только слушал предложения и ответы других.

  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.

  4. Я сам не мог справиться с заданиями.

  5.  Я доволен собой и своей работой.

Домашнее задание

Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.



V. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту (по словам в рамках и по итогам выполненных упражнений) и к проверочной работе по теме «Словообразование».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!