СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква С и ее звуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка по обучению грамоте содержит технологическую карту, презентацию, аудиофайл для аудирования (методика проведения аудирования в 1 классе дана в плане). Особенностью данного урока является выход на проект  по окружающему миру "Птицы нашего леса" (разработку можно использовать позже для проведения школьной акции ко Дню птиц).

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
на тему: Согласная буква С, звуки [c’],[c]


ФИО (полностью)

Королева Екатерина Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Красноярского района Самарской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

«Обучение грамоте» (чтение)

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Согласная буква С, звуки [c’],[c] (1 урок из 1).

Базовый учебник

«Азбука», авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить обучающихся с буквой С, звуками [с], [с’]. Продолжать работу над запоминанием написаний имен собственных с заглавной буквы. пропедевтика темы: словообразование.

УУД (метапредметные):

Познавательные: развитие учебно-логических умений: классифицировать, осуществлять сравнение звуков. Развитие когнитивных процессов: внимания, мышления, памяти.

Регулятивные: развитие умений осуществлять контроль за своей учебной деятельностью, определять (с подачи учителя) собственный маршрут движения в зависимости от своих учебных умений, оценивать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: работа над развитием речи (создание речеразвивающей среды путем использования на уроке образцового художественного текста): совершенствование разных видов речевой деятельности: слушание учителя, друг друга, мастера слова; развитие устной диалогической и монологической речи (говорение); чтение слогов с изучаемой буквой и предложений из текста, развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, предложений умение работать над интерпретацией текста). Развитие умений работать в сотрудничестве.

Межпредметные связи: окружающий мир (знакомство с встречающимися в тексте видами птиц и растений, создание мотивации для реализации проекта «Птицы Самарской области»).

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, природе, родине;

  • воспитывать ответственность и готовность к сотрудничеству при работе в парах.

  1. Тип урока: изучение нового материала, развитие речи

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийная техника

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающихся (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Время

(в мин.)


1

Включение в учебную деятельность.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Фронтальный опрос.



- Ребята, с какой буквой и звуками мы познакомились на прошлом уроке?







- В каких домиках они живут? (Как подсказка на доске висят дома 3 цветов, которые мы используем при изучении новых звуков). – Расскажите о них.

Приветствие. Проверка собственной готовности к уроку.

(Регулятивная).

Ответы на вопросы учителя. - На прошлом уроке мы познакомились с буквой Н. Звуками [н],[н’]. (Коммуникативная).

Познавательная (решают у. задачу известным способом):

- В синем и зеленом.





- Согласные. Твердый и мягкий.

3


















2

Актуализация знаний.







- Прочитайте с доски нараспев:

А О Ы И У

- Что общего у этих букв?

- А что значит – гласные? Почему их так назвали?



-В чем их особенность? Какие они бывают?



- А как называются звуки, которые нельзя петь, на которые не может падать ударение.

- Почему их именно так назвали?

Познавательная, коммуникативная:

Хоровое чтение.

- Они обозначают гласные звуки.

- Слово «гласные» похоже на слово «голос». Гласные звуки легко поются, при их произношении воздух не встречает преграды.

- Гласные бывают ударные и безударные.



- ….согласные.



- …согласные дружат с гласными, без гласных они слабые.

3































3.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

















Демонстрация задания со слайда, комментирование:

Даны картинки с подписями слов, которые читает учитель: лиса, слон, собака, сила. Буква С выделена красным цветом.

- Что общего в написании этих слов?











- Ребята вы почувствовали правильно, но немного неверно ответили, давайте подробнее изучим эту загадочную букву и узнаем, как она правильно называется и какие звуки обозначает. Согласны? Тема нашего урока: изучению буквы С и звуков [c],[c’].

Познавательная, коммуникативная:

Слушание, наблюдение.





1.Есть буква с (называют букву как твердый [c], либо [сэ]). 2.Правильное название буквы дает 1,2. ученика, тогда предлагаем им быть помощниками учителя на уроке, посвященном изучению буквы С и звуков, которые она обозначает [c],[c’].

2




































4





























































































































5

Этап открытия «новых знаний».





























































































































Работа по теме урока. (С перерывом на физминутку)

1 слайд



























































































2слайд























Слайд3





























































слайды4,5













































Слайды 6,7,8

3.1.Знакомство со звуками [c],[c’]. Демонстрация задания. – Прочтем хором слова со слайда. Послушаем, как звучит в них звук, который мы хотим изучить.

- Что вы услышали?





- Молодцы. А теперь определите положение звука [с], [c’] в словах? Рядом с какими звуками он соседствует, оказывают ли они влияние на него?



- Умнички! А теперь внимательно посмотрите на картинки и слова и скажите, а какое слово здесь могло бы быть четвертым лишним? Почему?









- Молодцы. Вспомним все, о чем мы говорили. Составим из ваших предложений целый рассказ о букве С и звуках, которые она обозначает. Я начну, а вы продолжите: Буква С обозначает 2 звука – это…





- Давайте послушаем сами себя. Произнесем: «С-с-с». Какие преграды встают на пути у воздуха, когда мы произносим эти звуки?



- Отлично, вот вы и сами добыли все те знания, которые нам необходимо было получить, чтобы познакомиться с этими звуками. А на письме нам останется попробовать написать портрет этих звуков, т.е.букву.



– Посмотрим, как вы помните слоги? Нам нужно найти слово, которое спряталось в схеме. Что для этого нужно сделать? (Показываю 2 пальца, начинаю загибать по мере называния этапа).

- Подумайте и покажите на пальчиках номер слова, которое подходит к схеме? Анализ ошибок (если есть).

Демонстрация слайда. Прочтем слоги с буквой С, теперь нам будет это сделать очень легко.

– Какие встретились слова?



Подготовка к аудированию. Предварителая беседа:

- Помните, недавно мы знакомились с рассказом «Еж»? Кто запомнил автора этого произведения?

- А на какую тему особенно любил писать М.Пришвин?

Установка на слушание: - Послушаем еще один познавательный рассказ М.Пришвина под названием «Лисичкин хлеб»? Слушайте очень внимательно, обращайте внимания на названия трав, птиц, которые вам встретятся. А также подумайте, почему у рассказа такое необычное название – «Лисичкин хлеб»?

Вопросы на первичное восприятие:

- Понравился ли вам рассказ?

- Попытаемся разобраться в нем, понять его лучше и сделать так, чтобы он оставил след в нашей голове и нашей душе.

Вопросы на понимание содержания текста (речеведческие задания):

- Кто является главными героями рассказа?





















- Каких птиц принес домой главный герой рассказа?

- Чем занимается главный герой рассказа, как вы поняли из текста?











- Как вы поняли из рассказа, что ест тетерев весной? Что осенью?

- Как спасается зимой от морозов и ветра?

- Про какую птицу еще рассказал герой Зиночке? -Как он выглядит? Демонстрация иллюстраций тетерева и рябчика.

- Как вы думаете, РЯБЧИКИ и ТЕТЕРЕВА водятся в Самарской области. – Запомните, что водятся.

- Чем лечатся деревья? Как?

- Каких трав принес охотник, чтобы показать Зиночке? Демонстрация презентации.







Задание на развитиеучебно-логических умений

- Скажите, на какие 2 группы можно разделить всю добычу героя по отношению к нашей области?

- Ребята, герой рассказа хорошо разбирается в растениях и птицах, которые водятся на его малой Родине, и учит этому маленькую девочку. А надо ли людям знать такие вещи?



- Тогда предлагаю нам с вами составить свой альбом, начнем с птиц: «Птицы Самарской области». А если все получиться, то составим и альбом о полезных растениях, которые растут на территории Самарской области, и о зверях. Вот первый листочек нашего альбома, листочек про рябчика, такие же вы сделаете с родителями. Каждый расскажет про 1 птичку и получиться, что мы узнаем с вами о 23 птицах, которые обитают у нас. Сначала мы изучим этот вопрос сами, а потом создадим лекторскую группу и сможем рассказать об этом другим первоклассникам. Согласны? Подробнее расскажу на окружающем мире. Продолжим.

- Вернемся к рассказу. Какое у него название, кто запомнил?

- Почему герой обычный хлеб назвал «лисичкин»?



- Как герой придумал такое название, какие подсказки у него были?





- Что такое «лисичкин хлеб»?



- Лисичка - это ласковое слово? Какой вывод мы сделаем, как герой относится к природе?

- Молодцы, отлично!!!


Познавательная, коммуникативная: - Читаем хором с читающими детьми слова.



- В слове лиса твердый [c]. слон – твердый, собака – твердый, сила – мягкий.



1.в середине, между гласными,2.в начале перед согласным,3. в начале перед гласным,4. в начале перед гласным [и], поэтому он мягкий.

Задания на умение классифицировать и выделять ведущий признак:

- Сила, т.к. это не животное.

- Сила, т.к. только в этом слове звук [с’].

- Слон, т.к. только в этом слове после звука [c] звучит согласный.











- [c] и [c’]. -Один звук мягкий, а другой – твердый.

– Это согласные звуки.

- Язык и зубы.





















Познавательные, коммуникативные:

- 1. Мы должны выяснить, сколько слогов в схеме и в словах. 2. В подходящих нам словах посмотреть на какой слог падает ударение.

Работа с места (показывают).



Чтение по цепочке.



- Оса, осина.

Соглашаются, что помнят рассказ. Называют (не назвают) автора.



- … о природе.



Коммуникативная: комплексная работа с текстом

Слушание.























- Да. – Нет, т.к. многое не понял.











- Девочка. – Тот, кто рассказывает историю. -Лисичка (Если звучит такой ответ, задаем наводящие вопросы: «Какие действия в рассказе совершала лисичка? Если её действий нет в рассказе, что это значит?». Дети делают вывод: лисичка не главный герой).

- … тетерева, рябчика.

- Любит гулять в лесу. (Если звучит такой ответ, подводим к правильному: «Откуда он принес добычу? Если это добыча, значит, чем он занимается в лесу?»).

- Он охотник. (Правильный ответ).







- Весной тетерев клюет березовые почки. Осенью собирает ягодки в болотах.

- Зимой тетерев греется под снегом.

- … про рябчика.

- Рябчик серого цвета с хохолком (редкие ученики запомнят).



Разные предположения.



- Смолой. Сами себя лечат.

-Кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.(Могут и не назвать не одной травы).

- Растения, которые не растут на территории Самарской области и животные, которые водятся в нашей области.







- Люди должны знать природу своей малой родины.











- Да.





















- Да.





- Название рассказа «Лисичкин хлеб».

- Герой обычный хлеб назвал «лисичкин» для того, чтобы Зина его съела, чтобы ей было интересно.

- Он дал такое название по примеру, ведь были травы: «заячья капуста», «кукушкины слезки»…

- Обычный хлеб, который герой принес обратно из леса, т.к. забыл съесть.



- Он очень любит природу.

6

























































































10

6.

































































































7.

Этап самостоятельной организации собственной деятельности учащихся. (С перерывом на физминутку).













































































Рефлексия




































Слайд 9







Слайд 10












Физминутка.

Задания на развитие лингвистической компетенции

1.Задания на карточках:

Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

Учитель раздает карточки и проговаривает задания. Для читающих: Прочитать предложения. Определить, какое из них звучало раньше, какое позже, обозначить их цифрами 1 и 2.

Для нечитающих: Найти и обвести в предложениях изучаемую букву. (Тем временем учитель индивидуально подходит к нечитающим детям и прочитывает с ними слоги с обведенными буквами).

2. Провести в парах звуко-буквенный анализ слова ЛИСА (работа с магнитными звуковыми схемами). Последующая проверка по слайду.



3. Пропедевтическое задание (коллективная работа с продуктивным словообразовательным способом)

Лисичкин хлеб; лиса – лисичка, а как ласково назвать нам девочек? Читаем имя и изменяем его на ласковое.

Нина – Ниночка

Нана – Наночка

Нона– Ноночка

- Произнесите друг другу, как ласково будет звучать Ваше имя. Поднимите руку, кому нравится, когда вас называют ласковым именем? Желаю вам, чтобы ваши близкие всегда вас любили, уважали и называли ласково. И прежде, чем попрощаться, скажите, пожалуста:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

- Спасибо за урок.


Выполнение дифференцированного задания.

(Познавательная и регулятивная: определение собственного маршрута движения в зависимости от своих учебных умений, для читающих - самоконтроль).





















Работа в парах. (Коммуникативная, познавательная, регулятивная: самоконтроль).



Включение в совместную деятельность.

(Познавательная)























Регулятивная:

Рефлексия. Ответы на вопросы.






4

































2







2



























1






Резервные задания, которые можно использовать для сильных учеников, которые быстрее других справились с заданиями или на уроке письма между изучением написания строчной и заглавной букв С.

1.Составить собственное предложение на тему: что я приносил из леса.

2. Составим схему предложения? (1 ученик у доски, остальные в тетради для печатания).

Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Приложение

на тему: Согласная буква С

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Мультимедийное оборудование

Проектор, интерактивная доска, ноутбук

Презентация (включающая тестовое задание, иллюстрации, задание для чтения, грамматическое задание)


2.

Аудиотехника

Ноутбук, колонки

аудиофайл








Просмотр содержимого документа
«задания индивидуальные»

Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.



Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.


Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация полная»

ли с а с лон с обака с ила

ли с а с лон

с обака с ила

СА СО СУ СЫ СИ  АС ОС УС ЫС ИС  ИСА ИСО ИСУ ЫСО УСО ЫСА УСА ИСИ ЫСУ АСУ ОСА ОСИНА

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

АС

ОС

УС

ЫС

ИС

ИСА

ИСО

ИСУ

ЫСО

УСО

ЫСА

УСА

ИСИ

ЫСУ

АСУ

ОСА

ОСИНА

М. Пришвин   «Лисичкин хлеб»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

РЯБЧИК

РЯБЧИК

ТЕТЕРЕВ

ТЕТЕРЕВ

Кисли́ца обыкнове́нная многолетнее травянистое растение. Нар.названия: «заячья капуста» и «кукушкин клевер». В народной медицине растение использовали как противоядие при отравлении ртутью и мышьяком, листья прикладывают к гнойным ранам и язвам. Распространены в странах СНГ, в Сибири, на Кавказе, на Дальнем Востоке.

Кисли́ца обыкнове́нная

многолетнее травянистое

растение. Нар.названия:

«заячья капуста» и

«кукушкин клевер». В

народной медицине

растение использовали

как противоядие при

отравлении ртутью и

мышьяком, листья

прикладывают к гнойным

ранам и язвам.

Распространены

в странах СНГ, в Сибири,

на Кавказе, на Дальнем

Востоке.

Кукушкины слезки  Красивая легенда гласит о том, что кукушка,не имея своего гнёздышка, плачет. А там,где упадёт её слезинка, вырастает этот красивый цветок, называемый в народе кукушкиными слёзками. Очень редкое растение. Растет на Украине, в европейской части России, в Сибири, в Беларуси и в Средней Азии.

Кукушкины слезки

Красивая легенда гласит о том, что кукушка,не имея своего гнёздышка, плачет. А там,где упадёт её слезинка, вырастает этот красивый цветок, называемый в народе кукушкиными слёзками. Очень редкое растение. Растет на Украине, в европейской части России, в Сибири, в Беларуси и в Средней Азии.

Валериана Петров крест

Валериана Петров крест

ЛИСА

ЛИСА

Лиса – лисичка , а как ласково назвать нам девочек? Читаем имя и изменяем его на ласковое.

Лиса – лисичка , а как ласково назвать нам девочек? Читаем имя и изменяем его на ласковое.

  • Нина –
  • Нана –
  • Нона


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!