3. | Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| | Демонстрация задания со слайда, комментирование: Даны картинки с подписями слов, которые читает учитель: лиса, слон, собака, сила. Буква С выделена красным цветом. - Что общего в написании этих слов?
- Ребята вы почувствовали правильно, но немного неверно ответили, давайте подробнее изучим эту загадочную букву и узнаем, как она правильно называется и какие звуки обозначает. Согласны? Тема нашего урока: изучению буквы С и звуков [c],[c’]. | Познавательная, коммуникативная: Слушание, наблюдение.
1.Есть буква с (называют букву как твердый [c], либо [сэ]). 2.Правильное название буквы дает 1,2. ученика, тогда предлагаем им быть помощниками учителя на уроке, посвященном изучению буквы С и звуков, которые она обозначает [c],[c’]. | 2
|
4
5 | Этап открытия «новых знаний».
Работа по теме урока. (С перерывом на физминутку) | 1 слайд
2слайд
Слайд3
слайды4,5
Слайды 6,7,8 | 3.1.Знакомство со звуками [c],[c’]. Демонстрация задания. – Прочтем хором слова со слайда. Послушаем, как звучит в них звук, который мы хотим изучить. - Что вы услышали?
- Молодцы. А теперь определите положение звука [с], [c’] в словах? Рядом с какими звуками он соседствует, оказывают ли они влияние на него?
- Умнички! А теперь внимательно посмотрите на картинки и слова и скажите, а какое слово здесь могло бы быть четвертым лишним? Почему?
- Молодцы. Вспомним все, о чем мы говорили. Составим из ваших предложений целый рассказ о букве С и звуках, которые она обозначает. Я начну, а вы продолжите: Буква С обозначает 2 звука – это…
- Давайте послушаем сами себя. Произнесем: «С-с-с». Какие преграды встают на пути у воздуха, когда мы произносим эти звуки?
- Отлично, вот вы и сами добыли все те знания, которые нам необходимо было получить, чтобы познакомиться с этими звуками. А на письме нам останется попробовать написать портрет этих звуков, т.е.букву.
– Посмотрим, как вы помните слоги? Нам нужно найти слово, которое спряталось в схеме. Что для этого нужно сделать? (Показываю 2 пальца, начинаю загибать по мере называния этапа). - Подумайте и покажите на пальчиках номер слова, которое подходит к схеме? Анализ ошибок (если есть). Демонстрация слайда. Прочтем слоги с буквой С, теперь нам будет это сделать очень легко. – Какие встретились слова?
Подготовка к аудированию. Предварителая беседа: - Помните, недавно мы знакомились с рассказом «Еж»? Кто запомнил автора этого произведения? - А на какую тему особенно любил писать М.Пришвин? Установка на слушание: - Послушаем еще один познавательный рассказ М.Пришвина под названием «Лисичкин хлеб»? Слушайте очень внимательно, обращайте внимания на названия трав, птиц, которые вам встретятся. А также подумайте, почему у рассказа такое необычное название – «Лисичкин хлеб»? Вопросы на первичное восприятие: - Понравился ли вам рассказ? - Попытаемся разобраться в нем, понять его лучше и сделать так, чтобы он оставил след в нашей голове и нашей душе. Вопросы на понимание содержания текста (речеведческие задания): - Кто является главными героями рассказа?
- Каких птиц принес домой главный герой рассказа? - Чем занимается главный герой рассказа, как вы поняли из текста?
- Как вы поняли из рассказа, что ест тетерев весной? Что осенью? - Как спасается зимой от морозов и ветра? - Про какую птицу еще рассказал герой Зиночке? -Как он выглядит? Демонстрация иллюстраций тетерева и рябчика. - Как вы думаете, РЯБЧИКИ и ТЕТЕРЕВА водятся в Самарской области. – Запомните, что водятся. - Чем лечатся деревья? Как? - Каких трав принес охотник, чтобы показать Зиночке? Демонстрация презентации.
Задание на развитиеучебно-логических умений - Скажите, на какие 2 группы можно разделить всю добычу героя по отношению к нашей области? - Ребята, герой рассказа хорошо разбирается в растениях и птицах, которые водятся на его малой Родине, и учит этому маленькую девочку. А надо ли людям знать такие вещи?
- Тогда предлагаю нам с вами составить свой альбом, начнем с птиц: «Птицы Самарской области». А если все получиться, то составим и альбом о полезных растениях, которые растут на территории Самарской области, и о зверях. Вот первый листочек нашего альбома, листочек про рябчика, такие же вы сделаете с родителями. Каждый расскажет про 1 птичку и получиться, что мы узнаем с вами о 23 птицах, которые обитают у нас. Сначала мы изучим этот вопрос сами, а потом создадим лекторскую группу и сможем рассказать об этом другим первоклассникам. Согласны? Подробнее расскажу на окружающем мире. Продолжим. - Вернемся к рассказу. Какое у него название, кто запомнил? - Почему герой обычный хлеб назвал «лисичкин»?
- Как герой придумал такое название, какие подсказки у него были?
- Что такое «лисичкин хлеб»?
- Лисичка - это ласковое слово? Какой вывод мы сделаем, как герой относится к природе? - Молодцы, отлично!!! | Познавательная, коммуникативная: - Читаем хором с читающими детьми слова.
- В слове лиса твердый [c]. слон – твердый, собака – твердый, сила – мягкий.
1.в середине, между гласными,2.в начале перед согласным,3. в начале перед гласным,4. в начале перед гласным [и], поэтому он мягкий. Задания на умение классифицировать и выделять ведущий признак: - Сила, т.к. это не животное. - Сила, т.к. только в этом слове звук [с’]. - Слон, т.к. только в этом слове после звука [c] звучит согласный.
- [c] и [c’]. -Один звук мягкий, а другой – твердый. – Это согласные звуки. - Язык и зубы.
Познавательные, коммуникативные: - 1. Мы должны выяснить, сколько слогов в схеме и в словах. 2. В подходящих нам словах посмотреть на какой слог падает ударение. Работа с места (показывают).
Чтение по цепочке.
- Оса, осина. Соглашаются, что помнят рассказ. Называют (не назвают) автора.
- … о природе.
Коммуникативная: комплексная работа с текстом Слушание.
- Да. – Нет, т.к. многое не понял.
- Девочка. – Тот, кто рассказывает историю. -Лисичка (Если звучит такой ответ, задаем наводящие вопросы: «Какие действия в рассказе совершала лисичка? Если её действий нет в рассказе, что это значит?». Дети делают вывод: лисичка не главный герой). - … тетерева, рябчика. - Любит гулять в лесу. (Если звучит такой ответ, подводим к правильному: «Откуда он принес добычу? Если это добыча, значит, чем он занимается в лесу?»). - Он охотник. (Правильный ответ).
- Весной тетерев клюет березовые почки. Осенью собирает ягодки в болотах. - Зимой тетерев греется под снегом. - … про рябчика. - Рябчик серого цвета с хохолком (редкие ученики запомнят).
Разные предположения.
- Смолой. Сами себя лечат. -Кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.(Могут и не назвать не одной травы). - Растения, которые не растут на территории Самарской области и животные, которые водятся в нашей области.
- Люди должны знать природу своей малой родины.
- Да.
- Да.
- Название рассказа «Лисичкин хлеб». - Герой обычный хлеб назвал «лисичкин» для того, чтобы Зина его съела, чтобы ей было интересно. - Он дал такое название по примеру, ведь были травы: «заячья капуста», «кукушкины слезки»… - Обычный хлеб, который герой принес обратно из леса, т.к. забыл съесть.
- Он очень любит природу. | 6
10 |
6.
7. | Этап самостоятельной организации собственной деятельности учащихся. (С перерывом на физминутку).
Рефлексия |
Слайд 9
Слайд 10
| Физминутка. Задания на развитие лингвистической компетенции 1.Задания на карточках: Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. Учитель раздает карточки и проговаривает задания. Для читающих: Прочитать предложения. Определить, какое из них звучало раньше, какое позже, обозначить их цифрами 1 и 2. Для нечитающих: Найти и обвести в предложениях изучаемую букву. (Тем временем учитель индивидуально подходит к нечитающим детям и прочитывает с ними слоги с обведенными буквами). 2. Провести в парах звуко-буквенный анализ слова ЛИСА (работа с магнитными звуковыми схемами). Последующая проверка по слайду.
3. Пропедевтическое задание (коллективная работа с продуктивным словообразовательным способом) Лисичкин хлеб; лиса – лисичка, а как ласково назвать нам девочек? Читаем имя и изменяем его на ласковое. Нина – Ниночка Нана – Наночка Нона– Ноночка - Произнесите друг другу, как ласково будет звучать Ваше имя. Поднимите руку, кому нравится, когда вас называют ласковым именем? Желаю вам, чтобы ваши близкие всегда вас любили, уважали и называли ласково. И прежде, чем попрощаться, скажите, пожалуста: - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Что понравилось больше всего? - Что было самым трудным? - Спасибо за урок. | Выполнение дифференцированного задания. (Познавательная и регулятивная: определение собственного маршрута движения в зависимости от своих учебных умений, для читающих - самоконтроль).
Работа в парах. (Коммуникативная, познавательная, регулятивная: самоконтроль).
Включение в совместную деятельность. (Познавательная)
Регулятивная: Рефлексия. Ответы на вопросы.
| 4
2
2
1
|