СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буква «Р, р», звуки [р] и [р’]»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Буква «Р, р», звуки [р] и [р’]»»

Конспект урока Литературного чтения в 1 классе (Обучение чтению)

учителя начальных классов Лукашевич Светланы Викторовны


Тема: «Буква «Р, р», звуки [р] и [р’]»

Цель: изучить звуки [р], [р’]. Научить читать слоги, слова, тексты  с буквой Р,р.

Знать: звуки [р], [р’] и букву Р,р, их обозначающую.

Понимать: различие согласных звуков [р], [р’].

Применять: уметь отличать твёрдый звук [р] от мягкого звука [р’].

Уметь находить: в словах букву Р,р.

Анализировать: звучащую речь с целью выделения и изучения звуков [р],[р’], слого – звуковой анализ слов, анализ текста.

Синтез: чтение слогов, слов и текстов с буквой Р,р

Оценка: знаний о звуках [р], [р’] и букве Р,р для правильного чтения.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату  в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

Оборудование:  предметные картинки, тетради для печатания, «звуковички», части схемы,  мультимедиа (приложение к азбуке), учебник,  карточки с буквами, таблицы слогослияния, карточки со слогослиянием.


План урока:

  1. Организационный момент -1 минута

  2. Основная часть

  1. Актуализация знаний – 5 минут

  2. Постановка целей и определение темы урока – 2 минуты

  3. Работа с новыми звуками – 5 минут

  4. Изучение новой буквы – 2 минуты

  5. Физкультминутка – 1 минута

  6. Первичное закрепление во внешней речи – 14 минут

  1. Заключительная часть - 1 минута

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации

Личностные УУД:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.


  1. Основная часть

  1. Актуализация знаний

Цель этапаактуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Личностные УУД:

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные УУД:

Формирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

Умение строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Формирование способности принимать учебную цель.


- Ребята, к нам в гости снова пришли «Звуковички» давайте им поможем найти свою букву. Но для начала вспомним немного о звуках.

— Сколько гласных букв мы уже знаем? Назовите их. (А, О, У, Ы, И)

— Сколько согласных букв мы уже знаем? Назовите их. (Н, К, Т, С, Л)

— Согласных звуков мы знаешь больше или меньше, чем согласных букв? (Звуков больше, потому что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми)

— Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим)

— На какие две большие группы делятся звуки? (Согласные и гласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( Как произносятся гласные звуки, а как согласные?) (При произношении гласных звуков  воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос)

—Какими  бывают согласные звуки? (Глухими и звонкими, мягкими и твердыми)

— А на какие подгруппы делятся гласные звуки? (На ударные и безударные)

Затем ребята выходят к доске и называя букву говорят о звуках её обозначающих и выбирают «звуковичка»


  1. Постановка целей и определение темы урока

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения. Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.

Личностные УУД:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирование границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

Выделение существенной информации, формулирование проблемы и поиск разнообразных способов решения задачи.


- Отгадайте загадки:

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)


Бежит, бежит, не выбежит,

Течёт, течёт, не вытечет.


Бежит без ног не зная горя

И добирается до моря.

(Река)


- Какой первый звук в словах-отгадках?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Тема урока: Звуки [р], [р‘], буквы Р, р.

Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звуки, то есть рассказать, какие они.

Научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.


  1. Работа с новыми звуками.

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения. Выделение нового звука в словах.

Личностные УУД:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирование границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:

Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.

Познавательные УУД:

Формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Регулятивные УУД:

Формирование умения сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.


Работа в тетрадях по печатанию.

- Откройте тетрадь по печатанию. Составим звуковую схему к словам-отгадкам на наши загадки: радуга и река.

Радуга

- С чего начинаем разбор?

- Разделите на слоги. Сколько слогов получилось?

- Что находим дальше?

- Выделите голосом ударный слог. Какой слог ударный? Поставьте ударение.

- Какой первый звук слышите в слове?

- Он поётся?

- Что нужно чтобы произнести этот звук?

- Значит какой он?

- Какой звук к нему присоединился?

- Что образуют эти два звука?

- Какую схему выберем?

- Произнесите второй слог. Какой первый звук слышите?

- Он поётся?

- Что нужно чтобы произнести этот звук?

- Значит какой он?

- Какой звук к нему присоединился?

- Что образуют эти два звука?

- Какую схему выберем?

- Произнесите третий слог. Какой первый звук слышите?

- Он поётся?

- Что нужно чтобы произнести этот звук?

- Значит какой он?

- Какой звук к нему присоединился?

- Что образуют эти два звука?

- Какую схему выберем?

Река (аналогичная работа)

  1. Изучение новой буквы.

Определение места буквы на ленте звуков.

- Давайте найдём «Звуковичка» нашей букве.

В слове «Радуга» [р] произносится твёрдо, а в лове «Река» [р’] произносится мягко. Значит мы выбираем «звуковичка» сине-зелёного. Закроем уши и произнесём звук [р]. В голове звенит, значит звук звонкий. «Звуковичку» оденем шапочку-колокольчик.



-Давайте найдём нашу букву на ленте звуков.

- На что похожа буква Рр?


Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

(В. Степанов)

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

(Г. Виеру)

- Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено: -

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

(Е. Терлапан)


- Научимся печатать букву Рр. (объясняю написание печатной буквы Рр)


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания.

Регулятивные УУД:

Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки; выполнение учебных действий.

Познавательные УУД:

Смысловое чтение как осмысление чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)


Обучение чтению слогов.

- Давайте вспомним, как нужно читать слоги слияния. К нам снова пришли наши бегуны. Они бегут от буквы к букве. Пока они бегут, мы произносим первый звук, а когда добегут, мы, без остановки, открываем рот на второй звук. Итак, побежали.

Работа с мультимедиа. Приложение к «Русской азбуке»

  1. Найди место слогу.

Дети читают слог, выбирают место, куда должен прыгнуть пингвин: в сугроб, если слог с мягким согласным, на льдину, если слог с твёрдым согласным.


  1. Ищем слова на картинке со звуком [р], [р’]

Дети находят слова на картинке со звуками [р], [р’], и определяю место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце) и какой он по мягкости-твёрдости.

  1. Составляем слова.

Дети читают часть слова, которая напечатана под картинкой этого слова и подбирают недостающую часть слова (слог) из предложенных.

Работа с учебником.

Чтение слогов и слов в Азбуке на стр. 65.

РА РО РУ РЫ РИ

- В каком слоге согласный мягкий?

- Почему?


Фонематическая физминутка

-Я называю слова, если услышали твёрдый звук [р] – топаете, если услышите мягкий звук [р‘] – приседаете.

Рука, брюки, арбуз, крыло, ручка, ремень, ириска, борщ.


Чтение текста в Азбуке с. 65.

- Прочитаем небольшой рассказ. Как он называется?

- что это – кактус?

- Где растут кактусы?

- У кого был кактус?

- Что сделала Ира?

- Что случилось потом?


Работа в паре.

Поиск буквы Рр в тексте.

Поиск слов с мягким согласным звуком [р‘]


  1. Заключительная часть.

Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.

– рефлексия способов и условий действия

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-С каким звуком познакомились?

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

Поднимите зеленую сигнальную карточку, если урок понравился, и вам было интересно и понятно,

синюю – если вы столкнулись с небольшими трудностями,

красную – если было сложно и нужно повторить всё ещё раз.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!