Конспект урока Литературного чтения в 1 классе (Обучение чтению)
учителя начальных классов Лукашевич Светланы Викторовны
Тема: «Буква «Р, р», звуки [р] и [р’]»
Цель: изучить звуки [р], [р’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Р,р.
Знать: звуки [р], [р’] и букву Р,р, их обозначающую.
Понимать: различие согласных звуков [р], [р’].
Применять: уметь отличать твёрдый звук [р] от мягкого звука [р’].
Уметь находить: в словах букву Р,р.
Анализировать: звучащую речь с целью выделения и изучения звуков [р],[р’], слого – звуковой анализ слов, анализ текста.
Синтез: чтение слогов, слов и текстов с буквой Р,р
Оценка: знаний о звуках [р], [р’] и букве Р,р для правильного чтения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.
Оборудование: предметные картинки, тетради для печатания, «звуковички», части схемы, мультимедиа (приложение к азбуке), учебник, карточки с буквами, таблицы слогослияния, карточки со слогослиянием.
План урока:
Организационный момент -1 минута
Основная часть
Актуализация знаний – 5 минут
Постановка целей и определение темы урока – 2 минуты
Работа с новыми звуками – 5 минут
Изучение новой буквы – 2 минуты
Физкультминутка – 1 минута
Первичное закрепление во внешней речи – 14 минут
Заключительная часть - 1 минута
Ход урока
Организационный момент
Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации
Личностные УУД:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.
Основная часть
Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.
Личностные УУД:
Формировать потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные УУД:
Формирование собственного мнения.
Познавательные УУД:
Умение строить речевые высказывания.
Регулятивные УУД:
Формирование способности принимать учебную цель.
- Ребята, к нам в гости снова пришли «Звуковички» давайте им поможем найти свою букву. Но для начала вспомним немного о звуках.
— Сколько гласных букв мы уже знаем? Назовите их. (А, О, У, Ы, И)
— Сколько согласных букв мы уже знаем? Назовите их. (Н, К, Т, С, Л)
— Согласных звуков мы знаешь больше или меньше, чем согласных букв? (Звуков больше, потому что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми)
— Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим)
— На какие две большие группы делятся звуки? (Согласные и гласные)
— Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( Как произносятся гласные звуки, а как согласные?) (При произношении гласных звуков воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос)
—Какими бывают согласные звуки? (Глухими и звонкими, мягкими и твердыми)
— А на какие подгруппы делятся гласные звуки? (На ударные и безударные)
Затем ребята выходят к доске и называя букву говорят о звуках её обозначающих и выбирают «звуковичка»
Постановка целей и определение темы урока
Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения. Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.
Личностные УУД:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирование границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные УУД:
Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
Выделение существенной информации, формулирование проблемы и поиск разнообразных способов решения задачи.
- Отгадайте загадки:
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет.
Бежит без ног не зная горя
И добирается до моря.
(Река)
- Какой первый звук в словах-отгадках?
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Тема урока: Звуки [р], [р‘], буквы Р, р.
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звуки, то есть рассказать, какие они.
Научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Работа с новыми звуками.
Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения. Выделение нового звука в словах.
Личностные УУД:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирование границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные УУД:
Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Познавательные УУД:
Формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
Регулятивные УУД:
Формирование умения сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Работа в тетрадях по печатанию.
- Откройте тетрадь по печатанию. Составим звуковую схему к словам-отгадкам на наши загадки: радуга и река.
Радуга
- С чего начинаем разбор?
- Разделите на слоги. Сколько слогов получилось?
- Что находим дальше?
- Выделите голосом ударный слог. Какой слог ударный? Поставьте ударение.
- Какой первый звук слышите в слове?
- Он поётся?
- Что нужно чтобы произнести этот звук?
- Значит какой он?
- Какой звук к нему присоединился?
- Что образуют эти два звука?
- Какую схему выберем?
- Произнесите второй слог. Какой первый звук слышите?
- Он поётся?
- Что нужно чтобы произнести этот звук?
- Значит какой он?
- Какой звук к нему присоединился?
- Что образуют эти два звука?
- Какую схему выберем?
- Произнесите третий слог. Какой первый звук слышите?
- Он поётся?
- Что нужно чтобы произнести этот звук?
- Значит какой он?
- Какой звук к нему присоединился?
- Что образуют эти два звука?
- Какую схему выберем?
Река (аналогичная работа)
Изучение новой буквы.
Определение места буквы на ленте звуков.
- Давайте найдём «Звуковичка» нашей букве.
В слове «Радуга» [р] произносится твёрдо, а в лове «Река» [р’] произносится мягко. Значит мы выбираем «звуковичка» сине-зелёного. Закроем уши и произнесём звук [р]. В голове звенит, значит звук звонкий. «Звуковичку» оденем шапочку-колокольчик.
-Давайте найдём нашу букву на ленте звуков.
- На что похожа буква Рр?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)
- Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено: -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
(Е. Терлапан)
- Научимся печатать букву Рр. (объясняю написание печатной буквы Рр)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания.
Регулятивные УУД:
Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки; выполнение учебных действий.
Познавательные УУД:
Смысловое чтение как осмысление чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
Обучение чтению слогов.
- Давайте вспомним, как нужно читать слоги слияния. К нам снова пришли наши бегуны. Они бегут от буквы к букве. Пока они бегут, мы произносим первый звук, а когда добегут, мы, без остановки, открываем рот на второй звук. Итак, побежали.
Работа с мультимедиа. Приложение к «Русской азбуке»
Найди место слогу.
Дети читают слог, выбирают место, куда должен прыгнуть пингвин: в сугроб, если слог с мягким согласным, на льдину, если слог с твёрдым согласным.
Ищем слова на картинке со звуком [р], [р’]
Дети находят слова на картинке со звуками [р], [р’], и определяю место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце) и какой он по мягкости-твёрдости.
Составляем слова.
Дети читают часть слова, которая напечатана под картинкой этого слова и подбирают недостающую часть слова (слог) из предложенных.
Работа с учебником.
Чтение слогов и слов в Азбуке на стр. 65.
РА РО РУ РЫ РИ
- В каком слоге согласный мягкий?
- Почему?
Фонематическая физминутка
-Я называю слова, если услышали твёрдый звук [р] – топаете, если услышите мягкий звук [р‘] – приседаете.
Рука, брюки, арбуз, крыло, ручка, ремень, ириска, борщ.
Чтение текста в Азбуке с. 65.
- Прочитаем небольшой рассказ. Как он называется?
- что это – кактус?
- Где растут кактусы?
- У кого был кактус?
- Что сделала Ира?
- Что случилось потом?
Работа в паре.
Поиск буквы Рр в тексте.
Поиск слов с мягким согласным звуком [р‘]
Заключительная часть.
Итог урока. Рефлексия.
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.
– рефлексия способов и условий действия
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
-С каким звуком познакомились?
-Что было трудно? Что легко?
-Что больше всего понравилось?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Оцените свою работу на уроке.
Поднимите зеленую сигнальную карточку, если урок понравился, и вам было интересно и понятно,
синюю – если вы столкнулись с небольшими трудностями,
красную – если было сложно и нужно повторить всё ещё раз.