БУКТРЕЙЛЕР В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Бондаренко Ирина Ивановна,
учитель истории,
специалист I категории
На смену мало востребованным книжным выставкам и другим устаревшим методам пропаганды книги, приходят буктрейлеры, представляющие собой малый формат развития ИКТ-компетенции, главное – удобная форма презентации продукта исследовательской и проектной деятельности. Представляя книгу как продукт исследования и пропагандируя ее для чтения, изучения, обучающийся приобретает различные навыки и умения в контексте формирования УУД (универсальных учебных действий). Наряду с этим буктрейлеры представляют собой отдельный самобытный жанр, объединяющий историю, литературу, визуальное искусство и Интернет. В контексте этого имеет смысл говорить о развитии метапредметных компетенций в рамках различных предметных областей.
Методический инструментарий (технология применения)
Буктрейлер – это …
короткий видеоролик по мотивам книги;
видео аннотации книг;
ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие иузнаваемые моменты книги (исследования), визуализация ее содержания;
небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, исследовании, исторических фактах и т.п.
Назначение таких роликов - пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам, форма презентации исследования. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, чтобы ее сразу хотелось взять и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Из истории появления буктрейлеров
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров среди широкой публики, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет.
Виды буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста:
игровые (мини-фильм по книге, исследование);
неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными
разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
По содержанию:
концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста);
исследовательские (результат исследования).
Из опыта работы
ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ «НИКОЛАЙ ХАПЛАНОВ – ПАТРИОТ РОДНОГО КРАЯ»
Информационная карта
МОУ «Средняя школа № 50 города Макеевки»
1. Название работы: видеофильм, буктрейлер «Макеевка. История города»
Сегодня остро стоит вопрос воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения, беззаветной любви к родному краю, чувства гордости за его историческое прошлое, глубокого уважения к людям – героям. Эти чувства нужно воспитывать посредством прикосновения к реликвиям, хранящимся в каждом доме; изучения памятных событий; посещения священных мест; сохранения памяти для будущих поколений, привлечение внимания к краеведческой работе, призыв к миру.
2. Цель работы:
развивать интерес к изучению истории родного края;
формировать у учащихся чувство гордости за историческое прошлое своего края, любви к нему, уважения к доблестным землякам, прославившим родную землю своими боевыми и трудовыми заслугами;
привлекать учащихся и педагогов к активной деятельности по обмену опытом краеведческой работы;
формировать у учащихся навыки использования Интернет-технологий и повышать уровень владения ими;
3. Автор работы (видеофильм, буктрейлер):
Мазур Алексей Евгеньевич, ученик 11-Б класса
4. Руководитель: Бондаренко Ирина Ивановна, учитель истории
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/9MnT/zrTqfYPbF