СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Рекомендации по развитию понятийного мышления у младших школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации разработаны для учителей и родителей учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Рекомендации по развитию понятийного мышления у младших школьников"»

Упражнение «Аналогии»

Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому ( Если ребенку сложно самому подобрать нужное слово, то предложите ему несколько вариантов, среди которых есть подходящий). Например: Ложка: есть, нож: ... (резать).

Упражнение "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. 1.Назовите предмет.

2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес; цвет, какой он на ощупь.

3.Для чего нам нужен этот предмет?

4.Что случится, если уронить его на пол с высоты.

5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.

Рекомендации родителям

С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить - понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка.

1. В развитии мышления детей особую роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им: головоломки, строительные материалы и т.д.

2. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

3. Давать ему маленькие рассказы из 2–3 фраз и предлагать 2–3 заглавия, отвечать на вопросы по тексту; читать по абзацам и пересказывать их.

4. Использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала.

Развитие понятийного мышления у детей















Новосибирск, 2023

Младший школьный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками));

2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).






Понятийное мышление - вид мышления, в котором используются понятия и логические конструкции.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение «Верю-не верю»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой ему нужно соглашаться ил не соглашаться с утверждениями. Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ ребёнку необходимо обосновывать.

Например: «все шарики красные», «зимой всегда идёт снег», «все

птицы улетают на юг», «некоторые карандаши сломаны».


Упражнение «Назови одним словом»

Такие упражнения развивают способность к классификации, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание: ребенку нужно назвать одним словом группу предметов (это могут быть разрезанные иллюстрации, карточки и т.д).

Упражнение «Ассоциации (связи)»

В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с

приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, нужно постараться посетить

названные места, либо некоторые из них, вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.)



Упражнение «Сравнения»

Это упражнение направлено на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки

сходства и различия.

Например: Найдите сходство: На что по цвету похожи: огурец, морковь, снег , слива, одуванчик?



Упражнение «Четвертый лишний»

Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать

одним словом, а четвертое - от них отличается оно лишнее. Надо угадать какое слово лишнее и почему.

Например: Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.

(лишнее слово – кастрюля так, как это посуда)

- Волк, медведь, корова, белка (лишнее слово –

Корова так, как это домашнее животное).

- Лошадь, заяц, кошка, собака (лишнее слово – кролик так, как это дикое животное).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!