Упражнение «Аналогии» Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому ( Если ребенку сложно самому подобрать нужное слово, то предложите ему несколько вариантов, среди которых есть подходящий). Например: Ложка: есть, нож: ... (резать). Упражнение "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. 1.Назовите предмет. 2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес; цвет, какой он на ощупь. 3.Для чего нам нужен этот предмет? 4.Что случится, если уронить его на пол с высоты. 5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению. | Рекомендации родителям С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить - понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка. 1. В развитии мышления детей особую роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им: головоломки, строительные материалы и т.д. 2. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. 3. Давать ему маленькие рассказы из 2–3 фраз и предлагать 2–3 заглавия, отвечать на вопросы по тексту; читать по абзацам и пересказывать их. 4. Использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала. | Развитие понятийного мышления у детей Новосибирск, 2023 |
Младший школьный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений. Выделяют три вида мышления: 1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками)); 2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); 3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). | Понятийное мышление - вид мышления, в котором используются понятия и логические конструкции. КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Упражнение «Верю-не верю» Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой ему нужно соглашаться ил не соглашаться с утверждениями. Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ ребёнку необходимо обосновывать. Например: «все шарики красные», «зимой всегда идёт снег», «все птицы улетают на юг», «некоторые карандаши сломаны». Упражнение «Назови одним словом» Такие упражнения развивают способность к классификации, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас. Задание: ребенку нужно назвать одним словом группу предметов (это могут быть разрезанные иллюстрации, карточки и т.д). | Упражнение «Ассоциации (связи)» В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, нужно постараться посетить названные места, либо некоторые из них, вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.) Упражнение «Сравнения» Это упражнение направлено на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Например: Найдите сходство: На что по цвету похожи: огурец, морковь, снег , слива, одуванчик? Упражнение «Четвертый лишний» Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним словом, а четвертое - от них отличается оно лишнее. Надо угадать какое слово лишнее и почему. Например: Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка. (лишнее слово – кастрюля так, как это посуда) - Волк, медведь, корова, белка (лишнее слово – Корова так, как это домашнее животное). - Лошадь, заяц, кошка, собака (лишнее слово – кролик так, как это дикое животное). |