Русская народная игрушка разносторонне воздействует на ребёнка, т.к. она основана на тонком знании детской психологии.
Используя её в логопедической практике, помогает решать ряд коррекционных задач, охватывающих практически все направления работы: развитие общей и мелкой моторики, формирование правильного дыхания, автоматизация и дифференциация звуков, формирование слоговой структуры слова, работа над просодической стороной речи (силой, тембром голоса, интонационной выразительностью и т. п.)
Общение детей с народными игрушками необходимо для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог узнать этот большой мир таким же ярким, добрым, гармоничным.
У Бориса Пастернака есть такая поэтическая строчка: «О, детство! Ковш душевной глуби!» и это удивительно точный образ. Именно мы, взрослые, помогаем ребенку наполнять этот глубинный ковш души, а чем — это зависит от нас, взрослых.
Советы логовичка
Игрушка - спутник детства
МКОУ «Специальная школа № 80»
Дробот Л.С., учитель – логопед высшей квалификационной категории
Презентация народной игрушки
«Бильбок»
Использование «Бильбоков» способствует улучшению зрительно-двигательной координации, развитию мелкой и общей моторики, релаксации, работе в системе «глаз - рука», тренирует мышцы, упражняют в умении контролировать нажим пальцев.
«Волчок»
Известная всем игрушка волчок помимо удовольствия, которое она доставляет детям в процессе игры, помогает нам ненавязчиво для ребёнка решить следующие задачи: для развитие мелкой моторики используются игры соревновательного характера «У кого дольше крутиться волчок», для развития речевого дыхания, плавности речи детям предлагается задание: запустив игрушку «Спеть песенку волчка» (пропевание гласных звуков (ааааааа, ооооо, уууууу и т.д.), произнести фразу на одном выдохе, для автоматизации поставленных звуков даётся задание: пока крутится волчок произносится автоматизированный звук (изолированно, в слогах, во фразе):
с-с-с-с, ра-ру-ро-ры,
«Бубенцы», «Белка», «Колотушки»
Для развития слухового внимания и различения неречевых звуков используем игры с погремушками-бубенцами, колотушками «Угадай, что звучит», «Угадай по звуку».
С помощью этих игрушек мы отрабатываем слоговую структуру:
1. отстукивая ритм проговариваем слова,
2.определяем количество слогов в слове «Назови слово с заданным количеством слогов»,
3. Придумываем предложение на заданное количество слов
4. Для автоматизации и дифференциации звуков: при автоматизации произносим изолированный звук коротко ш-ш-ш-ш или в слоге ша-ша-ша, са-ша-са-ша для дифференциации. Очень эффективно использовать эти игрушки для проговаривания скороговорок, чистоговорок — помогают отрабатывать ритм, чёткость произносимой фразы
Для развития мелкой моторики мы используем «Пришей пуговицу», «Собери матрёшку», «Пирамидки» разной конфигурации.
«Колодец»
Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. А также помогает сформировать длительную воздушную струю: на протяжении всего времени, когда ребёнок накручивает ведёрко он проговаривает автоматизированный звук, изолированно, в слоге, в предложении.
«Матрёшки», «Пирамидки»
Для активизации словаря признаков и согласования прилагательных с существительными используется любая народная игрушка. «Кто больше назовет признаков своей игрушки».
Для согласования числительных с существительными, закрепления порядкового счёта берём Матрёшку, Пирамидку игры: «На каком по счету месте стоит матрешка (волчок и т.д.), используя пирамидку ребёнку предлагается сказать «Какое по счёту жёлтое кольцо и т.д.»
Для ориентировки в пространстве игра «Поставь грибок к елочке», «Расставь по порядку» (различение предметов по высоте).