СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра «Комплекс игр и упражнений, направленных на коррекционную работу психических отклонений детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

шааша 7акыы6ещг анеевнга нсгннрш 

Просмотр содержимого документа
«Брошюра «Комплекс игр и упражнений, направленных на коррекционную работу психических отклонений детей младшего школьного возраста»»




Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Игры и упражнения по коррекции отклонений в развитии









Подготовила

Студентка группы Ш – 22

Сметанина Алина





Ейск, 2020 год





Содержание

  • Ведение

  • 1. Коррекция сенсорных нарушений________________4

  • Игры для развития слухового восприятия___________4

  • Игры для развития осязания______________________ 6

  • Игры для развития зрительного восприятия________ 7

  • 2. Коррекция интеллектуальных нарушений_________8

  • 3. Коррекция нарушения речи___________________10

  • 4. Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата______________________________________11

  • 5. Коррекция комплексных дефектов развития_____12

  • 6. Коррекция искаженного развития______________14

  • Список использованных интернет - ресурсов







Введение

В развитии детей с различными (зрительными, слуховыми, интеллектуальными, эмоциональными, физическими) проблемами направленное обучение и воспитание играют еще большую роль, нежели в развитии нормального ребенка. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования сензитивных периодов развития. При любом характере дефекта мы сталкиваемся с нарушениями познавательной деятельности. У маленького ребенка это в первую очередь трудности ознакомления с окружающим предметным миром, то есть проблемы, связанные с чувственным познанием.

В данной работе мной были подобранны различные игры и упражнения по коррекции отклонений в развитии















  1. Коррекция сенсорных нарушений



  1. Игры для развития слухового восприятия.

Игра «Объяснялочки»

Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами.

Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке».

Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае – звуков Л и ЛЬ. Здесь подобраны пары слов на все наиболее часто смешиваемые детьми звуки:

Угол – уголь Галина - калина

балка – палка Дина - тина

дрова – трава суп - зуб

гора – нора соя - Зоя

гардина – картина Лука – рука и т.д.





Игра «Назови слова»

  1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук «А» (Т, Р, К и т.д.)

  2. Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук «П» (И, О, С, Л и т.д.)

  3. Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук «Н» (Г, Б, Ф и т.д.)



Игра «Поймай звук»

Это упражнение имеет несколько вариантов заданий.

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука «С» (В, Г, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».

Вариант: Ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается или звук в середине слова.



«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в которое есть звук «К», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «Г» - хлопни два раза.

Лучше начинать упражнения в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.



2) Игры для развития осязания.

Игра "Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.



Игра "Отгадай букву"

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут букву. Ребенок должен определить, что это за символ.

Примечания:

1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше.

2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины.

3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.



3) Игры для развития зрительного восприятия.

Игра «Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.



Игра «Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта игра тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.





  1. Коррекция интеллектуальных нарушений

Игра «Четвертый лишний»

Ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

Игра «Поезд»

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.











  1. Коррекция нарушения речи.

Упражнение «Громко – тихо»

Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.

Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.



Игра «Скороговорки разной длины»

Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:

Наш Полкан попал в капкан (5 слов).

Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).

Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья - ползти (8 слов).

В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).



  1. Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата

Упражнение «Рыбка»

Из положения лёжа на спине ребёнок быстро перекатывается на живот, руки вытянуты вверх или вдоль тела. Вначале игра проводится на мягкой подстилке (взрослый постраховывает ребёнка), а затем на твёрдой и уже самостоятельно (без подстраховки). Повторять 3-5 раз, давая небольшой отдых между повторениями.

Игры «Пчёлы и медведь»

Ребёнок – «пчела» вылезает из улья (пролезает под стул, канат) и «летает» - легко бегает, раскинув руки. При возгласе: «медведь» - быстро возвращается в улей. «Медведем» может быть другой ребёнок или взрослый. «Медведь» может появляться и хватать «пчелу» и без возгласа.



  1. Коррекция комплексных дефектов развития.

Игра «Солнышко».

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.



Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.



Подвижная игра «Посуда»

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.



Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.







6. Коррекция искаженного развития.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.



Игра «Нос, пол, потолок»

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.









Список использованных интернет – ресурсов:

  • https://kopilkaurokov.ru/corect/prochee/ighry_i_uprazhnieniia_na_razvitiie_dietiei

  • https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-po-korriektsii-narushienii-r.html

  • https://superinf.ru/view_article.php?id=303

  • https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/11/29/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-korrektsiyu

  • https://studopedia.ru/4_158874_tema--kompensatsiya-i-korrektsiya-otkloneniy-v-razvitii.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!