СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брифинг по творчеству М.Ю.Лермотова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя Михаила Юрьевича Лермотовва принадлежит к числу тех,что принесли мировую слову русской литературе.  Поэт прожил короткую и яркую жизнь,оборвавшуюся трагически.  Ему убитому на дуэли, не было и 27 лет. Михаил  Юрбевич был необыкновенно одаренным человеком.

Просмотр содержимого документа
«Брифинг по творчеству М.Ю.Лермотова»


I блок. Биография

  1. Что вы знаете о роде Лермонтовых?

В начале 1634 года ротмистр рейтарского полка Юрий Лермонт (он же Георг Лермонт) погиб под Смоленском.

Один из сыновей Георга Лермонта - Петр, впоследствии воевода Саранский, принял в 1653 году крещение в православную христианскую веру.

От Георга (Юрия) Лермонта следуют по прямой линии: Петр Юрьевич, Евтихий Петрович, Петр Евтихиевич, Юрий Петрович, Петр Юрьевич, Юрий Петрович и, наконец, Михаил Юрьевич Лермонтов. Короткая жизнь этого русского гения прославила древний род Лермонтовых - Лермонтов.

  1. Какие впечатления детства определили интерес Леромнтова-поэта к темам одиночества среди людей, покинутости, утраты родной души?

Мама Лермонтова играла маленькому Мише на фортепиано, это отразилось в стихотворении «Ангел». Были в детстве Лермонтова и счастливые, чудные мгновения. Ярчайшие воспоминания первых лет жизни связаны с поездками на Кавказ, в Кисловодск. На «кавказских водах» Лермонтов впервые пережил «страсть сильную, хоть и ребяческую»: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь 10 лет от роду?» — писал поэт. Первыми сказками, услышанными Лермонтовым в детстве, были немецкие легенды о рыцарях и замках. Они развили в нем мечтательность, определили страсть к произведениям немецкого и английского романтизма — Шиллеру, Байрону. На Кавказе Лермонтов прочитал «Кавказского пленника» Пушкина, за которым последовали «Бахчисарайский фонтан», перевод «Шильонского узника», выполненный Жуковским. Гувернеры Капе и Жандро, в прошлом наполеоновские гвардейцы, пробудили в будущем поэте интерес к Наполеону — герою, противостоящему всему миру и побежденному роком.

В юность Лермонтов вступал с «неясными мечтами» и «пылким нравом».

  1. Одна из тем поэзии Лермонтова – противоречие. Какие противоречия были знакомы Лермонтову-ребенку?


II блок. Лирика

  1. Какова главная особенность лирики Лермонтова?

Творчество Лермонтова - поступательное движение, суть которого - в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных "чертежей", создавшихся на предшествующем.

  1. Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? Ответ аргументируйте.

  2. Можно ли назвать лирику Лермонтова дневником духовной жизни поэта?

Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то

необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до

Лермонтова, ни после него уже не было. Лермонтовской поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона) , которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Героям Лермонтова свойствен дух сомнения, дух отрицания, но именно сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса. Его произведения отображали его внутреннее состояние, состояние души.

  1. Предназначение поэта и поэзии в осмыслении Лермонтова.

  2. Какие тайны русского национального характера раскрыл Лермонтов в стихотворении «Бородино»?

Отвага/Честь/Предпочтение смерти позору/Доблесть/Отсутствие страха перед смертью/Патриотизм

  1. Как раскрывается в стихотворении «Валерик» трагически бессмысленная суть войны?

  2. В чем трагизм любовного чувства в поэзии Лермонтова?

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

  1. Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской вещью». Как вы думаете почему?

  2. «Что же мне так больно и так трудно?»: обоснуйте трагическое мироощущение в лирике Лермонтова.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на человека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.

  1. Как реализуется в лирике Лермонтова мотив маски? Так в стихотворение «1 января 1840 г.» («Как часто пестрою толпою окружен...») входит очень важный для лермонтовского творчества образ маски, ставший центральным в драме «Маскарад» (1835). Образ маски - один из главных символов лермонтовской поэзии, выражающий лживость, двуличие и душевную пустоту окружающих. Он связан с мотивами маскарада, скепсиса, отрицания и сомнения.


Так, в драме «Маскарад» показано губительное влияние света на души людей. Главный герой драмы Арбенин одновременно и преступник, и жертва. Он отрицает «свет», но живет по его законам. В результате Арбенин губит свою невинную жену, так как не верит в естественные чувства, которые сохранила Нина вопреки светскому окружению.

  1. Как вы думаете, почему сравнивают стихотворение «И скучно, и грустно…» с реквиемом, поэтической исповедью, беспощадным приговором себе, жизни?

РЕКВИЕМ — (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи») , заупокойная месса.



Потому что красной нитью через все стихотворение идет мысль о бренности бытия, о том что жизнь пуста и глупа, что все проходит, все угасает, меркнет пред вечным покоем, который неизбежно ожидает каждого из живущих на земле.

  1. В.Г. Белинский писал о стихотворении Лермонтова «Дума»: «эти стихи написаны кровью сердца, они вышли из глубины оскорбленного духа, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти». Аргументируйте свою позицию.

  2. Каким вам представляется лирический герой Лермонтова?

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. •он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;

•он хотел бы любить, но любовь трагична;

•хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;

•хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;

•хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;

•постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.


III блок. «Герой нашего времени»

  1. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – художественное отражение драматической эпохи. Аргументируйте данный тезис.

  2. Как вы понимаете смысл названия романа Лермонтова?

«Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека — «героя своего времени» . Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . К числу таких людей принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов.. . понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга» . И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

  1. Хронология событий, положенных в основу романа, по Владимиру Набокову.

. “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в

действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

  1. Для чего Лермонтов в романе использует принцип хронологической инверсии?

особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист» , которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.

  1. Особенности композиции романа и ее содержательный смысл. 21. Особенности композиции романа и ее содержательный смысл. Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

  1. Какие мотивировки имеет композиция романа?

Лермонтов качественно преобразовал этот жанр, перейдя от внешней мотивировки развития сюжета к внутренней и объединив все повести фигурой общего главного героя. Так цикл повестей превратился в психологический роман.

Лермонтов соединил в своем «сочинении» (как значилось на обложке издания) такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла — причем соединил в принципиально новое целое.

  1. Как используется в романе простейший комедийный прием «переодевание»? Аргументируйте ответ. «Переодевание» – простейший комедийный прием. Цель его в том, чтобы обнаружить главное: все перемешалось в жизни людей, все должно восприниматься не так, как подсказывают житейский опыт и здравый смысл. Простейший случай «переодевания» – смена одежды. Солдатская шинель заменяет Грушницкому романтический плащ. Шинель возвышает юнкера, а офицерский мундир с эполетами снижает в глазах Мери, делая «значительно моложавее», как выразился Печорин. Смена солдатской шинели офицерским мундиром – целое событие в жизни Грушницкого, на котором основана интрига. Но смысл «переодевания» и «разоблачения» героев гораздо шире. И Грушницкий, и Печорин рассуждают о том, что под «нумерованной пуговицей бьется пылкое сердце» и под «белой фуражкой» можно встретить образованный ум. Вместо романтического демона‑искусителя – армейский офицер, однако офицерский мундир – всего лишь маска, под которой прячется настоящий демон‑искуситель (Печорин). Вместо немца Вернера – русский доктор, «задрапированный» своей фамилией под немца (он же напоминает Байрона, ибо хромает, Печорину чудится в нем и Мефистофель, и Фауст). Наконец, вместо настоящей жизни – ее «театрализованная» модель: Печорин считает себя и постановщиком, и участником действа.

  2. В чем новаторство романа Лермонтова?

Каждая повесть связна с определенной жанровой и стилевой традицией. В «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к дикарке, выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени . Лермонтов не отграничивается романтической антитезой «разочарованный европеец – сильная, гордая дикарка». Новаторство Лермонтова, в том, что традиционная сюжетная схема пропущена сквозь сознание рассказчика – бесхитростного и прямодушного Максика Максимыча (ММ). История любовного «эксперимента» Печорина дает материал для объективной характеристики героя, ведь это первое знакомство, в ходе которого представлены, но не объяснены многие его качества.

  1. Обоснуйте проблемы романа Лермонтова. в центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Философ. «Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Проблема счастья (Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья.) Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

  2. Черты каких литературных жанров отражены в повестях романа?

Каждая из пяти глав романа представляет собой относительно законченное произведение — повесть. Уже в первой главе «Бэла» мы обнаружим черты сразу нескольких прозаических жанров. Та часть повествования, которая ведется от лица автора, в значительной степени характеризуется чертами путевого очерка. В следующей главе-повести «Максим Максимыч» снова обнаруживаются черты нескольких жанров. Повествование ведется от лица автора, чьи дорожные впечатления, соответственно, составляют основу путевого очерка. В характеристике, которую автор дает Печорину, ярко проступают черты описания нравов: Лермонтов не просто описывает внешность героя и его встречу с Максимом Максимычем, но знакомит читателя с собственными выводами относительно некоторых личностных особенностей героя, а также наглядно показывает его в процессе общения с другим человеком. Однако «Тамань» имеет признаки и другого жанра — авантюрного романа или романтической повести о разбойниках. В главе-повести «Княжна Мери», в которой рассказ также ведется от лица самого героя романа, объединены черты дневника, светской повести, авантюрного романа и описания нравов. Наконец, в последней главе-повести «Фаталист» снова сочетаются черты нескольких жанров: авантюры, нравоописания, бивуачного рассказа и, пожалуй, философской притчи, ведь вопрос о предопределении так и остается открытым, хотя как будто имеются все доказательства его существования.

  1. Каковы функции пейзажа в романе Лермонтова? Проанализируем описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Функции пейзажа в этом романе различны. Картины природы здесь — это и фон, на котором происходит действие, и средство характеристики персонажей, и средство передачи их чувств и настроений, и средство углубления философской проблематики романа.

Пейзаж Лермонтова более подробен, картины природы у него не только нейзменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый, и трезвый анализ их происхождения или их сущности»3.

Лермонтов использует'в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно- синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным'ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов» 1 Шкловский В. Заметки о прозе русских,.классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова,'Толстого, Чехова. М., 1955. С, 194.

3 Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990. G. 236.

  1. Какова роль портрета в раскрытии характеров героев в романе?

Исследователи неоднократно отмечали подробность, детализацию и психологизм портретов персонажей, созданных М. Ю. Лермонтовым. Б. М. Эйхенбаум писал, что в основу портретной живописи писателя «положено новое представление о связи внешности человека с его характером и психикой вообще — представление, в котором слышны отголоски новых философских и естественнонаучных теорий, послуживших опорой для раннего материализма».

Попробуем рассмотреть портреты персонажей в романе «Герой нашего времени». Самое подробное описание внешности в романе — портрет Печорина, данный в восприятии проезжего офицера. В нем дано детальное описание телосложения героя, его одежды, лица, походки, и каждая из этих деталей внешности может многое рассказать о герое. Как замечает В. В. Виноградов, внешние детали истолковываются Фишер. Указ. соч. С. 304. , 3 Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.—Л., 1961. С. 278— ■279.

  1. Для чего, на ваш взгляд, Лермонтов рядом с Печориным изображает горцев-«людей страсти» (Казбича, Азамата)? Горцы в изображении Лермонтова – сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни. В столкновении с горцами раскрываются «странности» характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны.

  2. Максим Максимыч – антипод или друг Печорина?

Максим Максимыч — антипод Печорина по многим показателям, начиная от возраста и заканчивая социальным статусом. Это идеалист, в противовес скептику Печорину. Для Максима Максимыча Печорин загадочен, непонятен. Поэтому конфликт между ними неизбежен. Более близок Печорину и самому Лермонтову (психологически, по воззрениям и возрасту) безымянный офицер. Все остальные создают окружение, раскрывающее характер главного героя через его оценку.

Мотивы же поведения Печорина глубоко непонятны простому вояке Максиму Максимычу. Он в свою очередь наблюдательный, искренний рассказчик, который не скрывает своей симпатии к таинственному и загадочному Печорину. Максим Максимыч усмотрел в «герое времени» противоречивость и сложность натуры. Но стоит сказать, что сам Максим Максимыч не только сочувствующий свидетель и наблюдатель, но и участник происходящих событий. Именно он знакомит Печорина с Бэлой. Лишь потому, что Максим Максимыч сам повиновался мимолетному позыву, не обдумав последствий. Такая его непосредственность и с ним самим сыграла злую шутку: он честен, но не может доказать Печорину, что похищение Бэлы — «нехорошее дело» , хотя прекрасно понимает это и сердцем и умом. Да, Печорин в этом случае — подлец. Он ничем не рискует и чужими руками вершит свое дело: Бэлу похищает ее собственный брат. Но Максим Максимыч? Он оказывается пособником Печорина. Герои не похожи друг на друга, и слово их - тоже разное. Внутренний мир Максима Максимыча раскрывается через устное слово - сказ, внутренний мир Печорина - через «журнал» - дневник, который он писал для самого себя.

  1. С какими противоречиями в характере Печорина вы столкнулись, прочитав повесть «Тамань»? Первой в "Журнале Печорина" является повесть "Тамань". Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

  2. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.

В психологическом романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" женские образы имеют очень важную роль: они раскрывают характер Печорина во всей его многогранности и сложности.

В начале произведения читатель знакомится с Бэлой. Эта девушка обладает очень колоритной внешностью и характером, благодаря чему по-настоящему заинтересовывает главного героя. На первый взгляд, Бэла разительно отличается от остальных женщин, с которыми имел дело Григорий Александрович. Она "дикарка", никогда не видевшая светского общества, что в лазах Печорина является несомненным плюсом. Эта девушка показывает нам интересную черту характера героя - он готов проводить своеобразные "эксперименты" над людьми для удовлетворения собственных прихотей. Причем сам Печорин понимает, что заставляет страдать окружающих, но не может ничего с собой поделать ("воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив").

Еще одной героиней, раскрывающей сущность Печорина, является Мэри. Княжна - представительница того самого высшего общества, которое так не любит герой, но к которому принадлежит и сам. Из обращения Григория Александровича с Мэри мы видим, что он любит управлять чужими судьбами без согласия на то. Так Печорин становится и причиной несчастной любви юной девушки, и гибели Грушницкого (хоть и сам оказывается жертвой обстоятельств перед дуэлью). Кроме того, герой снова решает посмотреть, что будет, если влюбить в себя молодую неопытную девушку, при этом заранее предполагая ответ. И главная черта характера, которая ярко выражена во взаимоотношениях с Мэри - это эгоизм ("ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души").

Но, пожалуй, самая интересная сторона характера Григория Александровича раскрывается при общении с Верой. По словам самого героя, она была единственной женщиной, которую тот никогда не смог бы обмануть. Говоря о Вере, мы приоткрываем завесу, скрывающую истинную сущность Печорина, видим настоящую любовь и неподдельные страдания, казалось бы, абсолютно холодного человека. В размышлениях об этой женщине герой показан как глубоко чувствующий, любящий мужчина. И то человеческое, что еще осталось в душе Григория Александровича, "выплескивалось" наружу, даже несмотря не постоянные попытки заглушить голос своего истинного "я" ("вся моя твердость, все мое хладнокровие исчезли, как дым"). И, теряя Веру, Печорин окончательно утрачивает способность чувствовать, убивает ту часть себя, которая способна испытывать искренние эмоции.

Итак, именно женские образы помогают читателю увидеть настоящее лицо Григория Александровича. Благодаря им срывается маска, под которой так упорно скрывался обыкновенный человек. Вернее, не обыкновенный, а способный на чувства. На любовь. На переживания

  1. Как раскрывается в романе проблема судьбы, предопределения?

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.


Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

33. И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Как эти строки Лермонтова раскрывают взаимоотношения Печорина с Верой?


  1. Докажите, что образ Печорина – главный художественный центр романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества М.Ю. Лермонтова. Это социально-психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени.

Главный герой романа – Печорин. В предисловии он характеризуется, как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Автор, изображая героя, перекладывает часть вины на общество, на среду и воспитание, но в то же время не снимает с него ответственности за его поступки. Печорин – натура активная, поэтому он не просто наблюдает , а постоянно действует и анализирует свои поступки. Главное для него – выявить, раскрыть и разоблачить суть данного человека. Для этого он то и дело провоцирует разные экстремальные ситуации: ставит человека перед внутренним выбором, с целью помочь ему осознать свою истинную человеческую суть. Но результатом всех его экспериментов, как правило, становиться жестокое наказание за неправильный выбор (надо ли убивать Грушницкого?). Мне кажется, что Печорину необходимо общение с людьми, а не предъявлять им завышенные требования, итогом чего может стать разочарованность в людях. Сам Печорин внутренне независим, он не подчиняется ничьей воле. Он сам начинает писать себе приключения, провоцировать события, вмешиваться в жизнь окружающих, что часто приводит к конфликту.


  1. Какое количество двойников у Печорина в романе? Аргументируйте свою точку зрения. Более полную картину, описывающую характер героя, можно получить благодаря тому, что автор вводит в роман второстепенных персонажей, так называемых «двойников» Печорина. И именно с помощью их сопоставления и сравнения открываются в полной мере все – положительные и отрицательные – черты главного героя. Очень важными для понимания личности главного героя являются образы Вернера и Грушницкого, так как именно они помогают осознать главные черты центрального персонажа. Являясь одновременно и противоположностями, и подобиями Печорина, они отражают его характер. Одно из сходств героев состоит в том, что в Печорине присутствуют «два лица» Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе поражало его в самое сердце; не случайно Печорин упоминает, что видел, как Вернер плакал над умирающим солдатом). Ни Печорин, ни Вернер особо не дорожат собственной жизнью, к которой они достаточно равнодушны. Разница лишь в том, что Печорин более деятелен, нежели доктор. Последний, в свою очередь, лишь наблюдатель и во многом идет на поводу у Печорина. Как пример можно рассмотреть дуэль с Грушницким. Вернер нисколько не противится замыслам приятеля и лишь задает перед дуэлью Печорину вопросы о завещании и о женщинах, которым он, возможно, хотел оставить что-то на память.

Но Вернер, в отличие от Печорина, раскаивается в содеянном: возможно, после дуэли ему искренне жаль Грушницкого. И в записке, присланной им, проявляются эмоции доктора: «…вы можете спать спокойно, если можете». Но все же Вернер лишь созерцатель.

Сопоставление двух образов показывает, что между Вернером и Печориным есть много общего, но в то же время эти люди принципиально отличаются друг от друга. Именно Печорин, а не Вернер назван в тексте «героем времени». Другим героем, которого можно назвать «двойником» Печорина, является Грушницкий, который оказывается своеобразным «кривым зеркалом» для главного героя. Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М. Лотман по этому поводу: «То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно». Грушницкий изображает демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: «У Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний эгоцентризм, нездоровое честолюбие), но нет ни одного положительного (искренность, глубина натуры)».

Поведение обоих героев по отношению к княжне Мери не вызывает одобрения. Печорин начинает мстить Грушницкому за их похожесть. Будучи крайним индивидуалистом, Печорин не может смириться с появлением человека, во многом повторяющего его черты. Отношения героев «упираются» в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя недостойно в последнее время. Но для Печорина нет никаких способов решить конфликт по-другому. Ему просто-напросто неинтересно что-то выяснять и доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и дать герою почувствовать свою никчемность. Убив Грушницкого, Печорин убивает что-то в себе, он проходит испытание смертью. Третьим, и последним героем, во многом повторяющим Печорина, выступает Вулич в новелле «Фаталист». Последний, как и главный герой, ощущает свою исключительность, что дает ему право в полной мере полагаться на случай и быть уверенным: тот его не подведет. Вулич слишком уверен в своем везении, потому-то и погибает из-за бессмысленных игр с судьбой. И Печорин кажется фаталистом, недаром он тоже решает «испытать судьбу». Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року, безо всяких приготовлений спуская курок пистолета, то Печорин поступает совсем иначе. Он бросается в окно к казаку-убийце, заранее продумав план действий. Используя прием гиперболы в раскрытии характеров героев-«двойников», Лермонтов доводит до крайности личностные черты каждого из них, для того чтобы образ самого Печорина представал для читателя более объемно.

Система взглядов Печорина. Теория счастья, понимание дружбы, свободы, отношение к врагам, презрение к самому себе. Жизненное кредо Печорина(продемонстрировать примерами из текста).

Дружба Для него не составляла особой ценности, так как ее он считал явлением временным. Его дружба к Максиму Максимычу быстро угасла к моменту их новой встречи: «...Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку» .

Максим Максимыч же был из тех, кто дорожил человеческими отношениями, ему было больно такое отношение Печорина. Дружба Печорина с Грушницким переросла в ненависть. Печорин так говорит о таких людях, как Грушницкий: «Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтичным провинциалкам до безумия» .

Любовь — многогранна, она бывает разной: любовь матери и ребенка, любовь отцов и детей, любовь к самому себе, любовь к Родине, любовь мужчины и женщины. Отношения Печорина с людьми были неустойчивы, потому как он не любил людей и был человеком ветреным.

Печорин очень любил свою Родину, но его Родиной стал и Кавказ, с которым связаны его воспоминания. Печорин сильно отличался от кавказцев, живущих там. Богатый духовный мир, безграничность доброты душевной Максима Максимыча не нашли отклика в холодной и безразличной душе Печорина.

Такой герой, как Печорин, не способен на настоящую любовь: «...во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению» .

Как известно, будучи красавцем, Печорин пользовался большой популярностью у женщин. Он никогда не считался с их чувством, любил только Веру: «...она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть» .

Вера любила Печорина самой искренней любовью, она пошла ради него на самопожертвование. Только она одна понимала его, только ей он мог довериться, да и то не до конца. Она не могла понять его отношения с женщинами, а он их просто не любил в некотором плане: «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... »

37. Для чего Лермонтовым был создан «Журнал Печорина»? Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, который мы находим на страницах «Журнала Печорина».

  1. Какова композиция «Журнала Печорина»?

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. «История души человеческой, — как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина» , — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она.. . писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» .

  1. Содержит ли «Журнал Печорина» историю духовного развития героя?

В центре «Журнала» - личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нем и дается самый важный — «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

«Журнал Печорина» не содержит истории духовного развития героя. Из всей «объемистой тетради», оставленной Григорием Александровичем, отобрано всего три эпизода, но именно в них дорисовывается психологический портрет «героя нашего времени».

В расположении эпизодов есть своя логика: каждая повесть в «Журнале» - шаг к максимально полному пониманию личности Печорина. Здесь важны не столько конфликты, в которые втянут Печорин, события, участником которых он становится, а психологические результаты его поступков. Они не просто зафиксированы, а подвергнуты беспощадному самоанализу.

Лермонтов переходит к прямому психологическому изображению своего героя, между читателем и Печориным нет рассказчиков, выводы делает сам читатель на основе своего жизненного опыта.

  1. Какие формы психологического анализа использует Лермонтов в романе?

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно героя-психолога. Ведь автору нужно мотивировать глубокий психологический анализ своих персонажей. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь (в виде дневника написаны "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист"). В своих записках Печорин описывает психологическую игру, которую он ведет с окружающими. Он ставит людей в необычные ситуации и наблюдает за тем, какой нравственный выбор они совсрнхат (так было во время дуэли с Грушницким). Печорин нередко переступает грань между добром и злом (это особенно проявляется в отношениях с женщинами).

  1. Какие виды самоанализа использованы Лермонтовым в «Журнале Печорина»?

  2. В чем заключается скрытый механизм психологии Печорина? (докажите цитатами из текста). Творческой манеры Лермонтова заключается в том, что он не скрывает от читателя самих способов, «механизмов» постижения этих внутренних, скрытых от постороннего глаза глубин человеческого «я».Лермонтов говорит о сложности человеческого характера, о его сложной и противоречивой структуре. В личности Печорина он выделяет первичную основу - добрые задатки, заложенные природой: герой всегда искренен,пытлив,способен на сострадание, энергичен, обладает высоким интеллектом.Однако в реальной жизни, в которой так много значат социальное положение человека, воспитание и условности, с которыми должно считаться, добро легко уживается со злом: тщеславием, ненасытной гордостью, желанием властвовать над другими и утвердить свое превосходство любыми средствами.Оригинальным и сугубо личным «изобретением» писателя является впервые примененная в романе «перекрестная» характеристика персонажей, выраженная в том, что центральная фигура Печорина как бы просвечивается через сопоставление со столь же самостоятельными, но все же «проходящими» образами горцев,Максима Максимыча, Вернера,Грушницкого, Веры, княжны Мери.Живущие собственной жизнью,эти и другие персонажи романа оттеняют важные черты характера главного героя.

  3. Можно ли утверждать, что Печорин – первый в русской литературе мыслящий герой, способный на рефлексию, самопознание?

  4. Кто первым ввел термин «лишний человек»? Почему Печорина можно назвать «лишним»? «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» — обозначение целой категории литературных образов. Вошло в оборот русской лит-ой речи одновременно с такими популярными произведениями Тургенева, как «Рудин» , «Дворянское гнездо» и др. («Дневник лишнего человека» появился в 1850). Однако эпитет «лишний» , как отмечено Д. Благим, был употреблен еще Пушкиным. В первоначальном наброске к «Евгению Онегину» сказано:

«Кто там меж ними в отдаленьи,

Как нечто лишнее стоит» .

Печорин - «лишний человек». Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А.С. Пушкина, и герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем-то его можно сравнить с Онегиным: того тоже одолевает постоянная хандра, он тоже устал от светской жизни. Но если Онегин меняется к концу романа, преображается, то Печорин так и остается в плену у своей скуки.


Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...» В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

  1. «- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…» Что побудило Печорина отказаться от лучшей половины души, сделаться «нравственным калекой»?

  2. Прокомментируйте слова Белинского о Печорине: ««Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!»... — хором закричат, может быть, строгие моралисты. Ваша правда, господа; но вы-то из чего хлопочете? за что сердитесь? Право, нам кажется, вы пришли не в свое место, сели за стол, за которым вам не поставлено прибора... Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такою запальчивою храбростию: он на вас взглянет, улыбнется, — и вы будете осуждены, и на смущенных лицах ваших все прочтут суд ваш. Вы предаете его анафеме не за пороки, — в вас их больше, и в вас они чернее и позорнее, — но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них».

Белинский имеет противоположную точку зрения – горячо берет Печорина под защиту. Он утверждает, что в герое живут два человека, и в причинах этого раздвоения «заключается противоречие между глубокостию натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Белинский говорит, что Печорин не эгоист, ведь «эгоист не страдает, не обвиняет себя…». Печорин не несет свое страдание внутри, его «душа не каменистая почва», он «бешено гоняется за жизнью». Я разделяю мнение Белинского. Я считаю, что Печорин-«страдающий эгоист», который пытается бороться со своим бездействием любыми способами.

  1. Ваше отношение к цитате К.Н. Григорян: «Печорин – не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцентрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки сомнения, которых, по словам Белинского, «совершенно чужды натуры мелкие, ничтожные, сухие и мертвые».

  2. 41. Какие виды самоанализа использованы Лермонтовым в «Журнале Печорина»? В «Журнале» используются четыре вида самоанализа Печорина:

самоанализ в форме исповеди перед собеседником. В монологах, обращенных к доктору Вернеру и княжне Мери, Печорин не лжет, не лицедействует, но и не «расшифровывает» себя до конца; самоанализ ретроспективный: совершенные ранее поступки и пережитые мысли чувства Печорин вспоминает и анализирует наедине с самим собой, в дневниковых или путевых записях. Этот вид самоанализа впервые появляется в финале «Тамани», господствует в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист» - здесь личность героя раскрывается полнее и конкретнее, чем в искренних, но слишком общих по содержанию монологах-исповедях. синхронный самоанализ Печорина – постоянный «самоконтроль», которым сопровождаются все его поступки, высказывания, размышления и переживания. Возникает впечатление, что за героем наблюдает некто посторонний, придирчиво и беспощадно оценивающий все, что совершает Печорин, а также его внутреннее состояние. В своих записях герой тщательно фиксирует то, что сделал, подумал,



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!