СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн – ринг «Молодежь против СПИДа»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн – ринг  «Молодежь против СПИДа» разработан как игровая форма занятий предмету ОБЖ модуль "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" для 11 класса. Направлен на  проверку знаний учащихся по проблеме СПИДа, формирования у подростков ответственного отношения к своему здоровью, пропаганде здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Брейн – ринг «Молодежь против СПИДа»»

Брейн – ринг «Молодежь против СПИДа»

Цель: проверить знания учащихся по проблеме СПИДа, формировать у подростков ответственное отношение к своему здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни.

Форма организации учебной деятельности: игра брейн-ринг.


Помещение класса оформляется плакатами с изображением основного символа борьбы со СПИДом – красной ленты, сложенной особым образом, надписями «Молодёжь против СПИДа», «Объединимся вместе», «Объединимся против СПИДа!».

На классной доске с помощью скотча крепится лист ватмана, на котором с помощью маркера записываются правила, предлагаемые участниками тренинга, брейн-ринга для создания деловой, рабочей атмосферы.

К примеру:

1. Актуальность.

2. Корректность.

3. Краткость.

4. Толерантность.

5 Гендерная чуткость.

6. Аргументированность и т. д.

Для акцентирования рассматриваемой темы и выработки отношения к проблеме выполняется следующее упражнение: на ватмане (прикрепленном скотчем к доске) маркером вертикально записывается термин «СПИД», к каждой начальной букве которого предлагается и записывается словосочетание, характеризующее данный термин. Например:

С

КРЫТАЯ УГРОЗА

П

РОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

И

НФЕЦИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Д

АНЬ НЕВЕЖЕСТВА

После коллективного выполнения упражнения необходимо сообща обсудить необходимость его проведения:

- для чего мы выполняли данное упражнение?

- Что вызывало трудности при его выполнении?



После обсуждения выполненного упражнения предлагается следующая форма работы: мини – лекция (сообщение) «О происхождении иммунодефицита человека» Выступают 3 ученика, которые не участвуют в составе команд.

№1

«Рассматривая вопрос о происхождении иммунодефицита человека необходимо определиться со смысловой нагрузкой термина иммунитет. Академик Петров Р. В. дает следующее определение иммунитету: «Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности».

Защиту организма условно разделяют на два типа: неспецифическую и специфическую.

Неспецифическая защита осуществляется с помощью различных веществ, вырабатывающихся в организме и находящихся в сыворотке крови и так называемых барьерных жидкостях (слюне, слезах, жидкости слизистых оболочек и тканей), а также с помощью клеток – фагоцитов, которые захватывают (фагоцитируют) и часто разрушают все чужеродное в организме.

Если чужеродное тело или вещество не обезврежено неспецифическими факторами и не выведено из организма, то его нейтрализацией специфически начинают заниматься более сложные механизмы иммунной системы – белые кровяные тельца – лимфоциты (клетки с большим ядром и узким ободком протоплазмы).

1981 г. стал официальной датой регистрации новой болезни в США. Были зарегистрированы 5 случаев заболевания пневманией, которая развилась у молодых мужчин на фоне ярко выраженной иммунологической недостаточности. Ранее эти люди были совершенно здоровыми. Необычность случаев заключалась в том, что возбудителями болезни оказались пневмоциты (простейшие), которые обычно не вызывают заболеваний у людей с полноценной иммунной системой. Все больные были гомосексуалистами (мужчины, половыми партнерами которых являются мужчины).

Первыми, кто наблюдал больных с необычным синдромом, были американские исследователи М. Готтлиб (Медицинская школа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе), Г. Мазур (нью-йоркская больница) и Ф. Сигал (Медицинский центр Маунт-Синай).

В 1982 г. новая болезнь получила название СПИД. Название болезни СПИД (по-английски AIDS – The Acquired Immune Deficiency Syndrome) предложил М. Готтлиб.

В мае 1984 г. группа американских исследователей из Национального института рака во главе с доктором Р. Гало сообщила, что ей удалось выделить вирус от больного СПИДом.

В журнале «Science» от 3 апреля 1986 г. было опубликовано сообщение, что исследователям группы доктора Монтенье удалось выделить в Западной Африке вирус, вызывающий, по их мнению, СПИД.

На 2-ой Международной конференции по проблемам СПИДа, состоявшейся летом 1986 г. в Париже, ученые договорились присвоить возбудителю СПИДа название – «вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ».


№2

«Синдром приобретенного иммунодефицита представляет собой специфическую форму иммунологической недостаточности, которая характеризуется эпидемическим распространением. Это заразное заболевание. Большинство исследователей мира считают, что ВИЧ – африканского происхождения. В 1985 г. сотрудники Гарвардского университета Эссекс и Канки (США) выделили у африканских зеленых мартышек вирус, соответствующий симптомам СПИДа у человека. «Условно процесс появления новой болезни можно представить так. При разделке тушки обезьяны охотник поранил руку, и через эту рану в его организм проник вирус. Затем при половом контакте заразилась жена охотника, от нее вирус попал к другому мужчине и т. д. и т. п. Выглядит это просто, однако на деле требует многих обязательных условий. Прежде всего, вирус должен представлять собой мутант, способный к паразитированию у человека. Такой мутант мог появиться в ходе естественной мутации. Что может увеличить число мутаций? Повышенная радиация и некоторые химические агенты. Кстати, в некоторых районах Центральной Африки отмечена повышенная радиация за счет огромных залежей урановых руд, так называемых урановых котлов. Вирус мог эволюционировать в современную форму и попав в организм человека, на который в настоящее время воздействуют многие мутагенные факторы». (академик Покровский В. И.)

Дальнейшее пассирование (распространение) вируса среди популяции людей пошло половым путем (благодаря широким гетеросексуальным связям – половые связи между мужчинами и женщинами) и парентеральным путем (при переливании крови, препаратов крови, вследствие использования нестерильных шприцев и другого нестерильного медицинского инструментария)»


№3

«Заражение ВИЧ нарушает работу иммунных механизмов, повреждая и клеточную, и гуморальную системы иммунитета. Раковые клетки, распространение которых контролируется иммунной системой, получают возможность беспрепятственно мигрировать по организму. Поражаются клетки головного мозга, многие органы и системы.

Заражение ВИЧ не всегда приводит к развитию СПИДа, хотя у большей части инфицированных людей со временем эта болезнь действительно развивается.

Симптомы включают: лихорадку, потерю веса, диарею, неврологические изменения, развитие вторичных оппортунистических инфекций (например, пневмонии) и злокачественных опухолей (например, саркомы Капоши – форма новообразований ткани кровеносных сосудов кожи нижней половины тела (в основном на ногах или внутренних органах)).

Однако главной проблемой является то, что независимо от того, проявляются ли у зараженного человека симптомы ВИЧ – инфекции или нет, он может быть источником вируса и способен передавать его окружающим любым возможным способом.

Необходимо подчеркнуть, что не у каждого инфицированного человека проявляются какие – либо симптомы заболевания. Большая часть людей остается бессимптомными носителями вируса. Будучи внешне совершенно здоровыми, они способны заражать окружающих.»



Дальше участникам тренинга предлагается провести брейн-ринг. Объявляются правила игры.

Правила игры:

1). Класс делится на две команды по 6 человек (игру можно провести между классами).

2). Выбирается независимое жюри.

3). Назначается ведущий.

4). За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.


Каждой команде предлагается выбрать девиз для сегодняшнего брейн-ринга


Молодежь против СПИДа, молодежь за здоровый образ жизни, не умирайте от невежества…


Вопросы брейн-ринга:


1. Возбудитель СПИДа – вирус ВИЧ. А как расшифровывается ВИЧ?

Вирус иммунодефицита человека


2. Что такое СПИД?

Синдром приобретенного иммунодефицита, на сегодня смертельное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека, которое пока неизлечимо.



3. Что такое ВИЧ?

ВИЧ представляет собой мелкую частицу диаметром около 100 нм и бывает двух видов ВИЧ-1,ВИЧ-2. ВИЧ поражает, прежде всего, иммунную систему, отвечающую за сопротивление организма различным заболеваниям. Постепенно гибель клеток иммунной системы делает человека беззащитным перед болезнетворными факторами.



4. Равнозначны ли понятия «ВИЧ-инфекция» и «СПИД»?

Нет. СПИД-это последняя стадия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Между заражением ВИЧ и развитием СПИДа могут пройти долгие годы полноценной жизни



5. Есть ли лекарства от СПИДа?

Нет, но есть лекарства, которые способны затормозить переход ВИЧ-инфекцию в СПИД. Есть надежда, что в недалеком будущем успехи медицины будут еще более впечатляющими.



6. Какие клетки крови поражает ВИЧ?

Белые клетки крови-лимфоциты.



7. Назовите материк, где живёт больше всего людей заражённых СПИДом?

Африка. Это 67 процентов от всех инфицированных ВИЧ в мире.



8. Как передается ВИЧ?

ВИЧ передается тремя путями: через половой контакт; через кровь; от матери к ребенку во время внутриутробного развития и при кормлении грудным молоком.



9. В каком году в мире появился первый ВИЧ-инфицированный?

1981 г.



10. В каком году появился первый ВИЧ-инфицированный в России?



11. В каких тканях, биологических жидкостях обнаруживают возбудителя СПИДа?

Кровь, семенная жидкость, секрет влагалища, материнское молоко. Вирус может находиться и в других жидкостях - моче, слюне, поте, но его концентрация там очень низка и недостаточная для заражения.



12. В сентябре этого года ученые Университета Пенсильвании успешно использовали ВИЧ инфекцию для борьбы с другой смертельной болезнью. Назовите её.

Рак. Подход позволил убить рак в организме двух пациентов и ослабить у третьего.



13. Могут ли заразиться СПИДом дети?

Да, могут. В больнице через многоразовый шприц, медицинский инструментарий, через кровь от матери к ребенку, при кормлении грудным молоком.



14. Как может человек определить, что он инфицирован ВИЧ?

Нужно сдать анализ крови, с целью определения вырабатывает организм антитела на ВИЧ или нет.



15. Можно ли заразиться ВИЧ в быту, если избегать контактов с инфицированной кровью?

Нет. ВИЧ не передается при рукопожатиях, по воздуху, в том числе при чихании и кашле, с пищей и водой, через посуду, постельные принадлежности, одежду и обувь, при мытье в банях, пользовании общими умывальниками и туалетами, в плавательном бассейне, а также при укусах насекомых.



16. Передается ли ВИЧ при поцелуе?

Нет, слюна инфицированного человека содержит очень слабые следы вируса и не является переносчиком ВИЧ, но может представлять опасность в том случае, если в ней видна кровь.



17. На, концерте памяти этого музыканта знаменитой британской рок-группы, умершего от ВИЧ в 1991 году, 70 тысяч поклонников прикололи на одежду красную ленточку. Кто этот музыкант?

Фреди Меркури, вокалист группы "Queen”



18. Как же уберечься от заражения ВИЧ?

Нужно вести себя так, чтобы стало невозможным заражение ВИЧ. Не пользоваться с кем-либо общим шприцем, иглой, лезвиями, бритвами, маникюрными приборами, зубными щетками; не вступать в случайные половые связи; очень высок риск для заражения ВИЧ при нанесении татуировок нестерильными инструментами, прокалывание ушей нестерильными предметами, переливание непроверенной крови.



19. Что такое иммунитет?

Способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ; невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней.



20. Что такое иммунодефицит?

Потеря способности организма к защите от инфекции.



21. Что такое антитела?

Особые строго специфичные белки, вырабатывающиеся в ответ на вторжение в организм чужеродных агентов, в том числе и ВИЧ.



22. Когда был открыт вирус иммунодефицита?

В 1983 году Люком Монтанье из Института Пастера во Франции и почти одновременно и независимо от него Робертом Галло в США, за что эти ученые удостоены Нобелевской премии.



23. Когда впервые Всемирной организацией здравоохранения был проведен Всемирный День борьбы со СПИДом?

1 декабря в 1988 году.



24. Какую меру, вызывающую массу возмущения, приняли Катар, ОАЭ, Оман, Судан и США, для туристов, зараженных ВИЧ?

Эти страны полностью запрещают въезд на территорию страны людям с ВИЧ.



25. Что такое Квилт?

Так в старину называли лоскутное одеяло, которое по традиции шили семьями, соседями и знакомыми, когда каждый пришивал свой лоскуток. Эпидемия ВИЧ/СПИДа дала этой традиции новое звучание. Квилт - картина на ткани, посвященная памяти близкого человека, умершего от СПИДа. Десятки тысяч людей шьют памятные полотна друзьям, любимым, сестрам и братьям, родителям и детям, которых отнял у них СПИД. Люди, создающие их, хотят, чтобы те, кого эпидемия пока не коснулась, позаботились о своей безопасности, а те, кто живет с ВИЧ или СПИДом, не сталкивались с враждебным отношением окружающих и могли получать своевременное лечение.



26. У людей этой профессии за 1996 год в США было зарегистрировано 52 случая заражения ВИЧ . Из них 45 заражений произошли при уколах иглой, а остальные при попадании зараженной крови или жидкости с концентрированным вирусом в ранки на коже, в глаза, в рот или на слизистые оболочки. Что это за профессия?

Медицинский работник



27. Сколько млн человек проживает в мире с диагнозом ВИЧ?

33,4



28. Через какое время в среднем проявляются симптомы СПИДа?

8 лет



29. Ни одно мероприятие в области СПИДа сейчас не обходится без "красной ленточки" - кусочка шелковой ленты, сложенной особым образом.

Покажите, как она должна быть сложена?

30. Автор идеи красной ленточки – художник Фрэнк Мур. А из какой страны он был?

США.

Подведение итогов игры.

Тренинг завершается оцениванием результатов работы:

- Какие чувства вызывали предложенные тренингом упражнения и как вы себя при этом чувствовали?

- Какие упражнения в ходе тренинга понравились и почему? Какие не понравились и почему?

- Каким образом приобретенный опыт может повлиять на вашу дальнейшую жизнь?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!