СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг "Знатоки филологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн-Ринг « Знатоки филологии»

Цели занятия:

образовательная:

закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества.

Ход мероприятия

В нашем зале собрались знатоки  русского языка.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

“Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь) 

Играют 2 команды(«Умники», «Грамотеи»), в каждой из которых по 6 человек

Представление команд

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

 

Разминка. Вопросы – шутки.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
  7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним  остаются. Что это? (Нос)
  8. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?  (Но)

 

 

 

 

Раунд первый «Блиц-опрос».

Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Каждому игроку будет задан один вопрос, требующий односложного ответа. Каждый правильный ответ - 1 балл. Помощь команды – полбалла.

Умники.

1.Раздел языкознания, изучающий части речи. 2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? 3. Предложение, в котором нет второстепенных членов. 4. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления. 5. Слова с противоположным значением.

6. Что изучает синтаксис?

 

 

Грамотеи.  

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. 2. Слова, вошедшие в русский язык из других языков. 3. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

4. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.

5. Что изучает морфемика?

6. Слова, имеющие несколько лексических значений.

 

2. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
  6. Разговор двух лиц. (Диалог)
  7. Памятный подарок. (Сувенир).
  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)
  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)

     10. Красная строка, отступ в начале строки(абзац)

3«Орфоэпическая дуэль».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.

 

На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка­ламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударе­ние на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).

 

4. «Собери фразеологизмы»

Задание . Капитаны вытягивают по одному слову. За минуту команде необходимо вспомнить и записать как можно больше фразеологизмов. Отвечают по очереди. Команда, написавшая наибольшее количество слов, получает 5 баллов, наименьшее – 1 балл.

Слова: нос, ухо, глаз,язык

5.Продемонстрируй один из них

Повесить

Вешать

Распустить

Сматывать

Ломать

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Нюни

Ногами

 

6«Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дядя, прашу тибя памаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ИЁ наги

В этой пративной школе.

Мене вчера за дектант на слова

Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу

Даже немок прочитать.

Попроси ево , дядя, исправить двойку

И паставить мене пять.

Задания для болельщиков:

1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)

2. Как называется часть слова без окончания? (основа)

3. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

4. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

5. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

6. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

7. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?(Гоголь)

8. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?

9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? 10. Слова, имеющие два корня. 11. Слова, имеющие одно лексическое значение. 12. Что изучает фонетика?

7«Какого я рода?»

  • Пенальти.Тбилиси .вуаль
  • авеню  кольраби кофе кенгуру рояль

 8.Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов».

Составить слова из слова «Лекарство».

 

9 «Дальше, дальше, дальше…» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы для команды «Грамотеи»

            1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу  и грамматически   (текст)

3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

            4. Как называется часть речи, которая  отвечает на вопрос: кто? что?

5.Какие времена глагола мы знаем?

            6.Сколько букв в русском алфавите? (33)

      7.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

      8.Как пишутся имена собственные?

     9.Как называется часть речи. которая обозначает действие предмета?

    10.Какие буквы не обозначают звука?

          11. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

          12.Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

          13.Главный член предложения, который обозначает действие( что делает        

            ?)  называется…(сказуемым)

        14. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

        15.У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

        16..  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

        17.Сколько гласных звуков  в русском языке? (6)

       18. Синоним к слову отважный (храбрый)

       19.Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

       20. Слова, употребляемые жителями одной местности. (диалекты)

Вопросы для команды «Умники»

        1.Как пишутся названия городов?

        2.Если в конце предложения стоит вопросительный знак ,то это…….предложение

        3.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

        4.Что такое грам. основа?

        5.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

        6.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

        7.Не с глаголами пишется……

        8.С какой буквы не начинаются слова в русском языке (ы)

        9.Сколько звуков в слове лью? (три)

       10.Антоним к слову высокий (низкий)

       11.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

       12. Значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

       13. Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)

       14.Часть слова без окончания.  ( основа).

       15. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

       16.Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

       17.Проверочное слово к слову трава (травы)

       18.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)

       19. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

       20.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 букв)

 

10.Допиши пословицы

.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Без труда не вынешь……..

13. Не имей сто рублей, а имей………

14. Не спеши языком, торопись ……

15. Один за всех - ……

15. Любишь кататься……

16. Поспешишь

 

11.  Конкурс телефонистов.

Учитель: Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону" скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст

1.команде: От топота копыт пыль по полю летит.

2. команде: Наш Полкан попал в капкан

12. Конкурс « Слово-змейка ».

Каждой команде необходимо записать за 2 минуты наибольшее количество слов. Записывать слова необходимо в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого; НАПРИМЕР: адрес – салют, тетрадь – деревня. Необходимо стараться записывать слова, которые бы не заканчивались на ь,ы. Если слово все-таки оканчивается на одну из этих букв, то последующее слово писать с предпоследней буквы слова: рожь – жёлуди.

Команда  №1      стол

Команда  №2      карандаш

Учитель:

Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг "Знатоки филологии"»

Брейн-Ринг « Знатоки филологии»

Цели занятия:

образовательная:

закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества.

Ход мероприятия

В нашем зале собрались знатоки русского языка.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь) 

Играют 2 команды(«Умники», «Грамотеи»), в каждой из которых по 6 человек

Представление команд

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!


Разминка. Вопросы – шутки.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)

  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

  7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (Нос)

  8. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?  (Но)





Раунд первый «Блиц-опрос».

Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Каждому игроку будет задан один вопрос, требующий односложного ответа. Каждый правильный ответ - 1 балл. Помощь команды – полбалла.


Умники.

1.Раздел языкознания, изучающий части речи.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
3. Предложение, в котором нет второстепенных членов.
4. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
5. Слова с противоположным значением.

6. Что изучает синтаксис?





Грамотеи.


1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
3. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

4. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.

5. Что изучает морфемика?

6. Слова, имеющие несколько лексических значений.


2. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

  6. Разговор двух лиц. (Диалог)

  7. Памятный подарок. (Сувенир).

  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)

  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)

10. Красная строка, отступ в начале строки(абзац)

3«Орфоэпическая дуэль».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.



На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка­ламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударе­ние на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).



4. «Собери фразеологизмы»

Задание . Капитаны вытягивают по одному слову. За минуту команде необходимо вспомнить и записать как можно больше фразеологизмов. Отвечают по очереди. Команда, написавшая наибольшее количество слов, получает 5 баллов, наименьшее – 1 балл.

Слова: нос, ухо, глаз,язык

5.Продемонстрируй один из них

Повесить

Вешать

Распустить

Сматывать

Ломать

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Нюни

Ногами




6«Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дядя, прашу тибя памаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ИЁ наги

В этой пративной школе.

Мене вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу

Даже немок прочитать.

Попроси ево , дядя, исправить двойку

И паставить мене пять.



Задания для болельщиков:

1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)

2. Как называется часть слова без окончания? (основа)

3. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

4. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

5. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

6. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

7. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?(Гоголь)

8. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?

9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как?
10. Слова, имеющие два корня.
11. Слова, имеющие одно лексическое значение.
12. Что изучает фонетика?


7«Какого я рода?»

  • Пенальти.Тбилиси .вуаль

  • авеню кольраби кофе кенгуру рояль

8.Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов».

Составить слова из слова «Лекарство».



9 «Дальше, дальше, дальше…» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы для команды «Грамотеи»

            1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу  и грамматически   (текст)

3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

            4. Как называется часть речи, которая  отвечает на вопрос: кто? что?

5.Какие времена глагола мы знаем?

            6.Сколько букв в русском алфавите? (33)

      7.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

      8.Как пишутся имена собственные?

     9.Как называется часть речи. которая обозначает действие предмета?

    10.Какие буквы не обозначают звука?

          11. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

          12.Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

          13.Главный член предложения, который обозначает действие( что делает        

            ?)  называется…(сказуемым)

        14. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

        15.У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

        16..  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

        17.Сколько гласных звуков  в русском языке? (6)

       18. Синоним к слову отважный (храбрый)

       19.Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

       20. Слова, употребляемые жителями одной местности. (диалекты)

Вопросы для команды «Умники»

        1.Как пишутся названия городов?

        2.Если в конце предложения стоит вопросительный знак ,то это…….предложение

        3.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

        4.Что такое грам. основа?

        5.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

        6.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

        7.Не с глаголами пишется……

        8.С какой буквы не начинаются слова в русском языке (ы)

        9.Сколько звуков в слове лью? (три)

       10.Антоним к слову высокий (низкий)

       11.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

       12. Значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

       13. Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)

       14.Часть слова без окончания.  ( основа).

       15. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

       16.Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

       17.Проверочное слово к слову трава (травы)

       18.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)

       19. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

       20.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 букв)


10.Допиши пословицы

.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Без труда не вынешь……..

13. Не имей сто рублей, а имей………

14. Не спеши языком, торопись ……

15. Один за всех - ……

15. Любишь кататься……

16. Поспешишь



11.  Конкурс телефонистов.

Учитель: Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону" скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст

1.команде: От топота копыт пыль по полю летит.

2. команде: Наш Полкан попал в капкан

12. Конкурс « Слово-змейка ».

Каждой команде необходимо записать за 2 минуты наибольшее количество слов. Записывать слова необходимо в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого; НАПРИМЕР: адрес – салют, тетрадь – деревня. Необходимо стараться записывать слова, которые бы не заканчивались на ь,ы. Если слово все-таки оканчивается на одну из этих букв, то последующее слово писать с предпоследней буквы слова: рожь – жёлуди.

Команда  №1      стол

Команда  №2      карандаш

Учитель:

Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!

Подведение итогов игры. Награждение победителей.



































































Дядя, прашу тибя памаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ИЁ наги

В этой пративной школе.

Мене вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу

Даже немок прочитать.

Попроси ево , дядя, исправить двойку

И паставить мене пять.





Дядя, прашу тибя памаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ИЁ наги

В этой пративной школе.

Мене вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу

Даже немок прочитать.

Попроси ево , дядя, исправить двойку

И паставить мене пять.





Тбилиси,кино,рагу,грязнуля, Миссисипи,жюри,МХАТ,АЭС,плакса







Тбилиси,кино,рагу,грязнуля, Миссисипи,жюри,МХАТ,АЭС,плакса

1.Что посеешь,
2. Кончил дело –
3.Волков бояться –
4. С кем поведешься -
5. Как аукнется –
6. За двумя зайцами погонишься –
7. Тяжело в учении –
8.  Учение – свет,
9.  Семь раз отмерь
10. Без труда не вынешь……..
11. Не имей сто рублей, а имей………
12. Не спеши языком, торопись ……
13. Один за всех - ……
14. Любишь кататься……
15. Поспешишь



нос ухо

глаз язык



1.Что посеешь,
2. Кончил дело –
3.Волков бояться –
4. С кем поведешься -
5. Как аукнется –
6. За двумя зайцами погонишься –
7. Тяжело в учении –
8.  Учение – свет,
9.  Семь раз отмерь
10. Без труда не вынешь……..
11. Не имей сто рублей, а имей………
12. Не спеши языком, торопись ……
13. Один за всех - ……
14. Любишь кататься……
15. Поспешишь

Повесить

Вешать

Распустить

Ломать

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Нюни






Повесить

Вешать

Распустить

Ломать

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Нюни








Торты , алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, километр, водопровод, шоссе, бармен, свекла , арахис, феномен, ворота, путешествие.









Торты , алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, километр, водопровод, шоссе, бармен, свекла , арахис, феномен, ворота, путешествие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!