СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг "Конституция-основной закон государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн-ринг посвящен дню конституции России, целью данного мероприятия является формирование представления о важности соблюдения законов государства.

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг "Конституция-основной закон государства"»

Сценарий брей-ринга,

посвященного Конституции РФ


«Конституция - основной закон государства»


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

Абасова Н.А.








ЭПИГРАФ УРОКА: Главная цель государства –

не создать рай на земле, 
а не допустить ада


Цели: Формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;

Развитие гражданско-правового образования подростков;

Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Игра разработана для подростков 15 – 17лет

УЧИТЕЛЬ:

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!













БРЕЙН-РИНГ

по обществознанию «Основы конституционного права РФ»

посвященный 25-летию Конституции РФ

Добрый день! Сегодня собрались самые остроумные, самые находчивые ребята 3-х дружеских классов, чтобы доказать, что они самые остроумные, самые находчивые!

12 декабря 2018 г, исполнилось 25 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наше мероприятие посвящается этой теме.


Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Я рада вам представить команды , которые будут бороться за звание «Лучшие знатоки конституции».
Итак, мы начинаем! (музыка)
(представление команд)
Команда 9 б класса «………»капитан команды: Багомаев Юсуп )
Команда 10б класса «……..» капитан команды Алимагомедова Малика

Команда 11а класса «Знатоки, капитан команды Исмаилов Абдулнатиф

У нас сегодня в гостях присутствуют и помогают нам работники нашей школы, которые будут экспертной комиссией. Поприветствуем:

Директор школы: Султанахмедов С.А.,

заместителя директора по УВР Ильясова Б.А.

заместитель директора по УВР Алиева Э.З.

педагог организатор –Абдурахманова З.М.

учителя истории и обществознания Хизиева А.К.

учителя истории и обществознания Гасанбекова Т.А.


Участники и болельщики, послушайте краткое правило игры :
Ведущий задает вопрос, после чего идет отсчет времени, для каждого тура разное время, для обсуждения внутри команды ответа на вопрос. Если команда готова ответить, то она нажимает на кнопку , после этого прекращаются любые обсуждения во всех командах, заслушивается ответ, если вдруг команда отвечает неверно, то право на ответ передается другой команде. Каждая команда имеет право досрочного ответа. Если досрочно она ответила правильно, то команда получает бонус в виде дополнительной минуты.

Игра будет проходит в семь туров.
Убедительная просьба болельщикам команды быть терпеливыми и не высказывать свое мнение вслух. За нарушение правил команда будет оштрафована.

Команды готовы? Болельщики еще раз поприветствуем наши команды. Мы начинаем

1. Конкурс: «Блиц - вопросы по Конституции РФ»

на обсуждение всех дается 10 секунд

( конкурс оценивается в 1 балл за каждый правильный ответ )

  1. Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

  2. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)

  3. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

  4. Символом чего является белый цвет флага? (чистота, мир, непорочность, совершенство).

  5. Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство, верность).

  6. Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила, кровь пролитая за Отечество).

  7. Что означает слово «герб»? (наследство).

  8. Старинное русское название флага? (стяг).

  9. Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

  10. Кто является главнокомандующим армией в РФ? (президент).

  11. Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

  12. Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

  13. Назовите денежную единицу России. (Рубль).

  14. Назовите растение – символ России. (Береза).

  15. Назовите столицу России. (Москва).

  1. Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

  2. Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

  3. Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

  4. Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

  5. Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

  6. Сколько разделов в КРФ? (два)

  7. Сколько статей? (137)

  8. Сколько глав? (девять)

  9. Что изложено в главе второй? ( права и свободы человека и гражданина)

  10. Граница прав человека заканчивается там, где начинаются ….? (Права другого человека).

  11. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

  12. Чем отличается Российская Федерация от России по Конституции РФ? (Ничем, это равнозначные названия).

  13. Сколько субъектов в РФ? (85субъекта)

  14. С какого возраста можно привлекать к административной ответственности? (К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.)

  15. С какого возраста можно привлекать к уголовной ответственности? (К уголовной ответственности можно привлекать с 14 лет.)

  16. Год 1998 был объявлен ООН международным годом прав человека. Что же произошло пятьдесят лет назад?  (1948 - Провозглашена «Всеобщая декларация прав человека и гражданина»)

  17. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается, что все люди рождаются… (равными и свободными)

  18. В 1989 году был принят первый в истории человеческой цивилизации международный документ, касающийся прав ребенка. Как называется этот документ? (Международная Конвенция о правах ребенка)

  19. Какие формы собственности названы в Конституции?

  20. (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности)

  21. Как называется 4 глава Конституции? (Президент РФ)

  1. Какая по счету глава «Судебная власть и прокуратура» (7)

  2. Какой орган осуществляет исполнительную власть в РФ? (Правительство РФ)

  3. Что является высшим непосредственным выражением власти народа

  4. (референдум и свободные выборы)

  5. Участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является правом или обязанностью граждан России? ( Правом)

  6. Сколько раз в Конституции называется слово «Москва» (2 раза: город федерального значения ст.65 и столица ст. 70)

  7. Как называется специальный государственный орган, функцией которого является осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона на территории РФ (прокуратура)

  8. Какой политический режим закреплен в Конституции? (демократия)

  9. Какие нормативные правовые акты издает Президент РФ? (указы и распоряжения)

  10. Каким органом власти является Федеральное Собрание РФ?

  11. ( представительным и законодательным)

  12. Что в РФ осуществляется только судом? (правосудие)

  13. Сколько судей входит в Конституционный суд РФ? (19)

  14. Кто руководит деятельностью Правительства? (Председатель Правительства РФ)

  15. Сколько раз подряд можно занимать пост Президента? (2)

  16. Кто может отменять акты Президента? (Конституционный суд)

  17. Сколько республик в составе РФ-22

  18. Сколько областей в составе РФ-46

  19. Сколько автономных областей в составе РФ-1 еврейская автономная область

  20.  Из каких субъектов состоит РФ?/

2. Конкурс: ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ в тексте


На выполнение задания дается 5 минут.


1. Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления.

Признание, соблюдение и защита _________ ________ _______ _______ - обязанность государства.

Российская Федерация состоит из ________, _________, _________, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми _________ _______ и несёт __________ ____________ , предусмотренные _________.

2.Забота о детях, их воспитание - __________ __________ и обязанность родителей.

3.Судьями могут быть ______________ ,_______________, ______________, ___________________ .

4.Депутатом Государственной Думы может быть избран ______________,
________________ , ___________________ .

5.Президентом Российской Федерации может быть избран _______________ , __________________, _______________________ .


3. Конкурс: «Собрать схему органов государственной власти»

1. Законодательная власть и ее полномочия

2. Исполнительная власть и ее полномочия

3. Судебная власть и ее полномочия.

4. Президент и его полномочия

4. Конкурс: «Игра со зрителями» «Сказка ложь, да в ней намек…»

Баллы, набранные в ходе игры, переходят командам, за которую болеют болельщики.

Пример 1

(конкурс оценивается в 1 балла за каждый правильный ответ)

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

   ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2.  Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

   ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ОТВЕТ: ст 37 ч.5 право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? Ст 37ч.1 ОТВЕТ: право на труд Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? ОТВЕТ: ст 25неприкосновенность жилища. Задание 6. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста Ст.1

Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной жадности»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

  2. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

  3. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

  4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

  5. В какой сказке женщина неопределенных  лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно  в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая. («Гуси-лебеди»)

  6. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированны как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»)

  7. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает посещение молодой и красивой девушки с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет  долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна - лягушка»)

  8. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)

  9. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

  10. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».

  11. «царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. И царица у окна села ждать его одна». В этой знаменитой фразе из сказки А.С.Пушкина заложены нормы (Семейного права)

  12. В одной знаменитой сказке говорится «была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна и лисья избушка растаяла. Попросилась лиса к зайцу временно пожить, да потом его же и выгнала». Нарушила ли лиса при этом законы? (Да, так как нарушила право собственности ст.40)

2 пример с командами /дополнительно

Конкурс «Перевертыши» (по 1баллу за каждую правильно названную сказку; 1 дополнительный балл за скорость)

Участники получают листы с перевертышами названий сказок. Необходимо разгадать название сказки, записать её на листе, сдать жюри. (Дополнительные 3 балла за точное нарушенных прав героев)

№1

1.Петух одноцветный (Курочка Ряба – порча имущества, уничтожение и т.д.)

2.Замарашка и семь великанов (Белоснежка и семь гномов- покушение на убийство, убийство и т.д.)

№2

1.Утки-селезни (Гуси-лебеди - похищение человека, насильственное удержание,

покушение на жизнь и т.д.)

2.Серебряный замок (Золотой ключик – унижение чести и достоинства, право на образование и т.д.)

№3

1.Пес без ботинок (Кот в сапогах – лишение наследства, мошенничество, убийство и т.д.)

2.Великанша (Дюймовочка – принуждение к браку, ограничение свободы и т.д.)

.Конкурс для болельщиков команд. Команда должна без слов изобразить для своих болельщиков то право, которое написано на карточке, а болельщики должны отгадать его.

№1 «Право на образование» №2«Право на отдых» №3«Право на труд»

5. Конкурс: «Реши задачу»


Решение задач с использованием Конституции

1. «Интересы государства превыше всего» - такой лозунг можно было прочесть на плакатах в СССР. Какому принципу современной Конституции РФ он противоречил. Назовите статью.


2. Какая статья Конституции указывает на то, что в нашем государстве народ сам формирует высшие органы власти.


3. Какая статья Конституции указывает на то, что управление государством является коллективным, а не индивидуальным.


4. В ст.7 сказано: «РФ- социальное государство», т.е. такое, в котором все люди могут вести достойную жизнь. Правильно?

Значит ли это, что мы можем требовать от государства «Дай! Накорми! Одень! Обогрей!». Поясните ответ.

5. Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть


Федеральное Собрание Правительство РФ Суд.

Укажите, где в схеме следует расположить органы местного самоуправления. Свой ответ подтвердите или опровергните словами Конституции.


6.Длительное пребывание гражданина РФ за рубежом прекращает гражданство РФ? Ответь и назови статью.


7.17-летний Михаил Седов вместе со своим отцом подготовили проект нового закона о защите прав несовершеннолетних детей и отправили его в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будут ли депутаты Государственной Думы рассматривать данный законопроект? Ответ поясните.


8. Депутат Государственной Думы РФ А.А. Арзуев обратился в высшее учебное заведение с заявлением о приеме на работу в качестве преподавателя. Однако, ему было отказано в удовлетворении его просьбы, поскольку, с точки зрения работодателя, депутаты не вправе заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью. Правомерен ли отказ? Ответ обоснуйте. Решение задач с использованием Конституции

Ответ.

1. «Интересы государства превыше всего» - такой лозунг можно было прочесть на плакатах в СССР. Какому принципу современной Конституции РФ он противоречил. Назовите статью . (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, ст 2)


2. Какая статья Конституции указывает на то, что в нашем государстве народ сам формирует высшие органы власти. (ст.3)


3.Какая статья Конституции указывает на то, что управление государством является коллективным, а не индивидуальным.

(республика- форма правления, ст. 1)


4. В ст.7 сказано: «РФ- социальное государство», т.е. такое, в котором все люди могут вести достойную жизнь. Правильно?

Значит ли это, что мы можем требовать от государства «Дай! Накорми! Одень! Обогрей!». Поясните ответ.

(Нет. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)


5. Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Федеральное Собрание Правительство РФ Суд.

Укажите, где в схеме следует расположить органы местного самоуправления. Свой ответ подтвердите или опровергните словами Конституции.

(Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, ст 12)


6.Длительное пребывание гражданина РФ за рубежом прекращает гражданство РФ? Ответь и назови статью.

(Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, ст 6)

7.17-летний Михаил Седов вместе со своим отцом подготовили проект нового закона о защите прав несовершеннолетних детей и отправили его в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будут ли депутаты Государственной Думы рассматривать данный законопроект?

(Нет, т.к. им не принадлежит право законодательной инициативы, ст 104)


8. Депутат Государственной Думы РФ А.А. Арзуев обратился в высшее учебное заведение с заявлением о приеме на работу в качестве преподавателя. Однако, ему было отказано в удовлетворении его просьбы, поскольку, с точки зрения работодателя, депутаты не вправе заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью.

Правомерен ли отказ. Ответ обоснуйте. (Не правомерен, ст 97 п.3)

6. Конкурс: «Определи политических деятелей»

Задание:

1. рассмотрите изображение, представленное на экране.

2. кто изображен на фотографии? Напишите имя в столбике 2

3. Какая цитата, на ваш взгляд, принадлежит этому человеку? - выпишите номер цитаты из раздаточного документа в столбик 3

4. Чем известен этот человек? Назовите должность ИЛИ событие, в котором он принимал участие

 


Ответ: 1990 год М.С Горбачев президент СССР(1990-декабрь 1991)
1991 год Б.Н. Ельцин президент РСФСР (1991-2000)
В.В Путин президент РФ(2000-2008)
Д.А. Мендевед президент РФ (2008-2012)

В.В Путин президент РФ 2012год по настоящее время















7. Конкурс: «Определи политических деятелей и их цитаты»


Изображение 

ФИО политика 

Цитата № 

Должность, чем известен 


Фото 1 





Фото 2 






Фото 3 






Фото 4 






Фото 5 





Фото 6 





Фото 7 





Фото 8 





Фото 9




Приложение 2. Цитаты (раздаточный материал для работы в группах): 
Цитата 1: Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам, как Президент России. Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. 
Цитата 2: из России выкачивают ресурсы, скупают мозги, эксплуатируют ее финансовые накопления. В целом, эта ситуация подобна колониальной. Россия - богатая страна, а ее население живет хуже всех в Европе 
Цитата 4: Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить. 
Цитата 5: подписанные нами соглашения - крайне необходимая для России передышка. Необходимо было остановить убийства, спровоцированные бездействием политического и военного руководства России. 
Цитата 6: Либерализовать цены – это тяжелая в политическом отношении мера, которая делает тебя политическим самоубийцей, но технически она легко реализуема 
Цитата 7: Я сейчас жалею: надо было не уезжать в Форос в августе 1991 г. Я думаю, что Советский Союз сохранился бы… 
Цитата 8: Наша партия отражает интересы трудового народа, интернациональна по духу - в ней есть представители всех народов России, и сердцевину отношений составляет дружба, поэтому одна из главных целей - восстановление народовластия, возрождение на новой основе порушенного союзного государства, восстановление союза Россия–Белоруссия–Украина, борьба против глобализма по-американски 
Цитата 9: (О событиях 1993 года) «Я и тогда считал, что это контрреволюционный переворот, который направлен на то, чтобы полностью "вычистить" революционный порыв общества августа 1991 года вместе со всеми результатами горбачевской демократической революции. Речь шла о том, чтобы всю громадную государственную собственность, принадлежащую обществу, передать в руки тех людей, которых ныне называют олигархами» 


Цитата 10.У меня есть преимущество – я не принадлежу ни к одной из дагестанских национальностей. И думаю, мы, уважая друг друга, чтя традиции, будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту, по способностям.

Цитата 11„Сейчас мы отметили 2000-летие Дербента, который является фактически кавказским Иерусалимом. И там была такая традиция, правитель Дербента в пятницу ходил в мечеть, в субботу ходил в синагогу, а в воскресенье ходил в церковь. Я тоже так поступаю, потому, что это наша культура, это наша традиция



Приложение 3  Фотографии (раздаточный й материал для работы в группах): 
1 :

1 Фото


Фото 2  

Фото 3












Ф ото 4 

Фото5













Фото 6





Фото 7 фото 8 фото 9



















Приложение 4. 
Форма для оценки ответов команды по конкурсу «Разминка» 


Изображение 


ФИО политика 

Цитата № 

Должность, чем известен 

Фото 1 

Е.Т. Гайдар 

№6 

Министр внутренних дел РФ, автор и разработчик экономических реформ 

Фото 2 

М.С. Горбачев 

№ 7 

Президент СССР 


Фото 3 


Б.Н. Ельцин 


№ 1, № 4. 

Президент РФ, участник событий 1991, 1993 годов 


Фото 4 


Зюганов Г. А. 


№ 8 


Лидер КПРФ 

Фото 6 

Лебедь А.И. 

№ 5 

Генерал – лейтенант, секретарь Совета Безопасности РФ, полпред президента РФ в Чеченской Республике 

Фото 5 


Р.Хасбулатов 


№ 9 


Председатель Верховного Совета РФ в 1993 г. 


Фото 7 


Жириновский В.В. 


№ 2. 

заместитель Председателя Государственной думы (с 2000 года), основатель и председатель Либерально-демократической партии России

Фото 8

Васильев

№ 10

У меня есть преимущество – я не принадлежу ни к одной из дагестанских национальностей. И думаю, мы, уважая друг друга, чтя традиции, будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту, по способностям. ***

Фото 9

Р.Г.Абдулатипов

№ 11

„Сейчас мы отметили 2000-летие Дербента, который является фактически кавказским Иерусалимом. И там была такая традиция, правитель Дербента в пятницу ходил в мечеть, в субботу ходил в синагогу, а в воскресенье ходил в церковь. Я тоже так поступаю, потому, что это наша культура, это наша традиция.“ 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!