СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»(на примере первой части «Божественной комедии» - «Ад»)

Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора.

9 класс

Количество часов: 1(45 минут).

Цели урока:

  • Воспитательная / Развивающая: Усвоение материала с помощью разных интерпретаций произведения, работы с текстом. Сформировать культурное поле вокруг эпохи Данте, Средних веков и эпохи Возрождения.
  • Развитие литературоведческой компетенции: ввести в обиход новые литературоведческие понятия – межтекстовый диалог, терцины, терцеты

 

Задачи:

  • Рассмотреть фигуру Данте как предтечи эпохи Возрождения.
  • Рассмотреть композиционные и смысловые новаторские приемы в «Божественной комедии».
  • Выстроить систему ценностей человека на заре Нового времени на примере того, как выстраиваются смертные грехи в части «Ад».
  • Изучить композицию «Божественной комедии» и соотнести произведение с замыслом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (выход на проблему межтекстового диалога).

 

Методический комплекс: Литература. 9 класс. Методические рекомендации. Книга для учителя./ под ред. В.Г. Маранцмана.

(Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя).- М.: Просвещение, 1992.

 

Место в программе: Поурочная разработка В.Г.Маранцмана предполагает на изучение творчества Данте 3 часа. Данный урок может стать первым и вторым из этих трех уроков в сильном или гимназическом классе, либо – с небольшими изменениями – третьим уроком в слабом классе. Следует проводить этот урок после изучения «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, чтобы информация о «диалоге» между Данте и Гоголем заставила учеников еще раз вспомнить и закрепить знания о поэме «Мертвые души».

Просмотр содержимого документа
«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»»

От Средневековой картины мира к новой выразительности

От Средневековой картины мира к новой выразительности

1 ) Чем средневековая литература отличалась от литературы античности? 2) Какие основные тенденции развития Средневековой литературы вы можете вспомнить?

1 ) Чем средневековая литература отличалась от литературы античности?

2) Какие основные тенденции развития Средневековой литературы вы можете вспомнить?

 Традиционализм  Нетерпимость ко всему новаторскому  Стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности
  • Традиционализм
  • Нетерпимость ко всему новаторскому
  • Стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности
Данте – предтеча эпохи Возрождения

Данте – предтеча эпохи Возрождения

 Великий итальянский поэт, Данте Алигьери (1265 - 1321), был создателем итальянского литературного языка.   В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году).

Великий итальянский поэт, Данте Алигьери (1265 - 1321), был создателем итальянского литературного языка.

В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году).

 Данте был убежденным гвельфом; когда партию гвельфов разгромили, Данте пришлось бежать. Гвельфы (итал. guelfi, нем. Guelfen / Welfen) — политическое течение в Италии XII—XVI веков, представители которого выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы Римского.

Данте был убежденным гвельфом; когда партию гвельфов разгромили, Данте пришлось бежать.

  • Гвельфы (итал. guelfi, нем. Guelfen / Welfen) — политическое течение в Италии XII—XVI веков, представители которого выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы Римского.
Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворно-повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.

Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворно-повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.

Терцина - стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом. Рифмический рисунок терцины: aba bcb cdc … xyx yzy z. Волнообразный перехлест рифмовки придает стихотворению, написанному терцинами, особый колорит. Частный случай рифмовки aba bcb cac aba… хорошо подходит стихотворениям с рефренами. Терцеты - трёхстишие (от итал. terzetto) — строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении. Впервые терцеты введены Данте и Петраркой.
  • Терцина - стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом.

Рифмический рисунок терцины: aba bcb cdc … xyx yzy z.

Волнообразный перехлест рифмовки придает стихотворению, написанному терцинами, особый колорит. Частный случай рифмовки

aba bcb cac aba… хорошо подходит стихотворениям с рефренами.

  • Терцеты - трёхстишие (от итал. terzetto) — строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении.

Впервые терцеты введены Данте и Петраркой.

Почему Данте использует такие цифры? «Ад» 33 песни «Чистилище» 33 песни «Рай» 33 песни + 1 вводная песня

Почему Данте использует такие цифры?

«Ад» 33 песни

«Чистилище» 33 песни

«Рай» 33 песни

+ 1 вводная песня

9 кругов ада Задание: Распределите грехи по степени тяжести в соответствии с Ваши мировоззрением.  Сладострастники Чревоугодники Скупцы и расточители Еретики и лжеучители Совершающие усилия над другими людьми, на собой или над Божеством «Обманувшие недоверившихся»: Лжецы, лицемеры, воры «Обманувшие доверившихся»: предатели родных, родины, Божества

9 кругов ада

Задание: Распределите грехи по степени тяжести в соответствии с Ваши мировоззрением.

  • Сладострастники
  • Чревоугодники
  • Скупцы и расточители
  • Еретики и лжеучители
  • Совершающие усилия над другими людьми, на собой или над Божеством
  • «Обманувшие недоверившихся»: Лжецы, лицемеры, воры
  • «Обманувшие доверившихся»: предатели родных, родины, Божества

Земную жизнь пройдя до половины, Я оказался в сумрачном лесу…  («Божественная комедия», перевод Лозинского).  (Гюстав Доре, иллюстрации к «Божественной комедии»)

Земную жизнь пройдя до половины,

Я оказался в сумрачном лесу…

(«Божественная комедия», перевод

Лозинского).

(Гюстав Доре, иллюстрации к «Божественной комедии»)

Найдите в тесте поэмы те сцены, которые изображены на следующих иллюстрациях Гюстава Доре.

Найдите в тесте поэмы те сцены, которые изображены на следующих иллюстрациях Гюстава Доре.

Как, по-вашему, могут быть связаны две поэмы?  Вспомните, какие «грехи» показывал Гоголь в «Мертвых душах»?  Как, по-вашему, соотносятся грехи у Данте и у Гоголя?  Что общего вы видите в изображении мира Гоголем и Данте?
  • Как, по-вашему, могут быть связаны две поэмы?
  • Вспомните, какие «грехи» показывал Гоголь в «Мертвых душах»?
  • Как, по-вашему, соотносятся грехи у Данте и у Гоголя?
  • Что общего вы видите в изображении мира Гоголем и Данте?
1) Составить сопоставительную таблицу “«Грехи» в «Божественной комедии» и «Мертвых душах»”. 2) Написать эссе на тему «Данте и Гоголь. Как я вижу межтекстовый диалог «Божественной комедии» и «Мертвых душ». Что изменилось в миропонимании человека со времен Данте? 3) На основе текста поэмы Данте написать эссе на тему «Грехи: от самого «легкого» до самого «тяжкого» в моем понимание и в понимании Данте». 4) Нарисовать иллюстрацию к миру, изображенному в «Божественной комедии» Данте: Ад, Чистилище, Рай и Земля. (Дополнительные вопросы к заданию: Где место Земли у Данте? Согласны ли вы с этим? Почему?)

1) Составить сопоставительную таблицу “«Грехи» в «Божественной комедии» и «Мертвых душах»”.

2) Написать эссе на тему «Данте и Гоголь. Как я вижу межтекстовый диалог «Божественной комедии» и «Мертвых душ». Что изменилось в миропонимании человека со времен Данте?

3) На основе текста поэмы Данте написать эссе на тему «Грехи: от самого «легкого» до самого «тяжкого» в моем понимание и в понимании Данте».

4) Нарисовать иллюстрацию к миру, изображенному в «Божественной комедии» Данте: Ад, Чистилище, Рай и Земля. (Дополнительные вопросы к заданию: Где место Земли у Данте? Согласны ли вы с этим? Почему?)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!