«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»(на примере первой части «Божественной комедии» - «Ад»)
Особенности композиции поэмы как отражение системы ценностей автора.
9 класс
Количество часов: 1(45 минут).
Цели урока:
- Воспитательная / Развивающая: Усвоение материала с помощью разных интерпретаций произведения, работы с текстом. Сформировать культурное поле вокруг эпохи Данте, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Развитие литературоведческой компетенции: ввести в обиход новые литературоведческие понятия – межтекстовый диалог, терцины, терцеты
Задачи:
- Рассмотреть фигуру Данте как предтечи эпохи Возрождения.
- Рассмотреть композиционные и смысловые новаторские приемы в «Божественной комедии».
- Выстроить систему ценностей человека на заре Нового времени на примере того, как выстраиваются смертные грехи в части «Ад».
- Изучить композицию «Божественной комедии» и соотнести произведение с замыслом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (выход на проблему межтекстового диалога).
Методический комплекс: Литература. 9 класс. Методические рекомендации. Книга для учителя./ под ред. В.Г. Маранцмана.
(Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя).- М.: Просвещение, 1992.
Место в программе: Поурочная разработка В.Г.Маранцмана предполагает на изучение творчества Данте 3 часа. Данный урок может стать первым и вторым из этих трех уроков в сильном или гимназическом классе, либо – с небольшими изменениями – третьим уроком в слабом классе. Следует проводить этот урок после изучения «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, чтобы информация о «диалоге» между Данте и Гоголем заставила учеников еще раз вспомнить и закрепить знания о поэме «Мертвые души».
Просмотр содержимого документа
«“Божественная комедия” Данте Алигьери – переход от Средневековья к эпохе Возрождения»»
От Средневековой картины мира к новой выразительности
1 ) Чем средневековая литература отличалась от литературы античности?
2) Какие основные тенденции развития Средневековой литературы вы можете вспомнить?
- Традиционализм
- Нетерпимость ко всему новаторскому
- Стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности
Данте – предтеча эпохи Возрождения
Великий итальянский поэт, Данте Алигьери (1265 - 1321), был создателем итальянского литературного языка.
В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году).
Данте был убежденным гвельфом; когда партию гвельфов разгромили, Данте пришлось бежать.
- Гвельфы (итал. guelfi, нем. Guelfen / Welfen) — политическое течение в Италии XII—XVI веков, представители которого выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы Римского.
Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворно-повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.
- Терцина - стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом.
Рифмический рисунок терцины: aba bcb cdc … xyx yzy z.
Волнообразный перехлест рифмовки придает стихотворению, написанному терцинами, особый колорит. Частный случай рифмовки
aba bcb cac aba… хорошо подходит стихотворениям с рефренами.
- Терцеты - трёхстишие (от итал. terzetto) — строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении.
Впервые терцеты введены Данте и Петраркой.
Почему Данте использует такие цифры?
«Ад» 33 песни
«Чистилище» 33 песни
«Рай» 33 песни
+ 1 вводная песня
9 кругов ада
Задание: Распределите грехи по степени тяжести в соответствии с Ваши мировоззрением.
- Сладострастники
- Чревоугодники
- Скупцы и расточители
- Еретики и лжеучители
- Совершающие усилия над другими людьми, на собой или над Божеством
- «Обманувшие недоверившихся»: Лжецы, лицемеры, воры
- «Обманувшие доверившихся»: предатели родных, родины, Божества
Земную жизнь пройдя до половины,
Я оказался в сумрачном лесу…
(«Божественная комедия», перевод
Лозинского).
(Гюстав Доре, иллюстрации к «Божественной комедии»)
Найдите в тесте поэмы те сцены, которые изображены на следующих иллюстрациях Гюстава Доре.
- Как, по-вашему, могут быть связаны две поэмы?
- Вспомните, какие «грехи» показывал Гоголь в «Мертвых душах»?
- Как, по-вашему, соотносятся грехи у Данте и у Гоголя?
- Что общего вы видите в изображении мира Гоголем и Данте?
1) Составить сопоставительную таблицу “«Грехи» в «Божественной комедии» и «Мертвых душах»”.
2) Написать эссе на тему «Данте и Гоголь. Как я вижу межтекстовый диалог «Божественной комедии» и «Мертвых душ». Что изменилось в миропонимании человека со времен Данте?
3) На основе текста поэмы Данте написать эссе на тему «Грехи: от самого «легкого» до самого «тяжкого» в моем понимание и в понимании Данте».
4) Нарисовать иллюстрацию к миру, изображенному в «Божественной комедии» Данте: Ад, Чистилище, Рай и Земля. (Дополнительные вопросы к заданию: Где место Земли у Данте? Согласны ли вы с этим? Почему?)