СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борисова С.П. социальный проект Территория без сквернословия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Борисова С.П. социальный проект Территория без сквернословия»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с. Солдато-Александровского Советского района»





Социальный волонтерский проект

«Территория без сквернословия»




















2022г.

Актуальность проекта.

Часто ли мы задумываемся, какую роль играет в нашей жизни звучащее слово? Если мы задумываемся, то поймем, что эта роль определяющая: вся жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и силу, и смысл, и поэзию, и закон. За каждым нашим словом сокрыта наша жизнь. Казалось бы, что такое слово?

В.И. Даль; «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщать разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Наши предки старались хранить родной язык во все времена, даже очень трудные. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?

В русском языке есть слово сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать».

С.И. Ожегов «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами. Скверный – гадкий, недостойный, очень плохой».

Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. Все знали, что детей нельзя бранить матом, они будут мучимы бесами.

Одной из примет, постигшей нас духовной и культурной катастрофы, значит сквернословие. Вдумайтесь на факты! За 20 последних лет цифра детей с отставанием на умственном и физическом развитии выросло на 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров едва лишь всякий 10 выпускник школы, увеличилось величина девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте на мире среди мужчин и на 100 месте – посреди женщин, 54% молодёжи, родившейся на 90-егоды, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть видимо-невидимо причин, а не последнюю образ посреди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли безобидна эта вредная привычка?

Нам всем годится понимать ненадежность тотального распространения сквернословия, которое на последнее время принимает угрожающие черты и формы.

Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с ребёнком, который учит всю группу «родному языку». У подростков нецензурная брань приобретает образ важного символа зрелости и независимости.

Все ипостаси речи: его позволительно услышать не единственно от пьяного человека. Ругательства стали выполнять образ заменителей пауз. Когда-то не безгранично грамотная публика насыщала свою проповедь бесконечными: вот, значит, столь сказать. Теперь употребляются грязные постыдные слова: их эквиваленты: блин.

Приехав на учёбу и попав в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут столь спокойно, пошло звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.


  1. Разработка социального проекта (сентябрь 2021г.)

Этап 1.

Изучение общественного мнения и указание актуальной социальной проблемы. Привлечение участников и общественности для решения проблемы данного социального проекта.

Наиболее актуальными и важными из поступивших предложений были признаны те, которые касаются социальных проблем в нашем обществе: вопрос алкоголя, табакокурения, наркомании, СПИДа и сквернословия.

Постановили: определить проблему, которая затрагивает и школьников, учителей и родителей путём анкетирования.

На данном этапе работали по следующему направлению: изучение общественного мнения (сбор информации и анализ результатов).

Было проведено анкетирование учащихся, учителей и родителей по выявлению их отношения к сквернословию.

Волонтеры, вместе с руководителем, рассказали участникам анкетирования о 3-х стадиях сквернословия и попросили ответить на вопрос: к какой стадии они себя относят?

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Вопрос 1: К какой стадии вы себя относите?

Вопрос 2: Нужно ли бороться со сквернословием?

Вопрос 3: Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).

- Сквернословие - это вредная привычка.

Таким образом, после изучения общественного мнения, мы пришли к выводу, что целесообразно производство проекта о борьбе со сквернословием, несмотря на то, что эта свычка некоторыми респондентами и не была отнесена к вредным.

В результате обсуждения участники проекта согласились, что эта проблема является актуальной, интересной.

Исходя из результатов анкетирования и собственных интересов, участники проекта определили, что проект должен носить название:

«Территория без сквернословия»

В результате обсуждения данного вопроса были сформулированы цели и задачи, которые предстояло решить.

Этап 2 Определение цели и задач социального проекта.

Цели проекта:

1) расширить знания учащихся о языке;

2) познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье;

3) развивать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию.

4) сформировать приоритеты здорового образа жизни, укрепить психологического здоровья учащихся школы.

Задачи проекта:

  1. воспитание негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию;

  2. содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам;

  3. развитие коммуникативной культуры в школьной и поселковой среде;

  4. содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию;

  5. создание в школьной и поселковой среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.

Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.

Ожидаемые результаты.

  1. Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка и к сквернословию, причинам его возникновения;

  2. осознание значимости бережного отношения к своему родному языку, словно основе духовно-нравственной жизни человека на окружающем социуме;

  3. активное содействие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе;

  4. Повышение уровня речевой культуры учащихся путем уменьшения случаев сквернословия на территории школы.

  5. Рост общего уровня воспитанности учащихся, уничтожение случаев жестокого обращения подростков друг к другу; развитость товарищеских отношений среди учащихся школы;

  6. Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального проекта.

Этап 3. Определение содержания социального проекта.

Программа проекта:

  1. Провести анкетирование «Твое отношение к сквернословию» (сентябрь 2021г.)

  2. Выставка плакатов «Сквернословие и здоровье» (октябрь 2021г.)

  3. Круглый стол для 9-11 кл. «Вся правда о сквернословии» (ноябрь 2021г.)

  4. Внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей». (ноябрь 2021г.)

5. Конкурсная программа по профилактике сквернословия «Наше условие – долой сквернословие» для 5-6 классов (февраль2022г.)

6. Показ документального фильма о сквернословии, презентации.

7. Весёлая почта «Хорошее настроение» (февраль 2022 г.)

8. День вежливых людей «Территория без сквернословия» (февраль 2021 г.)

9. Акция «Ваше настроение на позитиве» (февраль 2022 г)

  1. Выпуск буклетов «Вся правда о сквернословии» (февраль 2022 г)

  2. Беседа с учащимися начальных классов «О вреде сквернословия. Наказуемо ли сквернословие?» (февраль 2022 г)

  3. Памятка для родителей «Почему ребёнок ругается».


Этап 4. Разработка системы оценки проекта.

Результаты данного проекта будут представлены:

1.Ученикам на общешкольной линейке;

2. Общешкольному родительскому собранию;

3.Методическому объединению классных руководителей.


Этап 5. Формирование общественного мнения.

Результаты работы в виде печатной продукции, фотографий, презентаций, материалов будут представлены на суждение общественности: участники расскажут о нём на классных часах, проведут опрос лиц, участвовавших в проекте и наблюдавших за ним со стороны для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении.


II. Практическое производство проекта (февраль 2022 г.)


III. Итоги работы над проектом (март 2022 г.)


Этап 6. Анализ результатов работы

Анализируя проделанную работу, участники проекта пришли к мнению, что цели и задачи проделанной работы достигнуты, но проблема по - прежнему актуальна. Общим голосованием было решено продолжить работу на данном направлении.


Список использованной литературы

1. Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/

2. В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка»

3. Соколов Дмитрий. Сколь велико значение слова... URL: http://www.sunhome.ru/poetry/566234

4. http://www.beregi-slovo.ru/ Чистое слово

5. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.

6. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 15.10.2012Литература.

7. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.

8. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.

9. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!