Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с. Солдато-Александровского Советского района»
Социальный волонтерский проект
«Территория без сквернословия»
2022г.
Актуальность проекта.
Часто ли мы задумываемся, какую роль играет в нашей жизни звучащее слово? Если мы задумываемся, то поймем, что эта роль определяющая: вся жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и силу, и смысл, и поэзию, и закон. За каждым нашим словом сокрыта наша жизнь. Казалось бы, что такое слово?
В.И. Даль; «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщать разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Наши предки старались хранить родной язык во все времена, даже очень трудные. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?
В русском языке есть слово сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать».
С.И. Ожегов «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами. Скверный – гадкий, недостойный, очень плохой».
Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. Все знали, что детей нельзя бранить матом, они будут мучимы бесами.
Одной из примет, постигшей нас духовной и культурной катастрофы, значит сквернословие. Вдумайтесь на факты! За 20 последних лет цифра детей с отставанием на умственном и физическом развитии выросло на 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров едва лишь всякий 10 выпускник школы, увеличилось величина девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте на мире среди мужчин и на 100 месте – посреди женщин, 54% молодёжи, родившейся на 90-егоды, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть видимо-невидимо причин, а не последнюю образ посреди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли безобидна эта вредная привычка?
Нам всем годится понимать ненадежность тотального распространения сквернословия, которое на последнее время принимает угрожающие черты и формы.
Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с ребёнком, который учит всю группу «родному языку». У подростков нецензурная брань приобретает образ важного символа зрелости и независимости.
Все ипостаси речи: его позволительно услышать не единственно от пьяного человека. Ругательства стали выполнять образ заменителей пауз. Когда-то не безгранично грамотная публика насыщала свою проповедь бесконечными: вот, значит, столь сказать. Теперь употребляются грязные постыдные слова: их эквиваленты: блин.
Приехав на учёбу и попав в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут столь спокойно, пошло звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.
Разработка социального проекта (сентябрь 2021г.)
Этап 1.
Изучение общественного мнения и указание актуальной социальной проблемы. Привлечение участников и общественности для решения проблемы данного социального проекта.
Наиболее актуальными и важными из поступивших предложений были признаны те, которые касаются социальных проблем в нашем обществе: вопрос алкоголя, табакокурения, наркомании, СПИДа и сквернословия.
Постановили: определить проблему, которая затрагивает и школьников, учителей и родителей путём анкетирования.
На данном этапе работали по следующему направлению: изучение общественного мнения (сбор информации и анализ результатов).
Было проведено анкетирование учащихся, учителей и родителей по выявлению их отношения к сквернословию.
Волонтеры, вместе с руководителем, рассказали участникам анкетирования о 3-х стадиях сквернословия и попросили ответить на вопрос: к какой стадии они себя относят?
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;
третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Вопрос 1: К какой стадии вы себя относите?
Вопрос 2: Нужно ли бороться со сквернословием?
Вопрос 3: Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).
- Сквернословие - это вредная привычка.
Таким образом, после изучения общественного мнения, мы пришли к выводу, что целесообразно производство проекта о борьбе со сквернословием, несмотря на то, что эта свычка некоторыми респондентами и не была отнесена к вредным.
В результате обсуждения участники проекта согласились, что эта проблема является актуальной, интересной.
Исходя из результатов анкетирования и собственных интересов, участники проекта определили, что проект должен носить название:
«Территория без сквернословия»
В результате обсуждения данного вопроса были сформулированы цели и задачи, которые предстояло решить.
Этап 2 Определение цели и задач социального проекта.
Цели проекта:
1) расширить знания учащихся о языке;
2) познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье;
3) развивать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию.
4) сформировать приоритеты здорового образа жизни, укрепить психологического здоровья учащихся школы.
Задачи проекта:
воспитание негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию;
содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам;
развитие коммуникативной культуры в школьной и поселковой среде;
содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию;
создание в школьной и поселковой среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.
Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.
Ожидаемые результаты.
Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка и к сквернословию, причинам его возникновения;
осознание значимости бережного отношения к своему родному языку, словно основе духовно-нравственной жизни человека на окружающем социуме;
активное содействие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе;
Повышение уровня речевой культуры учащихся путем уменьшения случаев сквернословия на территории школы.
Рост общего уровня воспитанности учащихся, уничтожение случаев жестокого обращения подростков друг к другу; развитость товарищеских отношений среди учащихся школы;
Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального проекта.
Этап 3. Определение содержания социального проекта.
Программа проекта:
Провести анкетирование «Твое отношение к сквернословию» (сентябрь 2021г.)
Выставка плакатов «Сквернословие и здоровье» (октябрь 2021г.)
Круглый стол для 9-11 кл. «Вся правда о сквернословии» (ноябрь 2021г.)
Внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей». (ноябрь 2021г.)
5. Конкурсная программа по профилактике сквернословия «Наше условие – долой сквернословие» для 5-6 классов (февраль2022г.)
6. Показ документального фильма о сквернословии, презентации.
7. Весёлая почта «Хорошее настроение» (февраль 2022 г.)
8. День вежливых людей «Территория без сквернословия» (февраль 2021 г.)
9. Акция «Ваше настроение на позитиве» (февраль 2022 г)
Выпуск буклетов «Вся правда о сквернословии» (февраль 2022 г)
Беседа с учащимися начальных классов «О вреде сквернословия. Наказуемо ли сквернословие?» (февраль 2022 г)
Памятка для родителей «Почему ребёнок ругается».
Этап 4. Разработка системы оценки проекта.
Результаты данного проекта будут представлены:
1.Ученикам на общешкольной линейке;
2. Общешкольному родительскому собранию;
3.Методическому объединению классных руководителей.
Этап 5. Формирование общественного мнения.
Результаты работы в виде печатной продукции, фотографий, презентаций, материалов будут представлены на суждение общественности: участники расскажут о нём на классных часах, проведут опрос лиц, участвовавших в проекте и наблюдавших за ним со стороны для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении.
II. Практическое производство проекта (февраль 2022 г.)
III. Итоги работы над проектом (март 2022 г.)
Этап 6. Анализ результатов работы
Анализируя проделанную работу, участники проекта пришли к мнению, что цели и задачи проделанной работы достигнуты, но проблема по - прежнему актуальна. Общим голосованием было решено продолжить работу на данном направлении.
Список использованной литературы
1. Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/
2. В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка»
3. Соколов Дмитрий. Сколь велико значение слова... URL: http://www.sunhome.ru/poetry/566234
4. http://www.beregi-slovo.ru/ Чистое слово
5. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.
6. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 15.10.2012Литература.
7. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.
8. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.
9. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
2