СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борьба за власть.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Борьба за власть.»

Тема: Борьба за власть.

Цель: сформировать представления обучающихся о борьбе за власть правлении Петра I

1. Детство Петра

Младший сын царя Алексея Михайловича Пётр родился от второго брака царя (с Натальей Кирилловной Нарышкиной) 30 мая 1672 г.

По сравнению со своими сводными старшими братьями Фёдором и Иваном он отличался крепостью здоровья, подвижностью, быстрым взрослением. Первые три с половиной года маленький Пётр был баловнем царской четы, в то время как дети царя от Марии Ильиничны Милославской оказались «отодвинуты» на второй план. Такое положение продолжалось до смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г.

Новым правителем стал старший сын покойного царя — 14-летний Фёдор. Юный царь был тяжело болен, едва мог ходить. Поэтому государственными делами занимались в основном его родственники по матери — Милославские и сестра Софья. В годы его правления в России было отменено местничество (1682). Теперь при назначении на высшие государственные и военные должности учитывалось не знатное происхождение, а заслуги и способности.

Что такое местничество?

Будучи крёстным отцом маленького Петра, царь Фёдор любил мальчика и заботился о нём. По его поручению Петра с 5-летнего возраста стали обучать грамоте. Первым его учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. С ним Пётр освоил азбуку и чтение по слогам, прочёл первые церковные книги, начал писать. По достижении десятилетнего возраста Пётр должен был начать изучение более сложных наук — грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков. Однако за месяц до этого, в апреле 1682 г., царь Фёдор Алексеевич умер, и на этом учение для Петра закончилось. Остро встал вопрос о престолонаследии.

2. Двоецарствие. Царевна Софья

Новым царём должен был стать второй старший брат Петра — Иван. Однако это был болезненный и слабоумный подросток. Ближайшее окружение умершего Фёдора настояло на передаче власти 10-летнему Петру. Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили мальчика новым царём. Однако это было нарушением прежнего порядка наследования престола, при котором в случае затяжного междуцарствия вопрос о престоле решал Земский собор.

В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Стрельцам было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, где ими были убиты многие ближайшие родственники Петра по линии матери.

Можно ли считать эти события переворотом? Поясните своё мнение.

В результате царями были провозглашены оба брата — Иван и Пётр, а до их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья. Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры: он был разделён на две части (для двух царей), позади же располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно они должны говорить во время государственных приёмов.

На деле же власть теперь принадлежала Софье. Петру вместе с матерью, Натальей Кирилловной, пришлось выехать из Москвы в село Преображенское, где они прежде часто бывали с отцом. Прекратилось и дворцовое образование молодого царя. Зато появилось другое учение: в свободное время Пётр уезжал в расположенную рядом Немецкую слободу. Здесь немцы помогали ему сооружать «потешную» крепость (Пресбург) под селом Преображенским; голландец Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации. Другой голландец, Брандт, обучал юного царя плаванию под парусами; шотландец Гордон и швейцарец Лефорт — военному делу.

Имея тягу к военному делу, Пётр создал два «потешных» полка — Семёновский и Преображенский, не только положившие начало русской гвардии, но и ставшие впоследствии эффективным инструментом в борьбе за власть.

3. Начало царствования Петра

В августе 1689 г. Пётр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы хотели его убить. Он срочно покинул Преображенское и выехал в хорошо укреплённую Троице-Сергиеву лавру. К этому времени Пётр уже достиг совершеннолетия и мог стать самостоятельным правителем. Поэтому, чувствуя его силу, к лавре потянулись бояре, дворяне, военные, ранее находившиеся на стороне Софьи. Вскоре сюда прибыл и патриарх Иоаким. Софья, не собиравшаяся нападать, была встревожена бегством Петра и теперь, не имея сил для борьбы с братом, ждала дальнейшего развития событий. Тем временем Пётр написал письмо брату Ивану и предложил править вдвоём, без сестры, самостоятельно. В сентябре Пётр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил её в Новодевичий монастырь. Некоторые из поддерживавших её стрельцов были арестованы и казнены.

Начиналось самостоятельное царствование Петра — его больной брат до самой своей смерти в 1696 г. лишь изредка присутствовал на дворцовых церемониях и не вмешивался в государственные дела.

В 1689 г. Пётр женился на Евдокии Лопухиной.

Мать, Наталья Кирилловна, полагала, что женитьба привяжет сына к домашнему очагу. Но Пётр быстро охладел к молодой жене и вскоре после свадьбы с прежним рвением принялся за военные потехи. Евдокия же через несколько лет была насильно отправлена в монастырь.

4. Азовские походы

Общаясь с иностранцами, Пётр скоро понял, насколько важен для России выход к незамерзающим морям.

Через него можно было не только вести более активную торговлю с другими странами, но и налаживать с ними культурные связи.

Такой выход нужно было иметь либо к Балтийскому, либо к Чёрному морю. Но выбор Балтики означал борьбу с сильными противниками — Польшей и Швецией, с которыми Россия сражалась многие годы. Пётр посчитал, что бороться следует с традиционными противниками — Крымским ханством и Турцией за выход к Чёрному морю, называвшемуся в древности Русским.

В январе 1695 г. Пётр издал указ о походе на юг. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море.

Когда донским казакам удалось захватить Азов? Почему они не смогли его удержать?

Осада Азова длилась три месяца и успехов русской армии не принесла. Причинами неудач были отсутствие единого командования (армия делилась на несколько отрядов, во главе которых стояли соперничавшие друг с другом командиры), слабость артиллерии и отсутствие у России флота.

Эти недостатки были учтены Петром в ходе подготовки ко второму походу в 1696 г. Командовал армией боярин А. С. Шеин, которому Пётр I за военные успехи впервые в России присвоил звание генералиссимуса. На воронежских верфях был создан первый русский военный флот в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества мелких судов. Вокруг Азова возвели огромный земляной вал, возвышавшийся над крепостными стенами и облегчавший артиллеристам обстрел любой точки крепости. Русский флот успешно действовал против турецкого, блокировав подвоз подкреплений и продовольствия осаждённым. Вскоре Азов пал. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была ещё неспособна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники.

5. Великое посольство 1697—1698 гг.

По приказу Петра в 1697 г. в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Его главной целью была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Но русский царь не учёл того важного факта, что в Европе после решающих совместных побед над Турцией господствовали уже другие настроения. Главной задачей там было остановить Францию. И ради этого Австрия и её союзники спешили заключить с Турцией мир. Однако посольство имело огромное значение для Петра. Оно позволило ему увидеть Европу и понять, что главным направлением внешней политики его царствования станет западное. Вместо союзников в войне с Турцией Пётр нашёл союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, глава Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын. В составе делегации инкогнито (не открывая своего имени) ехал сам царь (под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова), который и направлял всю работу посольства.

Почему, на ваш взгляд, Пётр поехал в Европу инкогнито?

Важной задачей посольства было также знакомство царя с жизнью и порядками в европейских странах. Наслышанный от Лефорта, Гордона, Брандта о жизни в Европе, Пётр предпочёл увидеть жизнь за границей своими глазами.

В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию. Русские волонтёры (добровольцы) из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры. Приехав в Вену, он узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию.

Следствие выяснило, что находившиеся в сговоре с Софьей стрельцы намеревались свергнуть Петра с престола. Последовала жестокая расправа царя с мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Пётр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Пётр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу.

Домашнее задание: прочитать параграф 3, письменно ответить на вопрос № 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!