Большая психологическая игра «Путешествие на сказочный остров.
Страна Дружбы»
Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
Данная психологическая игра должна способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.
Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет: Всем детям класса предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на сказочный остров и побывать в стране «Дружбы». Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:
Объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и для чего необходимо дружить.
С помощью рук построить мостик, чтобы переправиться через реку.
Разукрасить в парах одинаковые варежки, работая одной пачкой карандашей.
На отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие слова.
Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.
В ходе игры я наблюдаю за детьми, отмечаю кто как ведет себя в сложившихся ситуациях.
Участники:
Возраст участников: 6 - 7 лет; учащиеся 1 класса.
Размер группы: зависит от количества детей в классе.
Ведущим является один взрослый, психолог.
Этап I. Введение в игру.
Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить учащихся с правилами игры, настроить на высокую работоспособность.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на сказочный остров в сказочную страну по названием «Дружба». В путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь!
-Игра «Волшебный космический корабль»
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк), карта путешествия.
Песня « Не секрет. Что друзья не растут в огороде». Потом изображение леса.
А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (По ходу того, как дети справляются с загадками, на доске появляются изображения деревьев, животных).
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (березы)
Зимой и летом
Одним цветом. (ель, сосна)
- Что же у нас получилось, ребята? (лес).
А что еще в лесу растет кроме деревьев?
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто мимо пройдет,
Всяк поклонится. (гриб)
- А какие животные живут в лесу?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее : (лиса)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (еж)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (волк)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон прекрасных чудес.
Здесь звери не только умеют играть,
Они ведь и дружными все хотят стать.
А учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой косматой
Давайте поможем зверятам мы всем
И дружбы урок подадим поскорей.
- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое дружба.
- Кого можно назвать своим другом?
- Для чего нужно уметь дружить?
-Упражнение «Лучики дружбы»
- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А теперь мы с вами отправляемся дальше:
Этап III. Работа участников в парах.
Задачи: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность
Необходимые материалы: большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки, свист ветра; приготовленные для детей рисунки варежек, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши по одной пачке на столе.
Звучит музыка: шум реки.
Но вот на пути вновь преграда встает.
И волны бушуют и ветер ревет.
Река разлилась у нас на пути,
Дорогу на остров никак не найти.
Но чтобы нам цели скорее достичь,
Должны мы подняться по мостику ввысь.
- А где же этот мостик, ребята? Что-то я его совсем не вижу. Как же нам быть? (выслушиваются мнения детей).
- А давайте мы с вами сами построим мостик, мостик дружбы.
Упражнение «Мостик дружбы».
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук. Психолог сам включается в работу. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая « мостик дружбы».
- Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи.
Звучит музыка: свист ветра.
И мы отправляемся дальше в поход.
Река позади, а дорога зовет.
Но что за беда? Как же дальше идти?
Ведь горы теперь у нас на пути.
Как это препятствие нам одолеть,
В холодных горах, ведь, легко заболеть.
Там снег на вершинах лежит, посмотри.
И солнца не видно, и холод внутри.
- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.
Упражнение «Разноцветные варежки»
- Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
(Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут, после чего психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки).
Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
Дорогою длинною долго мы шли,
Устали, конечно, за время пути.
Давайте устроим привал на пути,
Чтоб с новыми силами дальше идти.
Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Необходимые материалы: изображение болота, коробочка с вырезанными цветами и листочками для подарков друг другу.
- Ну а теперь, ребята, мы немного отдохнем и выполним упражнение, которое называется «Добрые слова».
Мы похвалим друг друга, скажем несколько добрых слов. Я думаю, что каждый их заслужил, так как в нашем путешествии проявил себя с лучшей стороны. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий говорит: "Спасибо, мне очень приятно". Затем дарит комплимент своему соседу. И так продолжается до тех пор, пока каждый получит комплимент.
Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем,
И к острову дружбы мы цель выбираем.
Ну что за беда опять на пути,
Болото большое, никак не пройти.
Этап V. Рефлексия.
Необходимые материалы: ватман для создания портрета класса, приготовленные портреты мальчиков и девочек, клей, фломастеры, песенка о дружбе.
- Вот, ребята, мы с вами и попали на остров "Дружба". (Показать знак "Дружба", где дети держатся за руки.) Посмотрите, как дружно и весело здесь живут жители. Давайте сейчас сфотографируемся на память.
Этап VI. Завершение игры. Подведение итогов.
Задачи: переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, добрались до цели.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вам дало это путешествие?
- Чему научились во время игры?
- Что новое узнали о ком-то из класса?
- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!
Литература.
Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками.-