СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богата природа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Богата природа России»



Урок окружающего мира в 1 классе

по образовательной программе «Начальная школа 21 века».

Тема: Богата природа России.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Цели урока:

образовательная:создание условий для ознакомления с разнообразием и богатством природы России, с представителями животного мира и местом их обитания на территории нашей страны и Тюменской области;

развивающая: способствовать развитию умений ориентироваться по карте, извлекать необходимую информацию, определять значение цветов, символов;

воспитательная: формирование бережного отношения к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Ожидаемые результаты урока:

Предметные: открытие сведений о разнообразии и богатствах природы России и родного края – территории, реках, растениях и животных; формирование умения ориентироваться по карте: называть значения символов; знакомство с представителями животного мира и местами их обитания на территории нашей страны и Тюменской области.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – ставят и удерживают учебную задачу в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполняют учебные действия в материализованной и умственной формах; прогнозирование – предвосхищают результат; коррекция – адекватно воспринимают предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок; оценка – выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: общеучебные –выделяют и формулируют познавательную цель; применяют правила и пользуются инструкциями; осуществляют смысловое чтение; строят сообщение в устной форме;

знаково-символические – используют знаково – символические средства при чтении карты;

информационные – находят и выделяют необходимую информацию из текста, карты, презентации; записывают и фиксируют информацию по теме урока, заполняют схемы; логические – классифицируют по заданным критериям;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество - проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; взаимодействие – формулируют собственное мнение и позицию.

управление коммуникацией – осуществляют взаимный контроль.

Личностные:

самоопределение – экологическая культура: проявляют ценностное отношение к природному миру;

нравственно – этическая ориентация - готовы следовать нормам природоохранного поведения.

Задачи урока: Организовать и направить познавательную деятельность учащихся

на открытие новых знаний о разнообразии и богатствах природы России и родного края.

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер.

Дидактические материалы: презентация «Природа Тюменского края»; карта в учебнике, калька, фотографии цветов; карточки «Деревья», «Листья», «Шишки разных деревьев».



Ход урока

  1. Настрой, мотивация

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Дети: Приветствуют учителя и друг – друга.

Учитель: Желаю всем успешной, интересной работы; чтобы урок для вас был познавательным, и вы «добыли» новые знания.

Дети: настраиваются на работу на уроке.

Учитель: Покажите мне, пожалуйста, на сигнальных картах, с каким настроением вы начнете наш урок. Я надеюсь, что если у кого – то сейчас плохое, тревожное настроение, к концу урока оно улучшится.

Дети: Показывают на сигнальных картах свое настроение.


Используемые методы и приемы: с целью выяснения и создания комфортной психологической атмосферы используется словесный метод, работа с сигнальными картами.



2) Актуализация знаний

Учитель: Чему был посвящён наш прошлый урок окружающего мира? О чем мы говорили?

Дети: Мы говорили о нашей стране-России.

Учитель: Что вы узнали про размеры нашей страны?

Дети: Россия самая большая страна в мире.


Используемые методы и приемы: для выявления, как дети усвоили ранее изученный материал, используется словесный метод вопросы- ответ.


3) Тема урока, целеполагание, задачи урока

Учитель: Ребята, вы сказали, как велика наша страна. Предположите, пожалуйста, чем может похвалиться такая большая страна перед другими странами?

-Чем обычно хвалятся люди?

Дети: Высказывают предположения

Учитель: А у нашей страны, как вы думаете, есть какие-то богатства?

Дети: Говорят о том, что может быть богатством страны.

Учитель: Молодцы! Вы назвали разные богатства, но мы сегодня на уроке будем говорить не обо всех богатствах, а догадайтесь о каких?

На доске вы видите три карточки: «?», «живая», «неживая»

Что скрывается за вопросительным знаком?

Дети: (анализируют увиденное) Спрятано слово «природа».

Учитель: Совершенно верно. Так, значит, о каких богатствах мы будем говорить на уроке?

Дети: Мы будем говорить о богатствах природы.

Учитель: Подумайте, какой может быть тема нашего урока.

Дети: Богата природа России

Учитель переворачивает карточки и составляет из них тему урока «Богата природаРоссии».

Дети еще раз проговаривают тему урока.

Учитель: (показывает карточки на доске: «Чем...?», «Как необходимо..?») Как вы считаете, на какие вопросы, посвященные богатству природы, мы сможем ответить сегодня на уроке?

Дети: Предлагают свои варианты вопросов.

Учитель акцентирует внимание на некоторые вопросы детей (Чем богата природа России? Как необходимо относиться к природе?) и сообщает, что к этим вопросам они еще вернутся в конце урока.


Используемые методы и приемы: использование «учебного диалога» для коллективного открытия истины; частично-поисковые методы.


4) Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, я считаю, что вы уже готовы назвать первое богатство нашей страны. Вспомните, что вы сказали о ней в самом начале урока?

Дети: Наша страна самая большая в мире. У России самая большая территория и т.д.

Учитель около схемы «Богата природа России» вывешивает карточку «территория».

Молодцы, ребята, а теперь я вам предлагаю отправиться в путь за новыми знаниями о богатствах России. Для этого откройте учебник на странице 18-19, рассмотрите карту, узнайте страну и определите, кто на ней изображен?

Дети открывают учебник, рассматривают карту.

Учитель: Территория какой страны изображена на карте?

Дети: На карте изображена территория России.

Учитель: Кого мы можем увидеть на карте?

Дети: На карте изображены разные животные.

Учитель: Как же нам узнать название этих животных?

Дити: (кто-нибудь обязательно обратит внимание на то, что внизу животные нарисованы и подписаны) Внизу написано название животных.

Учитель: Верно, ребята. Внизу есть условные обозначения, и я предлагаю вам прочитать по цепочке названия животных и найти их на карте.

Дети читают название животных, говорят, где они видят это животное на карте.

Учитель: Скажите, раз мы видим на карте всю территорию России, можем ли мы на ней найти место, где мы живем, нашу Тюменскую область?

Дети: Да.

Учитель: Сейчас я вам покажу, как на карте России найти нашу область. Для этого вы на карту наложите кальку – прозрачную бумагу с изображением границ Тюменской области. Через эту бумагу вы увидите животный мир нашей области. Приложите кальку.

Дети прикладывают кальку к карте.

Учитель: Назовите, кто живет на территории Тюменской области?

Дети: На территории Тюменской области мы видим сову, медведя, волка, кукушку.

Учитель: Как вы думаете, это все наши животные и птицы или есть еще?

Дети: У нас есть и другие птицы и животные.

Учитель: Я предлагаю вам узнать о том, кто ещё живет в нашем крае. А поможет нам в этом книга Тюменского писателя К.Я.Лагунова (показывает книгу К.Лагунова «Сказки») - это сказки о друзьях, дружбе, но что же нас в этой книге будет сегодня интересовать? Какая у нас тема урока?

Дети: Тема урока «Богата природа России» и нас интересуют животные, растения, природа.

Учитель: Верно. Писатель очень красиво описывал нашу природу, и эти описания я включила в презентацию.

Прошу во время просмотра презентации, поднимать руку, если встретите незнакомое животное, птицу или рыбу, а я эти названия буду выписывать на доску. Слайды 1-22

Дети смотрят презентацию «Природа Тюменского края» и если слышат незнакомое животное – поднимают руку, а учитель выписывает на доску название.

Учитель: Давайте прочитаем, какие новые животные нам встретились.

Дети зачитывают название животных, рыб или птиц.

Учитель: Об этих животных, птицах, рыбах мы сможем узнать на кружке «Почемучки».

Ребята, мы с вами посмотрели презентацию, рассмотрели карту, скажите какими словами можно продолжить предложение « В нашей стране животных …» (очень мало, немного, много, очень много).

Дети: В России животных очень много.

Учитель: А какую ценность для людей представляют все эти животные, какая от них польза?

Дети делают свои предположения о пользе животных. (животные дают мясо, молоко, яйца, кожу, красоту, они могут дружить с человеком и т.д.)

Учитель: Тогда какое второе богатство можем записать в нашей схеме?

Дети: Второе богатство «животные».

Учитель добавляет к слову «территория» - «животные».

Ребята, если животных большое количество, означает ли это, что люди могут к ним плохо относиться, мучить, убивать, держать в неволе?

Дети: Высказываются о том, что животных нельзя мучить, убивать, держать диких дома и т.д.

Учитель: Покажите на сигнальных картах узнали ли вы что-то новое о животном мире: да «+» или нет «-».

Дети показывают, приобрели ли они новые знания

Учитель: А теперь мы выполним физкультминутку, но показывать будем только тех животных, которые живут в нашем крае.

Физкультминутка: (дети имитируют движения животных)

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчишка.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Учитель: Что вы можете сказать про дом, про среду обитания животных? Где многие из них живут?

Дети назовут разные ответы, но обязательно скажут «В лесу»

Учитель: Леса - это ещё одно богатство России! (добавляет к схеме слово «леса»)

А кто из вас знает: какие могут быть леса?

Дети дают свои ответы (могут сказать хвойные, лиственные)

Учитель в зависимости от ответов детей предлагает узнать: «Какие леса бывают, и какие деревья в них растут?» или «Давайте узнаем, как же называется хвойный лес?»

А для этого откроем учебник на странице 20, находим и карандашиком выделяем: название леса и какие деревья в нем растут.

Дети читают статью о тайге и лиственных лесах, выделяя необходимый материал.

Учитель: Зачитайте, что нового вы узнали.

Дети: зачитывают «Тайга- густой, темный, хвойный лес.

В лиственных лесах растут березы, осины, дубы, клены».

Учитель: Послушайте, как интересно описал леса нашего края наш писатель К.Я.Лагунов Слайды 23 -32

Используемые методы и приемы: методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей: познавательные, практические для приобретения знаний посредством самостоятельной практической деятельности; игровые упражнения для познания объектов в процессе игры; наглядные и применение ИКТ- технологий для организации чувственного восприятия; опора на опыт ребенка; дидактическая игра для уточнения и систематизации знаний детей; поощрение для создания положительного отношения к учению.


5)Первичное закрепление

Учитель: А теперь я хочу посмотреть, как вы запомнили – какие деревья растут в тайге, а какие в лиственных лесах.

Дети 1-2 ряда выйдите, пожалуйста, к доске, возьмите по одному дереву и подойдите к одной из табличек «Тайга» или «Лиственный лес».

Дети берут любое дерево со стола учителя и определяются, куда им нужно встать.

Учитель: Прошу ребят 3 ряда показать на картах верно ли ребята образовали тайгу и лиственный лес.

Ребята выполняют проверку и, если есть необходимость, исправляют ошибки.

Учитель: Теперь я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Ученики 3 ряда выйдут к доске, возьмут с моего стола карточку с нарисованной шишкой или листочком, подойдут к ученику 1 или 2 ряда, образуя пару «дерево-шишка», «дерево-лист»

Ученики образуют пары.

Учитель: Расскажите, что за пары вы образовали? Как узнали свое дерево?

Дети доказывают правильность выбора: береза, сосна, дуб, клен, кедр (по кроне, стволу,хвоинкам).

Учитель: Ребят 3 ряда попрошу присесть, а остальных я теперь прошу перемешаться. Вот так и в природе существуют леса, где хвойные деревья растут вперемешку с лиственными и такие леса называются «Смешанные».

Спасибо, ребята, присаживайтесь.

У меня на столе остались картинки, почему вы их не взяли?

Дети: Мы их не взяли, так как это не деревья, а травы, цветы.

Учитель: Давайте познакомимся с травами, которые растут в нашей Тюменской области, они растут и вокруг нашего поселка Богандинский.

(открываю обратную сторону доски, дети видят фотографии трав и их названия, все вразброс)

Помогайте соотнести растение и его название. (поповник, ромашка, мышиный горошек, колокольчик, василек, клевер, иван-чай).

Дети соединяют, то, что не знают - соединяет и объясняет учитель.

Учитель: Итак, я думаю, вы готовы открыть следующее богатство природы России какое?

Дети: Еще богатство – «растения».

Учитель добавляет к схеме Природные богатства России – «растения».

Ребята, а как нужно относиться к растениям?

Дети: К растениям нужно относиться бережно, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не рубить елки и т.д.

Учитель: Умницы!

Как вы думаете, мы сможем расшифровать знаки о правилах поведения в природе?


Я прошу выйти к доске ребят 2 и 3 ряда.


Возьмите, пожалуйста, знаки, на которых изображено, чего нельзя делать в природе,

(на столе лежат карточки с двумя тематиками «Чего нельзя делать в природе» и «Год Экологии») покажите друг – другу и ребятам и объясните их значение.

Дети выходят к доске, берут нужные знаки и объясняют «Не бери животных домой», «Не лови бабочек», «Не дави жучков» и т.д.

Если дети взяли карточку, посвященную Году Экологии – предлагаю подумать и найти какая карточка –не знак.

Учитель: Молодцы! Присаживайтесь.

Ребята, я вам предлагаю подумать, о чем же нам говорят карточки, оставшиеся на столе? (Вывешиваю на доску карточки, посвященные Году Экологии).

Дети: Карточки говорят нам о том, что 2017 год – год ЭКОЛОГИИ.

Учитель: Скажите, а мы должны охранять животных, растения только в этом году?

Дети: Природу нужно беречь всегда.

Учитель: Покажите мне, пожалуйста, на сигнальных картах узнали ли вы что-то новое о растениях: да «+» или нет «-».

Дети показывают

Учитель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на карту России в учебнике. Что кроме животных и птиц мы видим?

Дети: Мы видим моря и реки.

Учитель: Прочитайте название некоторых из них.

Дети читают название рек и морей на карте.

Учитель: Теперь я предлагаю вам прочитать название рек, которые протекают поТюменской области, для этого еще раз воспользуйтесь прозрачной бумагой.

Дети читают «Обь», «Иртыш».

Учитель: Я вам сегодня хотела на доске из кусочков слов собрать названия рек, но не успела. Может быть, вы сами сможете составить название нашей главной русской реки, её еще называют «матушкой»; название рек нашего края и еще одной крупной реки России.

(на доске вразброс «Вол-га, О-бь, Ир-тыш, Ле-на»).

Дети составляют названия рек.

Учитель: Каким еще богатством мы дополним нашу схему?

Дети: Еще одно богатство России – реки

Учитель дополняет схему словом «реки».

Используемые методы и приемы: организуется игра «Найди пару», работа с сигнальными картами.



6) Закрепление материала

Учитель: Откройте тетрадь на странице 51

Какое растение лишнее в каждом ряду и почему? Найдите это растение и зачеркните.

Дети анализируют и вычеркивают из цепочки «лишнее».

Учитель: Объясните, пожалуйста, что вы вычеркнули и почему?

Дети: В 1 ряду – 1 картинка - ель. Это хвойное дерево среди лиственных.

Во 2 ряду – последняя картинка, потому, что это дерево среди трав

В 3 ряду - 1 картинка, потому, что это трава среди деревьев.

Учитель: А теперь оцените свою работу: раскрасьте один цветок. Первый – если вы выполнили задание «быстро, правильно, самостоятельно»; второй – «правильно, но медленно»; третий – «правильно, но с помощью других»; и четвертый – «быстро, но неправильно».

Поднимите руку, кто раскрасил 1 цветок, 2-й, 3- й, 4-й. В чем же ошиблись ребята, у кого раскрашен 4 цветочек, стало ли понятно вам, почему у вас ошибка.

Используемые методы и приемы: использование самостоятельной работы, коллективной проверки и самопроверки, способствующих развитию умения у первоклассников оценивать собственный результат работы.


7) Итог

Учитель: Назовите тему нашего урока

Дети: Богата природа России.

Учитель: Вернемся к нашим вопросам, на которые мы хотели найти ответы. Чем богата природа России?

Дети: Природа богата территорией, животными, растениями, реками.

Учитель: Как нужно относиться к нашей природе?

Дети: Природу нужно беречь

Учитель: И всем вам вопрос от меня «Можно ли богатства Тюменской области отнести к богатствам нашей страны? Почему?

Дети: Да, потому, что Тюменская область находится в России.


Рефлексия.

Учитель: Заканчивается наш урок, и я хочу узнать, как изменилось ваше настроение, просигнализируйте, пожалуйста.

Дети с помощью сигнальных карт показывают свое настроение.

(если у кого – то смайлик не улыбается - выясняем почему: было трудно, было не понятно, неинтересно).

Учитель: В конце урока хочется еще раз обратиться к словам К.Я.Лагунова Слайд 33

«Мы - разные звери,
мы – разные птицы.
Но небо у нас – одно.
И если оно на куски разлетится,
погибнуть нам всем суждено…
а потому…давайте мирно жить.
А потому…давайте все дружить».


Спасибо за работу на уроке.


Используемые методы и приемы: для сопоставления цели урока с его результатом используются словесные методы, работа с сигнальными картами.

Для того, чтобы контролировать класс и уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, помочь ребенку осознать пройденный путь, на всех этапах урока проводится рефлексия (сенсорная: комфортно – дискомфортно и интеллектуальная: узнал новое – не узнал).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!