География, 5 класс
Тема: Виды изображений поверхности Земли.
Блок самоконтроля по теме «Стороны горизонта. Ориентирование».
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Умение определять стороны горизонта на местности называют: а) масштабированием; б) навигацией; в) ориентированием; г) съемкой местности.
2. Видимое глазом пространство - это: а) стороны горизонта; б) горизонт; в) линия горизонта; г) знакомая или незнакомая местность.
3. Полярная звезда всегда указывает на: а) восток; б) юг; в) запад; г) север.
4. Между основными сторонами горизонта находятся стороны: а) вспомогательные; б) промежуточные; в) второстепенные; г) добавочные.
5. Воображаемая линия, ограничивающая видимое глазом пространство, называется: а) горизонталь; б) вертикаль; в) экватор; г) линия горизонта.
6. Прибор для определения направления по сторонам горизонта: а) бинокль; б) нивелир; в) компас; г) телескоп.
7. В истинный полдень, падающая от предмета тень указывает на: а) запад; б) юг; в) восток; г) север.
8. Самая важная часть компаса: а) корпус; б) магнитная стрелка; в) шкала; г) специальный рычаг.
9. Основная сторона горизонта - это: а) северо-восток; б) северо-запад; в) север; г) юго-восток.
10. В Северном полушарии на север указывает: а) Сириус; б) Полярная звезда; в) Вега; г) Ригель.
11. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень: а) восток; б) юг; в) запад; г) север.
12. Промежуточная сторона горизонта - это: а) юго-запад; б) север; в) запад; г) восток.
13. Свойство Земли, определяющее один конец стрелки компаса на север, называется: а) вулканизм; б) озоновый слой; в) магнитное поле; г) приливы и отливы.
14. Созвездие Южного полушария, используемое для ориентирования, называется: а) Южный Крест; б) Орион; в) Большой Пес; г) Лира.
15. Компас был изобретен в: а) Древней Греции; б) Древнем Китае; в) Древнем Египте; г) Древней Индии.
16. Под напором ветра деревья наклонились на восток. Откуда дул ветер?: а) с севера;
б) с востока; в) с запада; г) с юга.
Задание 2. Географические задачи. Дайте краткий ответ.
1. Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.
2. Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?
3. Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на юго-востоке от школы.
4. На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом - на юг, далее - на запад. В какую сторону им надо возвратиться, если они пойдут по короткому пути?
Задание 3. Какому направлению сторон горизонта соответствуют стрелки на рисунке 1 - 8.
Задание 4. Работа с текстом. Внимательно прочитайте историю изобретения компаса и ответьте на вопросы после текста.
Вопросы:
1. Какой вид имел древний компас? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Каким способом были нанесены обозначения стран света на древнем компасе?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Что выполняло функцию магнитной стрелки в древнем компасе?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________