Актуализация знаний, введение в тему: 1. Причины и характер войны. 2. Ход войны (основные этапы). 3. Итоги войны и ее историческое значение. Поработав с документами, попробуем определить причины войны. Парная работа с документом (анализ источника) 1) «Через пять лет я буду господином мира: остается одна Россия, но я раздавлю ее.» Наполеон I Бонапарт французскому дипломату Д. Прадту в Варшаве перед походом на Россию.– Paris, 1816, p. 23-24. 2)Тильзитский мир был заключен в 1807 году между императором Александром I и Наполеоном после поражения русской армии под Фридландом в ходе русско-прусско-французской войны (1806-1807), где Россия выступала на стороне Пруссии. В Тильзите были подписаны договоры между Францией и Россией, Францией и Пруссией - 7 июля и 21 июля 1807 года соответственно. В результате Тильзитского мира Россия должна была вывести войска из Дунайских княжеств Валахии и Молдовы, передать французам бухту Котор на Адриатическом море, а также признать французский суверенитет над Ионическими островами. Одновременно с договором Россия и Франция подписали секретный трактат об оборонительном и наступательном союзе. Страны обязывались вести совместные военные действия во всякой войне против любой европейской державы, не заключая при этом сепаратного мира. В случае отказа Великобритании от русского посредничества в переговорах с Францией, непризнания британским правительством свободы морей и невозвращения захваченных после 1805 года французских колоний Россия обязывалась разорвать с Великобританией дипломатические отношения и примкнуть к Континентальной блокаде Англии, проводимой Францией. Наполеон обещал вступить в войну с Турцией в случае ее отказа от французского посредничества на переговорах с Россией… Тильзитский мир имел неравноправный характер. Он… противоречил коренным экономическим и политическим интересам России. Присоединение к Континентальной блокаде ограничивало самостоятельность русского правительства и отрицательно сказывалось на состоянии внешней торговли. Создание у российских границ зависимого от Франции Варшавского королевства ухудшало стратегическое положение России. (Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г. ISBN 5 - 203 01875 - 8) Вывод, который должны сделать учащиеся: Причины войны: стремление Наполеона к мировому господству, нарушение Россией условий Тильзитского договора, угроза целостности русской границы. Исходя из причин определите характер войны: для Франции: захватнический, для России: освободительный, защита Отечества Индивидуальная работа. Давайте узнаем, каково было соотношение военных сил Франции и России? Франция | Россия | 600 тыс. человек Армия лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | 210 тысяч человек. Была разделена на три части. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. | Мозговой штурм: попытайтесь спрогнозировать возможные действия русских армий в такой ситуации. Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Не удалось этим планам осуществиться, т.к. силами одной только армии удержать Наполеона было невозможно Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось. Итог 1-го урока: заполнение контурной карты «Начальный этап Отечественной войны 1812 г» На втором уроке ребята работают в группах по заданному домашнему заданию: «Подготовить материал по определенному событию Отечественной войны 1812 г. по заданному алгоритму: дата, цели, участники, персоналии, результат и значение». 1группа: «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой». (М.Ю. Лермонтов) 2группа: «С потерей Москвы не потеряна Россия» (М.И. Кутузов) 3группа: «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество...» (Ф.М. Достоевский) 4группа: «Под Малым Ярославцем вся земля дрогнула» (Русская пословица) Итог: представление каждой группой своего события в форме: конспекта, опорной схемы, таблицы, презентации. (Учитель выступает в роли консультанта-корректировщика и при необходимости по ходу выступления групп корректирует и дополняет материал). Вывод: В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру 1: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны. Таким образом, каков итог войны для России? (Полная победа). В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу? Предполагаемые ответы детей: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например). В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой характеризует Отечественную войну 1812 года так: «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чём говорит писатель? Предполагаемый ответ: о том война имела народный общенациональный характер Усвоение и применение знаний (групповая и индивидуальная форма работы) Фронтальная форма работы: блиц опрос по датам, знание героев Войны 1812 года работа с портретами (презентация со слайдами) 2. Карточки с заданиями (работа в команде, группы работают с темами друг друга). 3. Приведите примеры героизма русского народа в ходе Отечественный войны 1812г. 4. Работа с исторической картой. Ответ на вопрос: «что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией?» формулируют учащиеся, основываясь на изученном материале. Обобщение и систематизация знаний Тест, с разными уровнями сложности, обсуждение результатов теста, разбор ошибок. |