СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блочно-событийное погружение по теме Отечественная война 1812 г "Гроза денадцатого года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема расчитана на два урока. Позволяет учащимся проявить свои знания, творчество и смекалку

Просмотр содержимого документа
«Блочно-событийное погружение по теме Отечественная война 1812 г "Гроза денадцатого года"»

Конструирование блочного погружения

Автор: учитель истории МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти

Борисова Е.Э.


 

Предмет   история    Общее количество уч. часов (за год) 102    Класс 9


Раздел курса: Россия в первой четверти XIX в                   Количество часов 13

Тема: Отечественная война 1812 года.                           Количество часов 2



1. Событие: Гроза двенадцатого года 

  1. Цели:

2.1 Предметная (П):

  • изучение причин, характера и основных событий Отечественной войны 1812 года.

  • формирование у обучающихся чувства гордости за свое Отечество, патриотизм и героизм своего народа.


2.2 Надпредметные: 


  • развитие дивергентного мышления (ДМ) 

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

  • эмпатии (Э)

  Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей.








№ п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ) (отметить фрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

Эмпатия (Э) (отметить фрагменты деятельности, направленной на повышение уровня эмпатии буквой Э и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

1.

Мотивационное начало

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

Погружение. Введение в формат события.

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог”.

А. С. Пушкин

Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин так охарактеризовал один из периодов русской истории: «Двенадцатый год - это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ». Мы на уроке будем говорить об Отечественной войне 1812 года.


В ходе урока нам необходимо:

  • определить причины и характер войны,

  • дать оценку основным событиям войны 1812 года,

  •  определить, что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией 

           «Мозговой штурм» -60%

Обсуждение версий -80%

2.

Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Завершается предметной диагностикой разного формата.

Актуализация знаний, введение в тему:

1. Причины и характер войны.

2. Ход войны (основные этапы).

3. Итоги войны и ее историческое значение.

Поработав с документами, попробуем определить причины войны.

Парная работа с документом (анализ источника)

1) «Через пять лет я буду господином мира: остается одна Россия, но я раздавлю ее.»

Наполеон I Бонапарт французскому дипломату Д. Прадту в Варшаве перед походом на Россию.– Paris, 1816, p. 23-24.

2)Тильзитский мир был заключен в 1807 году между императором Александром I и Наполеоном после поражения русской армии под Фридландом в ходе русско-прусско-французской войны (1806-1807), где Россия выступала на стороне Пруссии. В Тильзите были подписаны договоры между Францией и Россией, Францией и Пруссией - 7 июля и 21 июля 1807 года соответственно.

В результате Тильзитского мира Россия должна была вывести войска из Дунайских княжеств Валахии и Молдовы, передать французам бухту Котор на Адриатическом море, а также признать французский суверенитет над Ионическими островами.

Одновременно с договором Россия и Франция подписали секретный трактат об оборонительном и наступательном союзе. Страны обязывались вести совместные военные действия во всякой войне против любой европейской державы, не заключая при этом сепаратного мира. В случае отказа Великобритании от русского посредничества в переговорах с Францией, непризнания британским правительством свободы морей и невозвращения захваченных после 1805 года французских колоний Россия обязывалась разорвать с Великобританией дипломатические отношения и примкнуть к Континентальной блокаде Англии, проводимой Францией. Наполеон обещал вступить в войну с Турцией в случае ее отказа от французского посредничества на переговорах с Россией…

Тильзитский мир имел неравноправный характер. Он… противоречил коренным экономическим и политическим интересам России. Присоединение к Континентальной блокаде ограничивало самостоятельность русского правительства и отрицательно сказывалось на состоянии внешней торговли. Создание у российских границ зависимого от Франции Варшавского королевства ухудшало стратегическое положение России.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)

Вывод, который должны сделать учащиеся:

Причины войны: стремление Наполеона к мировому господству, нарушение Россией условий Тильзитского договора, угроза целостности русской границы.

Исходя из причин определите характер войны:

для Франции: захватнический,

для России: освободительный, защита Отечества

Индивидуальная работа. Давайте узнаем, каково было соотношение военных сил Франции и России?

Франция

Россия

600 тыс. человек

Армия лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

210 тысяч человек. Была разделена на три части.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

Мозговой штурм: попытайтесь спрогнозировать возможные действия русских армий в такой ситуации.

Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Не удалось этим планам осуществиться, т.к. силами одной только армии удержать Наполеона было невозможно Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось.


Итог 1-го урока: заполнение контурной карты «Начальный этап Отечественной войны 1812 г»


На втором уроке ребята работают в группах по заданному домашнему заданию: «Подготовить материал по определенному событию Отечественной войны 1812 г. по заданному алгоритму: дата, цели, участники, персоналии, результат и значение».

1группа: «И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой». (М.Ю. Лермонтов)

2группа: «С потерей Москвы не потеряна Россия» (М.И. Кутузов)

3группа: «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество...» (Ф.М. Достоевский)

4группа: «Под Малым Ярославцем вся земля дрогнула» (Русская пословица)

Итог: представление каждой группой своего события в форме: конспекта, опорной схемы, таблицы, презентации. 

(Учитель выступает в роли консультанта-корректировщика и при необходимости по ходу выступления групп корректирует и дополняет материал).

Вывод: 

В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру 1: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

Таким образом, каков итог войны для России? (Полная победа).

В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Предполагаемые ответы детей: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой характеризует Отечественную войну 1812 года так: «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чём говорит писатель?

Предполагаемый ответ: о том война имела народный общенациональный характер


Усвоение и применение знаний (групповая и индивидуальная форма работы)

  1. Фронтальная форма работы: блиц опрос по датам, знание героев Войны 1812 года работа с портретами (презентация со слайдами) 



2. Карточки с заданиями (работа в команде, группы работают с темами друг друга).

3. Приведите примеры героизма русского народа в ходе Отечественный войны 1812г.

4. Работа с исторической картой.


 Ответ на вопрос: «что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией?» формулируют учащиеся, основываясь на изученном материале.


Обобщение и систематизация знаний


Тест, с разными уровнями сложности, обсуждение результатов теста, разбор ошибок.        

 








Объяснение явлений и фиксирование информации в различных формах

80%













Выбор оптимального способа решения задания.

 60-80%














































Поэтапно участвуют в разных формах контроля. 

ДМ 80-90%

 





Возможность проявить себя, прийти к совместному оптимальному решению.

Э 20-30%




Осознание важности и оказание помощи в общении 

Э 30-50%









Осознание важности работы в группе 50%



















Формулировать и корректно отстаивать свое мнение. Э – 

60-70%





Умение адекватно воспринимать оценку своего труда 30-40%












3.

Аналитическое завершение:




а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

1. Создание общего информационного справочника в хронологической последовательности с основными событиями Войны 1812 года, где каждая группа (эксперты), описывающая свое событие выделяет его основные черты.

В процессе изучения события участники фиксируют новые полученные знания в удобной для него них форме

(таблица, схема, конспект, в качестве д/з группа могла подготовить заранее раздаточный материал по своей теме, для своих одноклассников).

2. Создание ментальной карты с характеристикой основных событий Отечественной войны 1812 г.

Дополнительную информацию записывают в качестве домашнего задания 



ДМ – 70-80%

Учащиеся заимствуют идеи одноклассников, помогают более слабым, направляют их. 



Э – 70%

а)  коллективная РЕФЛЕКСИЯ 

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России... Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала»

В. Г. Белинский


Отечественная война 1812 года – это одна из героических страниц истории нашей страны, подвига нашего народа. К ней нельзя остаться равнодушным. Мы с вами работали в течение двух уроков и, наверное, вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос.
Мы с вами создадим «корзину эмоций»: у каждой группы  на столе в конверте есть клубки, они разного цвета, если вы испытали чувство

- гордости, восхищения, то возьмите красный клубок;
- разочарования, то возьмите клубок синего цвета;
-   сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите клубок зеленый;
- никаких чувств, клубок коричневый.

Так на доске появляется корзина, заполненная разноцветными клубками.



б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности

Каждый ученик анонимно оценивает свое участие: «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале …»

  1. Опиши, с какими трудностями ты встретился во время погружения.

  2. Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал?

  3. Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь, почему? Что можно было бы сделать, чтобы решить эти трудности?


ДМ 60%

Э-80%


в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). 

«Оцени насколько тебе понравилось данное погружение по 10-бальной шкале____»

 - Что дал вам сегодняшний урок?

 -Надо ли возвращаться в прошлое? 

 -Испытываете ли вы гордость за свое Отчество, знакомясь с подобными фактами истории?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!