СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Блочная" система преподавания физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время «блочные» системы преподавания используются довольно широко. Они облегчают создание целостного представления у учащихся об изучаемом материале, позволяют высвободить время на отработку знаний и умений, создают возможность маневрирования учебным временем, создают условия для развертывания групповой работы в классе.

Просмотр содержимого документа
«"Блочная" система преподавания физики.»

Из опыта работы.

В последнее время «блочные» системы преподавания используются довольно широко. Они облегчают создание целостного представления у учащихся об изучаемом материале, позволяют высвободить время на отработку знаний и умений, создают возможность маневрирования учебным временем, создают условия для развертывания групповой работы в классе. Есть несколько вариантов построения таких систем:

1-тема делится на самостоятельные блоки, каждая изучается по завершенному циклу;

2-вся тема изучается сразу как единый монолит(«блок-тема»).

Все эти системы, несмотря на их различие, могут быть названы лекционно- семинарско- зачетными, ибо в них эти типы уроков обязательны.

Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно на нем достигаются названные цели.

Первое, что нужно сделать,- это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. Второе- нужно расширить тематический диапазон каждого занятия. Третье- требуется увеличить время на отработку знаний, так как без много кратного повторения хороший результат в обучении получить нельзя.

Рассмотрев все эти обстоятельства, я пришла к убеждению, что темы нужно изучать крупными блоками, состоящими из нескольких модулей и рассчитанными на 5-7 часов. Первоначальное ознакомление с блоком происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых, воспринять как единую картину изучаемого явления; во-вторых, хорошо понять, усвоить и закрепить входящие в блок вопросы; в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зрения.

Вот так выглядит, например, один из вариантов такой системы преподавания. Эту систему образуют следующие уроки:

Блок 1. Основы кинематики

Содержание1-го блока

1.Механическое движение

2.Элементы векторной алгебры

3.Равномерное прямолинейное движение

4.Неравномерное прямолинейное движение

5.Равнопеременное прямолинейное движение

6.Графическое представление движения

7.Равномерное вращательное движение

Вопросы для самоконтроля по блоку «Основы кинематики»

Модуль1. Механическое движение

1.В чем состоит задача механики?

2.Что называют механическим движением?

3.Какое движение называют поступательным?

4.Что такое материальная точка и для чего введено это понятие?

5.Что такое система отсчета? Для чего она вводится?

6. Какие системы координат вы знаете?

7.Что называют траекторией движения?

8.Что называют длиной пути и перемещением? В чем отличие пути от перемещения?

9.Движение материальной точки является полностью описанным кинематически -как это понять?

Модуль 2. Элементы векторной алгебры

1.Какие величины называют скалярными, а какие векторными? Чем отличается векторная величина от скалярной?

2.Какие правила сложения векторов вы знаете?

3.Как производится сложение нескольких векторов?

4.Как определяется разность двух векторов?

5. Как производится разность двух векторов?

6.Какие вектора называются коллениарными? Как производится сложение и вычитание коллениарных векторов?

7.Как производятся математические действия с векторами и с проекциями векторов?

8.Что называется проекцией вектора на ось?

9. Чему равна проекции точки на ось? Чему равна проекция вектора на ось, если вектор перпендикулярен оси?

10 В каком случае проекция вектора на ось положительна, а в каком –отрицательна?

Модуль 3. Равномерное прямолинейное движение

1.Какое движение называют равномерным прямолинейным?

2.Что называют скоростью равномерного прямолинейного движения? Какая формула выражает смысл этого понятия? Какова единица скорости в системе СИ?

3.В чем различие между перемещением и пройденным путем при ПРД?

4.Как записывается кинематический закон РПД?

5. Каков принцип построения графиков физических величин?

6. Постройте и объясните график скорости ПРД?

7. Постройте и объясните график зависимости координаты тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени.

8.Постройте и объясните график пути равномерного прямолинейного движения.

9. Как определить проекцию вектора скорости на ось?

10. Как определить проекцию вектора перемещения на ось?

11. Как определить координату тела, зная проекцию перемещения?

Модуль 4. Неравномерное прямолинейное движение

1.Какое движение называют неравномерным и переменным?

2.Что называют средней скоростью переменного движения?

3.Что называют мгновенной скоростью неравномерного движения?

4.Каким способом можно определить мгновенную скорость тела?

Модуль 5. Равнопеременное прямолинейное движение

1.Какое движение называют равноускоренным или равнопеременным?

2.Что называют ускорением?

3.Какая формула выражает смысл ускорения?

4.Сформулируйте определение единицы ускорения в СИ.

5.Чем отличается «ускоренное» прямолинейное движение от «замедленного»?

6. Напишите формулу проекции скорости тела на выбранную ось в любой момент времени.

7.Напишите формулу для модуля перемещения тела в ПРД без начальной скорости и с начальной скоростью.

8.Напишите формулу координаты тела при РПД.

9.Как запишется формула, выражающая связь модуля перемещения тела сего скоростью?

Модуль 6. Графическое представление движения

1.Постройте и объясните график скорости ПРД с начальной и без начальной скорости.

2.Как по графику скорости равноускоренного движения можно определить ускорение и путь, пройденный телом в этом движении?

3. Объясните, как строится график зависимости координаты тела от времени при его «ускоренном» и «замедленном» движении, используя при этом мнемоническое правило для построения графиков движения.

4.Постройте и объясните график пути равноускоренного и равнозамедленного прямолинейного движения, используя при этом мнемоническое правило.

5.По заданному преподавателем графику скорости движения тела постройте графики зависимости ускорения, перемещения и пути тела от времени.

Модуль 7. Равномерное вращательное движение

1.Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении?

2.Что называют углом поворота радиуса окружности?

3.Чему равен угол между двумя радиусами окружности, длина дуги между которыми равна радиусу?

4.Что называют угловой скоростью и какая формула выражает смысл этого понятия?

5.Что называют линейной скоростью тела при его движении по окружности? Какая формула выражает смысл этого понятия?

6.Выведите формулу, выражающую зависимость между линейной и угловой скоростью.

7.Что называют периодом и частотой обращения? Как эти величины связаны между собой?

8.Напишите формулу, выражающую связь центростремительного ускорения с угловой и линейной скоростями, а также с периодом и частотой обращения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!