СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блистательное созвездие. Семейная игра-путешествие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов и их родителей по литературным сказкам.

Просмотр содержимого документа
«Блистательное созвездие. Семейная игра-путешествие»

Блистательное созвездие.

Семейная игра-путешествие


Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «звездам». Эти «звезды» составляют «созвездие», название которому- Сказки пушкинской поры. Это литературное созвездие не изучают астрономы. А мы вспомним хорошо знакомые вам имена- авторов наших звёзд. И сама яркая звезда- это сказки Пушкина. А.С.Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти 200 лет сказки Пушкина- любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы- вы прочтёте эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с вами всю жизнь.

Итак, начинаем наше путешествие. Посмотрите на рисунок: наверху нашего созвездия - Пушкин, поблизости- ещё четыре; это писатели и современники Пушкина.




Перед началом нашей игры мы разговаривали с вашими родителями, выяснили, какие сказки Пушкина вы любите особенно. Сейчас взрослые участники игры будут задавать вам вопросы, а вы- отвечать на них. В жюри водят дети и родители.


1-й участник:

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

Откуда этот отрывок? Так ли это было в сказке?

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»; в сказке из моря выходили 33 богатыря)


Вспомните полное название этой сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)


О каких чудесах говорится в сказке?

(Белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)



2-й участник:

В детстве маленькому Саше сказки рассказывала бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин записал со слов няни вот такую историю: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, говорят, тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»


В какой сказке использован этот сюжет?

(«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)


Какие волшебные предметы были в сказке?

(Зеркальце, яблоко)


3-й участник:

В начале нашего столетия появились книги, иллюстрации к которым делал замечательный русский художник Иван Билибин. Мы сейчас посмотрим некоторые рисунки к сказке Пушкина.

(Дети и родители вспоминают «Сказку о золотом петушке» по иллюстрациям. И. Билибина)


4-й участник:

А у меня загадка музыкальная. Прослушайте фрагмент спектакля и скажите, мотивы какой сказки лежат в его основе.

(«Сказки о попе и работнике его Балде»)


5-й участник: (в руках у него-куклы старика и старухи)

Старик:

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогую ценную откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море.


Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

(Сценку могут разыграть дети или ребёнок и взрослый)


Откуда этот отрывок?

(Из «Сказки о рыбаке и рыбке»)


Ведущий: А сейчас мы нашим взрослым тоже зададим вопросы.

Дети нарисовали рисунки по сказкам Пушкина, а вы определите, к каким именно сказкам сделаны эти рисунки.

(Показ рисунков)



Ведущий: Продолжаем наше путешествие. У нас есть ещё четыре звезды, и мы сейчас организуем четыре команды. Все присутствующие должны взять из коробки карточку с номером (карточки без номера- для болельщиков). Команды занимают места согласно номеру карточки.


(На столах стоят таблички с номерами и фамилиями звёзды; в каждой команде четыре человека.)


Внимание команда №1- Жуковский, остальные тоже слушают.


Чтец:

Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать
Гостьи, званные царем;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За прием благодаря,
Стали дочь его дарить:
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных...»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черед
И последняя идет;
Но еще она сказать
Не успела слова — глядь!
А незваная стоит

Над царевной и ворчит…


Что это за сказка?

(«Спящая царевна»)


Какие ещё сказки с таким сюжетом вы знаете?

(Ш. Перро. «Спящая красавица», Бр. Гримм. «Царевна-шиповник.)


Ведущий: Знал эти сказки и Жуковский?


Василий Андреевич Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.

С Пушкиным его связывали очень дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, часто собирались вместе. У них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский переводил с немецкого сказку братьев Гримм «Царевна- шиповник» и создал свой вариант: очень русский с элементами юмора.

А какие ещё сказки Жуковского вы знаете?

(«Кот в сапогах», «Сказка о Иване царевиче и Сером Волке», «Война мышей и лягушек».)


Ведущий: Близким другом А.С. Пушкина был Алексей Алексеевич Перовский, который подписывался под своими книгами- Антоний Погорельский. Внимание второй команде, внимание всем.

(Идёт сценка)


Король: Мне давно было известно, что ты добрый мальчик; но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду. Мой главный министр донёс мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.

Алёша: Когда?

Король: Третьего дня на дворе.

Вот тот, который обязан тебе жизнью.

Алёша: Господин король! Я не могу принять на свой счёт того, чего никогда не делал. Третьего дня я имел счастье избавить от смерти не министра вашего, а чёрную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца.

Король: Что ты говоришь? Мой министр- не курица, а заслуженный чиновник! Скажи мне, чего ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твоё требование.

Чернушка: Говори смело, Алёша!

Алёша: Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне не задавали.

Король: Не думал я, что ты такой ленивец. Но делать нечего: я должен исполнить своё обещание.

Ведущий: Как называется сказка?

(«Чёрная курица, или Подземные жители»)


Как король исполнил своё обещание?

(Дал волшебное семечко)


Помогло оно Алёше?

(Нет)


Эту сказку Перовский писал для своего любимого племянника Алёши Толстого- будущего знаменитого русского писателя Алексея Константиновича Толстого.

Своего героя Перовский называет Алёшей. Это в некотором роде воспоминания о своём не очень счастливом детстве. Как-то его отец разгневался по пустякам и отправил сына в закрытый пансион. Там Алёше Перовскому было очень грустно, и он даже совершил побег, не совсем удачный, и о конца дней прихрамывал. Помните, в сказке есть такие строчки: «Когда наставала суббота и все товарищи… спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг»

И хотя события сказки происходят во время детства Алёши Перовского- обращается автор к своему племяннику, словно предостерегая его от многих неправильных поступков.


Ведущий: Близким другом Пушкину и Жуковскому был Владимир Фёдорович Одоевский- писатель, педагог, учёный, сотрудник и издатель многих журналов, в том числе и для детей, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге.


Внимание команда №3.

(Идёт сценка)


Миша: Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?

Колокольчик: Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь.

Миша: Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живёте. Век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

Колокольчик: Динь-динь-динь! Уж нашел у нас веселье. Нет, Миша, плохо нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день, играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно.


Где находится этот замечательный городок?

(«Городок в табакерке».)


Какую еще вы знаете сказку Одоевского?

(«Мороз Иванович».)


«Мороз Иванович» - это своеобразное переложение русской народной сказки, а «Городок в табакерке» - городская сказка на современную тему для детей, мы бы сказали - познавательная сказка.

(Если есть возможность, покажите детям табакерку или музыкальную шкатулку.)


Ведущий: У нас осталась одна звездочка - Петр Павлович Ершов. Ершов с Пушкиным был едва знаком. Приехал из далекого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. показал её Пушкину. Не сохранились записи той беседы, но друзья говорили, что Пушкин сказал, прочтя сказку: ему, Пушкину, теперь уже можно не писать сказок - так ему понравилась та, что принес показать ему Ершов.

О какой сказке идёт речь?

(«Конёк-горбунок»)


Внимание команда №4.


Какие задания выполнял Иван?

(Ловил Жар - птицу, Царь - девицу, доставал кольцо, попутно освободил Кита и 30 кораблей, купался в котлах.)


Кто искал кольцо?

(Кит. Иван давал задания, искали осетры, Лещ писал указ, Сом его подписывал, Рак приложил печать; Дельфины искали Ерша, Ерш нашел сундучок, Сельди несли сундучок)


А теперь вопросы и задания для всех команд:

-Узнай героя по портрету.


И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не описать!

(Иван после купания.)


Это вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

А ножонка-то. ножонка!

Тьфу ты? Словно у цыпленка.

(Царь-девица.)


-Как Ершов описывает славного героя всех волшебных превращений - Конька-горбунка?

(Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами.)


-Это какой же величины был Конек-горбунок?

(Вершок - 4, 4см, аршин - 71 см.)

Ведущий: И опять мы возвращаемся к А.С.Пушкину. Давайте поиграем - взрослые прочтут несколько строчек из сказок, а дети назовут эти сказки, а может быть, и продолжат...

Вот и закончилось наше путешествие. Вы будете расти, знакомиться с другими произведениями Пушкина и с другими его современниками, а пока перечитайте его сказки.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!