СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блаженная исповедница матушка Анастасия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа посвящена блаженной матушке Анастасии. Она владела даром предсказания и исцеления. 

Просмотр содержимого документа
«Блаженная исповедница матушка Анастасия»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»










Исследовательская работа на тему:

«Блаженная исповедница матушка Анастасия».









Автор: студентка группы 1 «л»

Гаврилова Анастасия


Научный руководитель:

Наташенков Н.А.
















Вязьма 2017г










ПЛАН:


1) Народная духовность, связь времен.

2) Праведники и Блаженные в жизни России.

3) Размышления о силе влияния исповедницы Настеньки на общественную жизнь Вязьмы.

4) Глубокая православная вера и поучения Блаженной старицы.

5) Народная память и уроки потомков на будущее.

"1"

И снова наша Родина Россия находится на историческом перепутье.

После провала коммунистического эксперимента наши ученые мужи - политики, экономисты, социологи выстраивают новые концепции развития нашего общества. В своей деятельности они в первую очередь ориентируются на "положительный" опыт государств Запада. Уже более 25 лет пытаются реализовать социально - экономические модели, которые основываются на идеалах Протестантизма (рационализм и индивидуализм, конкуренция и выживание сильнейшего и т.п.). И, естественно, получают отрицательные результаты по всем параметрам. Это снижение общего уровня жизни, вымирание населения, коррупция, падение общественной морали и нравственности, экологическое невежество и т.д.

Проблем, стоящих перед нашим обществом столько, что просто кружится голова и неизвестно, с чего же начать возрождение нашей великой нации.

А, может быть, это наше очередное заблуждение, что основа нашего кризиса носит сугубо системный, чисто прагматический характер? Стоит лишь перестроить эту систему и наша духовная материальная жизнь будет благополучно налажена? Но как же, например, решить проблему тотальной коррупции среди чиновников? Повысить им зарплату в 10 или 100 раз, но, как известно, это ничего не меняет, ведь зарплата не является их основным источником существования... А что разве на Западе эта проблема уже решена? Или, например, вопрос о добросовестном отношении работника к своим обязанностям и чувство ответственности за результаты своего труда? Даже классический менеджмент утверждает, что ведущую роль здесь играет не столько материальное вознаграждение, сколько мораль, этика, нравственность. То есть это, скорее всего проблемы духовности, воспитания, образования, и самое главное - Веры. А может нам поможет многовековой опыт наших предков? Как удавалось нашему народу преодолевать великие тяготы и лишения после монголо-татарского ига XV - XVI века, "Смутного времени" XVII века, нашествия

Наполеона и других.

Помогал им Великая Вера в Бога, Иисуса Христа, его жертвенность во имя спасения человечества. И православная вера помогала нашему народу возрождать и обустраивать Русь как птицу Феникс из пепла (изображена на гербах Смоленска и Вязьмы). В начале восстанавливали храмы, приходы, развивается жизнь христианских общин, утверждается общественная мораль и нравственность, и лишь затем материальные преобразования. Вывод: Прочной основой, которая объединит наше общество, является наша Православная Вера, и только тогда мы сможем решить любые проблемы. Н.Ф.Федоров: "...Наше время отличается глубочайшим разрывом между детьми и отцами. Дети утратив связь с отцами, утратили и цель в жизни... при всяком ничтожном случае лишают себя ее... Они напрасно думают, что материальное улучшение жизни, наслаждения могут уменьшить число самоубийств... Христианство устраняет этот недостаток. И любовь братская может получить твердую основу только в воскрешении же ("памяти отцов"), ибо только оно объединяет каждое поколение в работе для общей цели.

Если наш род распался, и мы обратились в непомнящие родства народа и сословия и этот процесс распада продолжается внутри самих народов, сословий и отдельных обществ, то причину этого явления нужно искать в отсутствие, в недостатке прочной основы, т.е. общей работы; а иной высокой цели, естественной, невыдуманной, неискусственной, кроме воскрешения отцов, или восстановлении всеобщей любви нет и быть не может".

Можно приводить множество примеров как обустроить нашу жизнь, написать множество планов и диссертаций, но без прочной духовной основы и восстановления веры наших предков - Православия эту задачу не решить: "Человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению " абсолютному добру", т.е. Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства"- В.С. Соловьев.

Цель данной работы рассмотреть силу огромного духовного, морального, нравственного влияния праведников и исповедников на жизнь русского общества, на примере жития Блаженной Исповедницы Матушки Настеньки. Это связь блаженного, истинно верующего человека с Богом и его деяния - исцеление людей, ясновидение и предсказание, пророчества, укрепление веры и надежды на лучшее православных, истинно верующих в Бога людей.


"2"

Тяжелый и великий путь юродства Христа ради, то есть путь полного отрешения от всего земного, человеческого, путь постепенного восхождения от нищеты духа до готовности положить душу свою за други своя, считается одним из величайших подвигов христианского благочестия.

Ради Христа юродивые отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но также, часто, и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.

Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость, не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намекая, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия рада Царства Небесного.

Юродивые сознательно шли на всевозможные уничтожения и оскорбления. Этим они хотели распять в себе мать всех пороков людских - гордость житейскую и начальника гордость - Диавола.

Своим странным видом, странными поступками, резкими, а иногда и грубыми обличениями неправды и беззаконий людских они вызывали к себе насмешки, оскорбления, брань, побои. Но юродивые, взирая своими мысленными очами на великого безропотного Страдальца - Христа, все это сносили безропотно.

Первою по времени юродивою была святая Исидора, подвижница четвертого века, жившая в одном из монастырей Египта.

Из других юродивых Греческой Церкви известным преподобным Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, святой Андрей и другие.

С первых же годов принятия христианства на Святой Руси появились и юродствующие Христа ради. Первым из таких подвижником у нас на Руси был преподобный Иссаакий, чернец Киево-Печорской Лавры.

Полная отрешенность от мира и служения Христа ради юродивых исключительно только добру, правде и истине, их беспримерная смелость в обличении неправды сильных мира всего и готовность положить душу свою за други своя делали юродивых в глазах народа " людьми Божиими", людьми, живущими в Боге и для Бога.

И многочисленные случаи необычайной прозорливости, предсказание будущего, или чрезвычайные дары чудотворений у многих юродивых подтверждали справедливость этого взгляда.

Так, святой Андрей юродивый однажды удостоился необыкновенного видения Богоматери, с сонмом Ангелов, апостолов и святых, молящейся за мир христианский и покрывающей его своим омофором; в другой раз он удостоился зреть райские обители; он же предсказал одному грабителю, что тот ослепнет, если решится ограбить могилу. Грабитель не внял словам юродивого осквернил могилу и тот час же ослеп.

Василий Блаженный Московский, сидя в Москве на царском пиру, затушил пожар в Новгороде; спас, также оставаясь в Москве, персидских купцов, погибавших от бури в Каспийском море; ходил по водам.

Вот почему уже со времен первых христиан, как в Греции, так и особенно у нас, на Руси, многие из юродивых за свою благочестивую, подвижническую жизнь были причислены к лику святых; в их честь воздвигались храмы.

У нас, на Руси, Новгород славил Николаем Кочаново, Михаила Клопского, Псков - Николая Саллоса, Устюг - Прокопия и Иоанна, Ростов- Исидора, Москва- Василия Блаженного и Максима, Калуга - Лаврентия.

Юродивые были не только во времена Древней Руси. Множество юродивых было в 18 веке, 19 и даже 20 веке. Можно указать, например, на Фаддея - юродивого Петрозаводского, Алексея Стефановича - юродивого Ростовского Борисоглебского монастыря, Пелагею Ивановну- юродивую Дивеевскую, Антония Алексеевича- юродивого Задонского, Андрея - юродивого Мещовского, Домну Карповну, Ксению - юродивую Петербургскую и других. В Вязьме сохранились также воспоминания очевидцев о деяниях Блаженной Матушке Настеньки. О ней наше повествование.


"3"

Очень мало сведений сохранилось о раннем периоде жизни Анастасии.

Из воспоминаний уроженки деревни Минино Анны Петровны Петровой 1912 года рождения, место рождения Настеньки деревня Минино Великопольской волости Вяземского уезда. Ее родственник, живший в деревне Минино, говорил, что действительно в их родстве была такая Настя Филиппова. По другим сведениям в деревне Сизово встретили, еще до Великой Отечественной войны, двоюродную или троюродную сестру Настеньки, ей было лет 90. Она говорила, что: " Настенька с детства была такая " глупенькая. "Деревня Сизово находится недалеко от деревни Минино. Сейчас деревня Минино существует, а деревни Сизово нет.

Известно, что в километре от деревни Минино, недалеко от Касни, в березовом лесу был женский Новотроицкий монастырь, основанный отцом Павлом Троицким в 1898 году. Вместе с женой и матерью, он основал общину с приютом для сирот и детей арестантов. В начале XX века община насчитывала 115 сестер. Община представляла собой небольшой городок, состоящий из келий, богадельни, трапезной, храмов. Этот монастырь часто посещала Настенька, она очень любила отца Павла. В 1930 году Павел становиться архиепископом Вяземским, 3 декабря 1937 года он был расстрелян.

До войны Настю помнили в Касне, Минине и округе, она ходила, побиралась с матерью.

Если судить по свидетельству о смерти, Филиппова Анастасия Филипповна умерла 27 мая 1959 года в возрасте 117 лет, (по другим сведениям 140 лет) следовательно, дата ее рождения 1842 (1819) год.

Она была высокого роста, худая, волосы темные с сединой, лицо темное, глаза черные. Носила сарафан и рубаху с вышитыми рукавами. На голове платок, покрывающий верхнюю часть головы узелком сверху. Носила на груди Тихвинскую икону Божьей Матери. Через плечо носила два тяжелых узла. По рассказам старших, она появилась в Вязьме с начала века и целыми днями бродила по городу.

Годы ее жизни - это очень сложная, трагическая и противоречивая

историческая эпоха в истории нашей страны:

- отмена крепостного права

- революционное движение

- войны: первая, вторая мировая и другие

- большевистский переворот

- репрессии 30-х годов, уничтожение храмов

- гибель и отъезд за рубеж цвета нации (священников, интеллигенции, ученых...)

- экономические эксперименты, уничтожившие целые сословия.

Попытаемся систематизировать сведенья очевидцев о силе духовного влияния Настеньки на окружающее общество в период воинствующего атеизма:

1) Исцеление людей.

Описывается многочисленные факты и сообщения не только Вязьмичей, Смолян, но и жителей Москвы, Ленинграда и др.

Вот один из них:

Одна женщина из Старой деревни рассказывала, что у нее было кровотечение, и ей дали направление в больницу. Она зашла к Настеньке. Старица прикоснулась к животу женщины, помяла его, и сразу остановилось кровотечение, она почувствовала себя хорошо, не пошла в больницу и все обошлось.

- Излечила сына военного, крупного московского чиновника и многих других.

В доме Любови Маликовой, где жила Настенька всегда было множество людей, которые ожидали исцеления и помощи.


2) Ясновиденья и предсказания.

Ничего Настенька не говорила прямо, а все иносказательно, смысл чего человек должен был понять своим разумом.

Наиболее яркие примеры:

- В 1936 году в деревне Чертово Настенька указала место, где строить дом. Он, единственный в войну уцелел (из воспоминаний Новиковой Ольги Петровны).

- Предсказала смерть Ваученкову Сергею: «Иди шагом, не спеши, а то домой не вернешься». А вечером, шел Сергей с партийного собрания и попал под поезд.

- Одна женщина пришла к Настеньке в Старую деревню за советом. Подошла к дому, взялась за калитку двора, заполненного народом, блаженная сама выбежала на крыльцо и закричала, обращаясь к ней: "Уходи! Иди домой!" Бедная женщина, глотая слезы от стыда за прилюдное изгнание, всю дорогу назад бежала, собираясь дома нареветься всласть. А когда показалась ее деревня, увидела она над ней всполохи пожара. Горел дом ее соседа, промедли она у Настеньки, что было бы с ее домом и двумя оставшимися там малыми детьми.


3) Анастасия проповедовала этические и нравственные нормы: женщин, которые делали аборты, называла душегубками. Но и давала одновременно надежду им, призывая молится Богу:

Вот, например:

-У Котовой, она тогда врачом гинекологом работала, очень сильно болел живот. Она решила сходить к Настеньке, а та увидев ее и говорит: "Ну, что душегубка пришла, живот болит у тебя? Это щенята сосут твою кровь. Чтоб легче стало, тебе надо от старого торжица (базара) до Собора Троицкого на коленях ползти, да сажен через 20 останавливаться и по сотне поклонов делать, да молитвы читать".

Эта женщина смертельно заболела. По ночам она выполняла наставления Настеньки и излечилась.

Блаженная учила людей верить в бога и читать молитвы.

В 1950 году Настенька предсказала гибель мужчины. Когда к ней женщина и мужчина из «подмерной» организации, Настенька сразу же и сказала: "Гони, проса этого мужика, а то и нас побьют, зарежут". После его во время драки на стадионе убили ножом. А предсказание женщине: "А эта, немного шалапутная, но ничего.

В свой круг мы ее возьмем, она нам пригодится, Кириллицу нам читать будет. Потом как поплывет по речке, только волосы сивые развиваться будут". Мать думала, что утонет. Но она не утонула, а работала 35 лет на реке в гидрометеобюро и часто весной приходилось плавать на лодке. Хорошо знает Кириллицу, читает Псалтырь по умершим.


4) Старица Настенька оказывала помощь людям в вере и надежде на лучшее.

Вот один из примеров:

- Во время войны перед Сталинградской битвой, все в страхе, вдруг немцы за Волгу перейдут. Собрались к Насте, мать Настя, что же будет. Она говорит: "Просы, накрывайте стол, гостей больших угощать будем". Снимает со стен фотографии рассаживает их вокруг стола, называя их именами :Сталин, Рузвельт, Гитлер, Черчилль. Самовар ставьте, угощать станем гостей. "Оброчница" (женщин называла либо "оброчницами", либо "проса"- простая), товарищу Сталину подайте чаю и меду с вареньем и сахаром заслужил, товарищу Рузвельту подайте чаю с медком, заслужил, товарищу Черчиллю подайте чаю с сахаром, Гитлеру подайте чаю, взяла и перевернула чашку, а ... он напился, нет ему больше чаю.

Этими словами Анастасия предсказала победу в Сталинградской битве(а мы знаем, что тогда наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне и победа Красной Армии была неизбежна, речь так же шла о встрече руководителей СССР,США и Англии на Тегеранской конференции, на которой был решен вопрос об открытии второго фронта, что ускорило приближение победы.

В 1942 году немцы забрали Блаженную в комендатуру допрашивать. Там Настенька предсказала исход войны: Настенька сказала им принести красного и белого петуха. Те нашли петухов и принесли, она на белом петухе нарисовала сажей кресты и пустила их биться. Красный петух одолел белого: "Белым крестам, красных не победить".


5) Отношение старицы к окружающим людям:

Денег Настенька не брала. Приношение принимала не от всех, а что принимала, тут же и раздавала, оставляя себе самую малость. Имущества Настенька не имела, а все что имела, носила с собой. Нечестивых людей гнала прочь, грешникам давала возможность исправиться, каяться и читать молитвы о спасении. Порой ее предсказания были прямолинейны и резки (предсказание беременной женщине о рождении мертвого ребенка: "Возьму и задавлю...")

6) Влияние матери Настеньки не только на простых граждан, но и на "Кремлевских властителей".

Приведем один из аргументов:

Один из кремлевских властителей был болен и ни больницы, ни курорты не могли его вылечить. Ему посоветовали приехать в Вязьму. Настенька сказала, что давно бы нужно приехать, и она его вылечила. И, когда ее хоронили, данный правитель приехал и поставил за свой счет раковину и крест с фонарем.


"5"

В день похорон Настеньки над кладбищем парило множество птиц небесных, таким образом, прощаясь с Настенькой. Все хотели проститься с Блаженной, тянулись к гробу, чтобы хоть коснуться его рукой. Вот и слова Настеньки - берегите мой ящик, чтобы не перевернули в толпе, сбылись. Как сказано выше, несли ее гроб на руках (расстояние более 3 км), такое было скопление народа, что когда процессия повернула со старой Смоленской дороги к Екатерининскому кладбищу, то люди в конце шествия только входили на мост через реку Вязьма, это расстояние больше километра.

Духовное влияние Блаженной на вязьмичей так велико, что ее помнят и почитают до сих пор. Нет такого дня, чтобы кто-нибудь не приходил к Настеньке на могилку. Приходят с разными заботами житейскими или просто из любопытства, которое переходит в веру ( есть случаи исцеления и после смерти Матушки: «У Петровой М. В. было заболевание лицевого нерва. Много лечилась, но пользы не было. И ей посоветовали, побыть на могиле Матери Настеньки. Поскольку она ее знала раньше. Она к ней ходила после войны, спросить вернется ли ее муж домой. Настенька ей ответила, что муж твой вернется живой да жить то с тобой не будет. А ты еще долго будешь головой своей трясти. Вот она и долго мучилась. Лицевой нерв это болезнь не из приятных. И тогда она стала ходить к Насте на могилу в 60-х годах. Долго молилась, просила ее о помощи, брала песочек с могилы и протирала им свое лицо. А позже, даже внука лечила, когда он учился в Воронежском военном училище. У него ноги болели после травмы. Вот как надо молиться и верить в добро Блаженной».

Верят в святость Настеньки, что она по их молитвам удостоится общецерковного почитания - как великой подвижницы Христа ради юродивой Блаженной старицы.

Мы должны принять жизнь матери Анастасии, как свидетельство присутствия в нашем земном мире - мира невидимого и небесного.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



1) Материалы Вяземского Иоанно - Предтеченского женского монастыря.

2) Книга о святой Блаженной Ксении Петербургской Москва " Новая книга", "Ковчег", 2003 год

3) Сборник материалов Денисовой Л. Н. Воспоминания жителей села Старая Деревня.

4) Блаженная Анастасия Вяземская. (Жизнеописание по воспоминанием современников и очевидцев). Изд. Храма Святых Новомученников Российских г. Смоленск 1998 год

5) Святыми Дорогами Русской земли. Надпорожская О. С. Изд. "Нева" 2002 год.

6) "Поклон из Вязьмы" Альманах " Памятников Отечества" Можайск 1996 год.


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!