СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению  в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»»

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.



Тема: Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

Цель : на примере литературных образов сформировать у учащихся понятие о благородстве, чести, бескорыстной помощи, пробудить потребность оказывать помощь нуждающимся и творить добро.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: групповая работа.

Элементы технологии: « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приёмы: моё личное место, синквейн, кластер, элементы исследовательской работы.

Планируемые метопредметные результаты

Познавательные УУД

  1. Умение извлекать информацию из текста.

  2. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Умение слушать и понимать других.

  2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

  4. Умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции .

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Ход урока

Орг. момент.

Все расселись по местам , никому не тесно, по секрету вам скажу:

« Будет интересно!»

Сегодня урок буду вести у вас я и учитель русского языка и литературы.

Беседа ( погружение - вызов)

Звучит песня « Тимуровцы» ( выходят старшеклассники )

Инсценирование отрывка из книги « Тимур и его команда»

-Ребята, давайте к делу( расселись)

-В саду дома №34 по кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, они сломали 2 ветки и помяли клумбу.

-Чей дом?

-Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас тут бывший специалист по чужим садам и яблоням?

-Я .

- Кто это мог сделать ?

Это работал Мишка Квакин его помощник под названием

« Фигура».Яблоня –мичуринка, сорт «золотой налив,и, конечно,взята на выбор.

-Опять Квакин? У тебя с ним был разговор?

-Был?

-Ну и что же?

-Дал ему по шее два раза.

-А он?

Ну и он сунул мне раза два тоже.

- Ладно, с Квакиным мы разберёмся.

-В доме №54 по пушкарёвой коза пропала. Я иду, вижу-старуха девчонку колотит .Я кричу « Тётенька, бить не по закону .

Она говорит : «Коза пропала»

- Погоди! Чей дом?

-Дом красноармейца Павла Гурьева.

-Козу разыскать!

-В доме номер 22 девчонка плачет.

- Что же она плачет?

-Спрашивал- не говорит.

-Постой. Чей это дом?

Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

-Ладно…Это я сам . Вы к этому делу не касайтесь.

4.Беседа с классом(погружение в тему урока)

Ребята, каких героев вы увидели ?

-Кто они? ( Тимура и его друзей)

-Как они себя называют( команда)

-Почему их можно назвать командой? Какие дела они совершают?

( добрые, благородные, честные, бескорыстные)

-Так о чём мы сегодня будем с вами говорить? О каких поступках? Попробуйте сформулировать тему урока.

Благородство и честь в произведении А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара « Тимур и его команда».

Попробуем ответить на вопрос. Какую мысль хотел донести до нас автор?

На доске портрет Гайдара

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар.

В шинель походную одетый.

Биография Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало. В 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

Мы сегодня будем работать в группах. Дух соперничества поможет в этом. Самая дружная самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большое количество красных звёздочек. Работать будем по маршрутным листам .

Мы узнаем, какой путь (маршрут) совершили герои повести, почему эту книгу до сих пор читает уже наше поколение.

1.Библиографы

2.Наблюдатели

3.Собиратели

4Цитата

5Синквейн

6 Гомеостат



-Почему именно звёздочки?(отвыты детей)

Горожане знали, что если в левом углу дома горит пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.

-Ребята, все ли герои произведения вели себя также благородно как тимуровцы?

Инсценирование отрывка « Тимур и его команда»

 Здорово, комиссар! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?

– Здорово, атаман! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.

– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.

– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.

– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.

– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.

– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днем и ночью все вижу.

– Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.

– Ой, комиссар! Какой ты горячий! – растягивая слова, сказал Квакин. – Хватит, поговорили!

– Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур. – А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.



-Ребята, какие герои предстали перед нами? ( Тимур, Мишка Квакин)

-Если у этих героев что-то общее? Чем они различаются?

-Ребята, вы заметили, что в сценке двух героев нам встретились слова

( комиссар, атаман) Чем различаются эти слова?

Конкурс «Библиографы»

(Работа со словарями)

Учитель раздаёт конверты командам

1конверт( шайка, атаман)

2конверт( комиссар, команда)

Определите значение слов по словарю.

-К каким же героям можно отнести слова (шайка, атаман)?

-А слова комиссар и команда? (к тимуровцам)

-Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

Конкурс «Наблюдатели»

«Узнай героя по поступкам»

Работа с учебником.

- Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

(ребята находят в тексте, пишут и приклеивают (1 команда приклеивает на мешок с яблоками , 2 команда приклеивает на штурвальное колесо)




«Шайка атамана Квакина»

«Команда комиссара Тимура»

  • Курят

  • Выламывают доски из нового забора

  • Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»

  • Обтрясают яблони

  • Играют в карты «на тычка,», «на щелчка», и на «оживи покойника»

  • Позволяют себе «гнусные ругательства»

  • Берут послов Тимура в заложники, угрожая расправой


  • Помогают найти козу

  • Таскают воду старухе-молочнице

  • Складывают дрова в поленницу

  • Заступаются за Нюрку

  • Составляют ультиматум Квакину

  • Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец

  • Ловят банду Квакина

-Ребята можно ли по поступкам героев составить их портрет?

Конкурс «Собиратели»

Составление кластера, проекта ( собираем портрет героя)

Благородный, решительный, смелый, отзывчивый,

хулиган, трусливый, грубый, безответственный -Что же у вас получилось? - защита проекта- портрета

-Ребята, пыталась ли команда Тимура бороться с шайкой Квакина?

-Какое условие они им поставили?

Просмотр отрывка фильма « Тимур и его команда»



Это снаружи у стены стояли посланцы от команды Тимура. Штаб-трубач Коля Колокольчиков сжимал в руке медный блестящий горн, а босоногий суровый Гейка держал склеенный из оберточной бумаги пакет.

-- Это что же тут за цирк или комедия? -- перегибаясь через ограду, спросил паренек, которого звали Фигурой. -- Мишка! Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла!

-- Я тут, -- отозвался Квакин. -- Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик?

-- Возьми пакет, -- протягивая ультиматум, сказал Гейка. -- Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.

Обиженный тем, что его назвали хлюпиком, штаб-трубач Коля Колокольчиков вскинул горн и, раздувая щеки, яростно протрубил отбой. И, не сказав больше ни слова, под любопытными взглядами рассыпавшихся по ограде мальчишек оба парламентера с достоинством удалились.

-- Это что же такое? -- переворачивая пакет и оглядывая разинувших рты

ребят, спросил Квакин. -- Жили-жили, ни о чем не тужили... Вдруг... труба, гроза! Я, братцы, право, ничего не понимаю!..

Он разорвал пакет, и, не слезая с ограды, стал читать:

-- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину..." Это мне,

С полным титулом, по всей форме, "...и его, гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой..." Это тебе, -- с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. -- Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, -насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

-- Это такое международное слово. Бить будут, - объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.

-- А, так бы и писали! -- сказал Квакин. -- Читаю дальше. Пункт первый: "Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак - красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем..."

-- Ты посмотри, как, собаки, ругаются! -- мутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. -- "приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий".

-- То есть в каком смысле свободу? -- опять переспросил Квакин. – Мы их, кажется, пока никуда не запирали.

-- Это такое международное слово. Бить будут, -- опять объяснил бритоголовый Алешка.

-- А, тогда так бы и говорили! -- с досадой сказал Квакин. -- Жаль, что ушел Гейка; видно, он давно не плакал.

-- Он не заплачет, -- сказал бритоголовый, -- у него брат - матрос.

-- Ну?

-- У него и отец был матросом. Он не заплачет.

-- А тебе-то что?

-- А то, что у меня дядя матрос тоже.

-- Вот дурак - заладил! -рассердился Квакин. - То отец, то брат, то дядя. А что к чему - неизвестно. Отрасти, Алеша, волосы, а то тебе солнце напекло затылок. А ты что там мычишь, Фигура?

-- Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его компанию излупить, --коротко и угрюмо предложил обиженный ультиматумом Фигура.

На том и порешали.

Беседа с классом

-Ребята, что такое ультиматум? ( работа со словарями)

Как поняли значение этого слова шайка Квакина и команда Тимура?

(каждой команде выдаётся по цитате)



Работа с цитатой ( цитаты в конверте)

1. "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, --насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

- Это такое международное слово. Бить будут, -- объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.



2. Работы на сегодня было еще немало, но, главное, сейчас надо было составить и отослать Мишке Квакину ультиматум.

Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди.

Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но

в конце для вежливости полагается приписать: "Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении".

-Ребята, зачем же был нужен ультиматум ? Чего хотели добиться тимуровцы?

( ответы ребят)

-Как проявили себя тимуровцы и шайка Квакина

Составление синквейна

Ребята, составьте синквейн о Тимуре и Мишке?

Слушаем синквейны групп.

-Ребята, как вы думаете, почему именно Тимуровское движение , а не «Квакинское» существовало?

(Ответы детей).


Приём « Моё личное место»

Займите место рядом с героем


Тимур Мишка

- Ребята, почему вы заняли именно это место?(ответы детей)



На экране демонстрируются слайды с хрониками военных лет.

История тимуровского движения: В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух миллионов человек. Звание «Тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят, побуждало их к благородным патриотическим поступкам. Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

-Ребята, только ли во время войны люди нуждаются в помощи?

- Когда нужна помощь людям ? ( в трудную минуту)

-В наше время вы участвуйте в какой- то помощи?

(акция «Помоги собраться в школу», помощь инвалидам, ветеранам…)

-Дети, а как называется это движение сейчас? Тимуровское? (волонтёрское)

Волонтёрское движение - это прямое продолжение всех тимуровских дел, которым дал начало А.П. Гайдар

Исследовательская работа



-Ребята, давайте вернёмся в середину 20г. Прошлого столетия.

Я хочу, чтобы встретилось то поколение ( поколение пионеров) и ребята из нашего современного 21 века.

Ученики побеседовали с мамами, бабушками, прабабушками, кому довелось побывать пионером.

Узнали, что они раньше читали, какую помощь оказывали.

(выступление детей 4, 10 классов)

- Мы - дети 40 годов по нескольку раз перечитывали книги( Катаев «Сын полка», Гайдар « Военная тайна», «Тимур и его команда»

Нам задали вопрос. Читали ли мы книгу «Тимур и его команда», подражали ли мы Тимуру. Была ли эта книга любимой?



-Дорогие наши тимуровцы, ваше детство совпало с тяжёлым периодом в истории нашей Родины.

Война - самое страшное зло на земле. Нам, девчонкам и мальчишкам 21 века, выпало великое счастье - жить в мирное время. Но мы не забываем, какие страхи и испытания пришлось преодолеть нашему народу. Мы благодарны вам за помощь в трудное военное время. Вы достойный пример для подражания

- Да, мы читали книгу «Тимур и его команда»,она была любимой. Она учила добру и любви к Родине. Мы тоже оказывали помощь людям.

Мы, ваши ровесники, стараемся быть похожими на вас.

Ваша тимуровская работа нашла своё отражение в волонтёрском движении в нашей школе. Волонтёры навещают ветеранов ВОВ, оказывают помощь……..

-Мы верим, что книга «Тимур и его команда» не потеряет актуальность среди детей. Мы обещаем вам, что продолжим ваше дело. Будем вместе трудиться на благо Родины. И как сказа А.П. Гайдар: « Жить ясно и честно, достойным своей страны»

Упражнение « Гомеостат»

Возвращение к ключевому вопросу

-Какую же мысль хотел донести до нас автор? (ответы учащихся)



Подведение итогов

Выставление оценок

Дом.зад.

1.На выбор темы для сочинения:

  • Если бы я был тимуровцем…

  • Как я помогал людям.

2. Выучите наизусть тот отрывок из текста, который вам бы хотелось помнить всегда.

Объяснить свой выбор.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!