СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Благодарность за создание личной методической библиотеки в рамках проекта "Мультиурок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дается анализ произведения ,затрагиваются актуальные проблемы современности 

Просмотр содержимого документа
«Благодарность за создание личной методической библиотеки в рамках проекта "Мультиурок"»

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык » составлена на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №06-259).

Дидактические задачи урока следующие:

Закрепление знаний по теме «Имя существительное », развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти и речи, мышления. Развитие и совершенствование таких качеств личности как внимательность, аккуратность, ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коммуникативные умения.

В соответствии с ФГОС происходит формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная работа, в парах, чередуются виды деятельности студентов. Обсуждаемые во время урока вопросы имеют чётко выраженную конкретную смысловую и дидактическую направленность.

Занятие ориентировано на активизацию речевой деятельности и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на опыт студентов, устанавливаются внутри- и междисциплинарные связи, прослеживается тесная связь материала с жизненными потребностями, с актуальной проблемой.

На занятиях реализованы компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный подходы.

Цель урока – обобщить, систематизировать, углубить полученные знания в области грамматики по теме: «Имя существительное ».

В рамках заявленной темы и выбранного вида занятия прослеживается органичная связь между задачами обучения, развития и воспитания.

Действенный процесс занятия направлен на развитие устной речи и говорения, усиление интереса к изучаемому языку, воспитание культуры языкового общения, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов устной речи для успешного овладения знаниями.

Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

Весь процесс обучения урока направлен на развитие аналитического мышления, умения анализировать, практических умений и навыков.

На уроке используются традиционные и инновационные педагогические технологии: информационные технологии, игровые технологии, метод проекта.

Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов.

С целью погружения студентов в тему урока, актуализации и проверки знаний базовых понятий проводится устный опрос по ключевым вопросам.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей при изучении темы «Имя существительное».


































Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Нефтекамский многопрофильный колледж





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине :Русский язык по теме:

«Имя существительное – это хлеб языка»














Разработала: преподаватель

русского языка и литературы

Саманова А.Г.







Нефтекамск – 2018










Имя существительное – это хлеб языка


Л.Успенский.



Цель урока: повторение и систематизация  знаний  об имени существительном как о части речи.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед группой ,

Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;

Воспитательная: воспитывать  речевую грамотность в употреблении имен существительных

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

 Метод урока  словесный, частично-поисковый.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.

Вид : практикум

                                                  Ход урока 

I.Организационный момент

а) Проверить по журналу явку обучающихся 
б) Проверить готовность к уроку


 - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Прежде чем мы с вами приступим к основной части урока, я попрошу вас продолжить фразу «На уроках русского языка я .....» (например, на уроках русского языка я творю)

Так много всего интересного мы с вами делаем на уроках русского языка и литературы– учимся, совершаем открытия, творим, мыслим. И сегодня наш урок – не исключение. Мы так же будем творить, дружить и повторять я творю….

На ваше внимание предлагается стихотворение

Внимательно слушайте и ответьте на вопрос: О чем говорится в стихотворении «След»?



А ты? 
Входя в дома любые - 
И в серые, 
И в голубые, 
Всходя на лестницы крутые, 
В квартиры, светом залитые, 
Прислушиваясь к звону клавиш 
И на вопрос даря ответ, 
Скажи: 
Какой ты след оставишь? 
След, 
Чтобы вытерли паркет 
И посмотрели косо вслед, 
Или 
Незримый прочный след 
В чужой душе на много лет?

 

А теперь обратите ,пожалуйста ,внимание на выделенные слова.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?

- А кто правит этой страной?

- Почему ей дано такое право?

В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока:

«Имя существительное удивительная часть речи ».



в) Словарный диктант

- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать  это слово.

1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);

10) cамая низкая школьная отметка (eдиница);11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор); машина с большим ковшом (экскаватор)

- Что общего у всех слов?

(принадлежат к одной части речи)

 Сообщить тему и цель урока.

II. Актуализация знаний

-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное – это... часть речи.

2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы...

4. Существительное изменяется …

5. К непостоянным признакам существительного  относятся...

6.Все ли существительные  имеют формы единственного и множественного...

7. К постоянным признакам существительного  относятся…

8. К 1-му склонению относятся существительные …

Ко 2-му склонению относятся существительные …

К 3-му склонению относятся существительные …

9.Какие существительные  мы относим к существительным общего рода…

10.Существительное в предложении может быть...

III. Закрепление материала. Выполнение упражнений

1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.

В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри  липы, много зеленых и золотых огоньков.

2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:

Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.)деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.)детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.)ручища (конкр.).

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Игра « Четвертый лишний»

Общее: существительные с шипящей на конце

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глагол


Игра « Восстанови пословицу»

Дело – безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба

Дружба дружбой, а служба службой

Руки – скуки

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Шило – мешок

Шила в мешке не утаишь.

Родина –мать,умей за не постоять

Труд- рыбка

Без труда не выловишь и рыбку из пруда


Работа над текстом

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от  старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает.

        Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянноймиски. 

 У старикова сына был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то изщепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.

- Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.

 Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех порстарика за печь прятать, из деревянноймиски кормить.


(К.Д. Ушинский)

Задания к тексту:

  • Прочитайте текст.

  • Поставьте все существительные в нужную форму.

  • Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное».

(Тексты у обучающихся на столах)

 Сильно одряхлел дедушка, а прежде был  молодец____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука_______ и нога_________ дрожали у него от  старость_____________: несетложка______________  ко  рот___________ – и суп расплескивает.

      Не понравилось это сын_____  и  невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной  чашка_________. Задрожали  рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной  миска__________.

      У старикова сын был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на пол____________  и складывает что-то из щепочка__________________.

      - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытираяпосуда______________ полотенце_______________.

     Коробочка_________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь стятенька___________________,  я буду вас из деревянной  коробочка_______________ кормить.

      Переглянулись отец смать______________  и покраснели. Перестали с тех пора ___________ старик______________________ за печь прятать, из деревянной  миска__________ кормить.

4. Анализ лингвистического материала.

- Докажите, что это текст.

- Укажите средства связи между предложениями текста.

- Как вы считаете, это сказка или быль?  

- О чем этот текст? Чему  он учит, чему воспитывает?

Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия.
У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. - Все предложения связаны по смыслу и грамматически.

- Местоимения, словесные повторы.

- Быль.

- О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании.

На доске:

 К.Д.Ушинский. Дедушка.

 - Ребята, разделите страницу тетради на 3 части. Давайте вместе заполним  их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных.

 А) Склонение ИС.

1скл.

2 скл.

3 скл.

дедушка

молодец

мать

рука

рот

старость

невестка

суп

печь

чашка

дитя


щепочка

старик


коробочка

сынок


М. род

Ж. род

Ср. род

молодец

чашка

дитя

М. род

Ж. род

Ср. род

молодец

чашка

дитя

тятенька

старость

полотенце

суп

печь


Одушевл.

Неодуш.

мать

стол

отец

миска

сынок

коробочка

тятенька

пол

Преподаватель:

- А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных?

Студент:

- Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный  характер, она описывает  не единичный, а типичный случай, пример из жизни.

Преподаватель:

-  Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Студент:

Дедушка, сынок,  щепочек,  коробочка, тятенька,  дитятко

Преподаватель:

Эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные?

Студент:

Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.

Преподаватель:

- Какую еще категорию имени существительного мы не повторили?

Студент:

Категория числа, собственности-нарицательности  имен существительных.

Преподаватель:

А какие еще изученные вами  орфограммы есть в этом тексте?

Студент:

Правописание О-Е после шипящих: молодцом

(ударная позиция), полотенцем

(безударная позиция)

Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.

Обобщение знаний

( морфологический разбор)

Образец морфологического разбора имени существительного

 Над лугом летают весёлые стрекозы. 
Устный разбор

1. (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2. Начальная форма — луг.

3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5. В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом. 
Письменный разбор

1. (над) лугом — имя сущ.(что?).

2. Н.ф. — луг.

3.Пост.: нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

4.Непост.: Т.п., ед. ч.

5. Вт. член. Летает (где?) над лугом – обстоятельство

Рефлексия

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?




























Самоанализ урока.

Для того, чтобы повысить интерес к предмету и повысить мыслительную деятельность обучающихся, я применяю разнообразные формы работы: групповые, индивидуальные, решение познавательных задач, элементы тренинговых упражнений, уроки-игры, конкурсы.

  1. Тема урока, его место в системе других уроков.

Данный урок по теме «Имя существительное » является 1-м по счету уроком в системе уроков по изучаемой теме.

Тип урока – комбинированный.

2.Аргументация целей урока.

Структура урока соответствует цели и задачам урока, реализуя коммуникативно-когнитивный подход в обучении, характеризующийся тем, что приоритет отдается коммуникативной цели в обучении английскому языку. В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции. Постановка цели, которая соответствует реальным потребностям студентов, отбор содержания, отвечающего интересам и уровню психического и нравственного развития студентов данного возраста, выбор приемов и форм обучения, организация речевой деятельности студентов осуществляется исходя из коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам подростков

Основной целью данного урока является формирование грамматических навыков студентов и все этапы урока были подчинены этой цели и логично вытекают один из другого, каждый предыдущий этап подготавливает последующий.

Основной целью урока было развитие общих компетенций: способность к самоорганизации, саморегуляции, самостоятельности, целеустремленности, ответственности, способности к сотрудничеству.

Цели реализовались на различных этапах урока:

- целеполагание проходило совместно с обучающимися на основе репродуктивного, частично-поискового и исследовательского методов;

- актуализация – применение репродуктивного метода;

- работа по теме урока – исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный, а также самооценка, взаимооценка.

3. Характеристика методического замысла урока.

Для реализации поставленных целей урока я использовала на уроке такие формы обучения как групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

На уроке использовались – презентация, карточки – задания, раздаточный материал.

Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, я использую различные методы обучения – репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. На уроке обучающиеся отвечали на вопросы, воспроизводили основные понятия и определения, выполняли упражнения, тестовые задания, работали с картой по закреплению знаний, соответствующие по содержанию 2 и 3 уровням усвоения.

4. Тип и структура урока.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока соответствует типу и содержит:

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление знаний.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Данная структура выбрана с целями урока.

Совместное целеполагание и мотивация позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Для мотивации обучающихся я опиралась на субъектный опыт обучающихся. При целеполагании мы рассматривали слайды на экране и на основе репродуктивного и частично – поискового методов сформулировали цель урока.

5. Сочетание методов и приемов обучения на различных этапах урока.

Организованное в начале урока фронтальное повторение основных понятий на основе репродуктивного метода позволяет обучающимся не только воспроизвести информацию в виде определений, понятий, но и проанализировать, дополнить их.

Выбранные методы и формы полностью соответствуют целям, задачам и содержанию учебного процесса, так как создают условия для отработки и закрепления материла, которые моделируются в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.

Закрепление и совершенствование знаний и умений обучающихся организовано с помощью игры и устных заданий.

Привлечение обучающихся к подведению итогов урока, обсуждению допущенных ошибок и типичных затруднений усиливают мотивацию и повышают результативность урока, помогают обучающимся развивать речь рефлексией.

Личностными результатами данного урока являются: осознание английского языка как средства общения между людьми.

Урок построен в русле личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранным языкам, реализуя основные функции программы по иностранным языкам.

6. Результаты урока и выводы.

Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена обучающимися отлично. Поставленные задачи урока были реализованы, обучающиеся закрепили основные понятия и определения темы, новые слова и выражения. Студенты на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «преподаватель – студент».

На уроке была создана доброжелательная психологическая атмосфера, характеризующаяся взаимной заинтересованностью всех участников урока.

Все запланированные мной задачи и цели выполнены. Лексический материал был проработан и закреплен.

Уверена, что урок позволил решить поставленные задачи, обучающиеся закрепили основные понятия и определения темы, новые слова и выражения.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами ребята с интересом используют свои знания.



















































3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода: Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

4.Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

  1. дочь;

  2. плакса;

  3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

  1. метро;

  2. время;

  3. фанера.

  1. Именем существительными среднего рода является слово:

  1. кофе

  2. какао

  3. авеню

  1. Именем существительным мужского рода является слово:

  1. пенальти

  2. такси

  3. ателье

  1. К разносклоняемым относится группа существительных:

  1. море, поле, горе;

  2. племя, знамя, семя;

  3. марля, доля, воля.

  1. К третьему склонению относится имя существительное:

  1. сыч

  2. дочь

  3. плач

  1. Именем существительным общего рода является слово:

  1. плакса

  2. академия

  3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён  существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).                         

5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:

Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:

Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика:  в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.

7.*Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.

Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.

Больной пришел на прием к своему участковому врачу.

8.* Составьте синквейн по теме «Имя существительное»

1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 

VI. Домашнее задание (по выбору студента)

1. Выполнить упражнений  352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание.

2. Придумать синтаксическую сказку по теме урока.

3. Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость»

VI. Итоги урока

Критерии самооценки

1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5».  

Рефлексия

Задания составлены  на основе таксономии Б.Блума по уровням

1-й уровень. 
Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное – это... часть речи.

2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…

4. существительное изменяется …

5. К постоянным признакам существительного  относятся…

6. К непостоянным признакам существительного  относятся…

7. К 1-му склонению относятся существительный …

8. Ко 2- му склонению относятся существительный …

9. К 3-му склонению относятся существительный …

10. Существительное в предложении может быть…

2-й уровень 
Прочитайте материал §38 - 39 учебника, стр. 167 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов).

1. Какие существуют разряды существительных от характера значения?

2. Что значит «разносклоняемые существительные» ?

3. Какие существительные  мы относим к существительным общего рода?

4. Все ли существительные  имеют формы единственного и множественного числа?


3 уровень 

1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.

В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри  липы, много зеленых и золотых огоньков.

2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:

Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.)деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.)детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.)ручища (конкр.).

3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

4.Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

  1. дочь;

  2. плакса;

  3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

  1. метро;

  2. время;

  3. фанера.

  1. Именем существительными среднего рода является слово:

  1. кофе

  2. какао

  3. авеню

  1. Именем существительным мужского рода является слово:

  1. пенальти

  2. такси

  3. ателье

  1. К разносклоняемым относится группа существительных:

  1. море, поле, горе;

  2. племя, знамя, семя;

  3. марля, доля, воля.

  1. К третьему склонению относится имя существительное:

  1. сыч

  2. дочь

  3. плач

  1. Именем существительным общего рода является слово:

  1. плакса

  2. академия

  3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён  существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).                         

5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика:  в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.


4 уровень 

Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.

Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.

Больной пришел на прием к своему участковому врачу.

Составьте синквейн по теме «Имя существительное»

1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 
Выполнить упражнений  352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание (домашнее задание)


5 уровень 

Придумать синтаксическую сказку по теме урока. (домашнее задание)

6 уровень 

Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость» (домашнее задание1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!