СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бюджет семьи. Семейный бюджет

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Бюджет семьи»

Цель: сформировать понятия семейная экономика, «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассой книги семейного бюджета

Планируемые  учебные результаты

Предметные:  сформировать общее представление о  семейной  экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений

Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или  иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем

Просмотр содержимого документа
«Бюджет семьи. Семейный бюджет»

Класс 8

Тема: «Бюджет семьи»

Цель: сформировать понятия семейная экономика, «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассой книги семейного бюджета

Планируемые учебные результаты

Предметные: сформировать общее представление о семейной экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений

Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем

Место проведения урока: кабинет технологии.

Оснащение урока: презентация «Бюджет семьи», ПК, рабочая тетрадь

Формирование УУД: познавательные

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предме­там естественно-математического цикла в процессе подго­товки и осуществления технологических процессов для обо­снования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании техно­логий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организаци­онных и технико-технологических задач; овладение элемен­тами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической куль­туре производства;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

? Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

? Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности.

? Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

3. Объяснение нового материала

Семейная экономика

Семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, об­щении, признании и т. п.

С одной стороны, именно в рамках семьи осуществляется удов­летворение насущных потребностей человека, с другой — эти по­требности определяют и направляют развитие экономики.

Например, рост спроса на бытовые электроприборы не только стимулирует производство этих приборов, но требует также и увели­чения выработки электроэнергии.

Таким образом, выполняемая семьёй экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов1. (это запасы, средства для выполнения какой-либо деятельности, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.)

Разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организо­вать семейный труд, рассчитать расход денег и времени нам помога­ет семейная экономика — наука, изучающая закономерности эконо­мической жизни семьи.

Чтобы экономическая жизнь семьи была эффективной, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её до­ходами.

Ваши родители работают и содержат семью. Расходы на удовлет­ворение ваших потребностей занимают значительное место в се­мейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, до­полнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.

Но если раньше доходы родителей были единственным источни­ком в семье, то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок при условии, что работа не наносит ущерба учёбе.

Источниками доходов школьников, кроме карманных денег от родителей, могут быть:

  • индивидуальная трудовая деятельность (например, декоративно-прикладное творчество и т. д.);

  • коммерческая деятельность (например, продажа пирожков, газет, журналов и т. д.);

  • оказание услуг (например, присмотр за ребёнком в отсут­ствие его родителей, помощь пенсионе рам и инвалидам и т. д.).

Структура расходов и доходов в бюджете семьи должна быть чет­ко определена, необходимо ясно понимать, каковы источники доходов и какие есть статьи расходов.

Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходом за определённый период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

Расход — это затраты на питание, одежду, транспорт, на изго­товление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделии или оплату услуг, накопление средств для покупки дорогостоящих товаров и т. д.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудности к том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

На рисунке 1 представлены возможные составляющие семейного бюджета — источники дохода и статьи расхода. И хотя схема не отражает реальной бюджетной ситуации конкретной семьи, вы мо­жете воспользоваться ею при составлении собственного семейного бюджета.

Семейный бюджет

Доходы семьи

Расходы семьи

Заработная плата членов семьи.

Доходы от предприниматель­ской деятельности.

Пенсии, стипендии, пособия.

Доход от приусадебного хозяйства.

Доходы из других источников (доходы от ценных бумаг, дохо­ды от сдачи недвижимости1 и других средств в аренду, вы­платы и льготы от обществен­ных организаций и др.)

Обязательные платёжные сбо­ры (налоги, оплата жилья и др.).

Расходы на питание.

Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода).

Расходы на культурные потреб­ности (кино, театр, музей).

Расходы на транспорт и связь (сотовая связь, Интернет).

Накопления, сбережения

Рис.1. Составляющие семейного бюджета

Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально ис­пользовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребно­стей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалте­рии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших ро­дителей.

Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуще­ствить или запланировать на какой-либо период, в течение которо­го они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов пи­тания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, опла­ту услуг страховых компаний, проездного билета и т. д.

Переменные расходы включают в себя периодические (цикли­ческие и сезонные) и непредвиденные расходы.

К циклическим расходам относится покупка предметов различ­ного срока пользования (мебель, верхняя одежда, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явле­ниями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т. п.).

Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто свя­занные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бы­товой техники и др.).

Можно выделить и единовременные расходы. Это приобрете­ние произведений искусства, украшений и т, д.

Денежные расходы семьи принято делить на три основные груп­пы: налоги и другие обязательные платежи; личное потребление; де­нежные накопления и сбережения.

Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и коопе­ративные организации, например в жилищно-строительный коопе­ратив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, элек­троэнергии, телефона, радио, Интернета и т. д.), транспортные рас­ходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплат­ного образования (кружки, секции).

Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13 % от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.

Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой со­вершеннолетний гражданин.

Условия, при которых даётся кредит:

  1. платёжеспособность (способность уплатить проценты за пользование кредитом);

  2. срочность (возврат денег в точно назначенный срок);

3) возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учётом процентов).

Страхование. По мере роста благосостояния семьи возрастают расходы на страхование имущества, здоровья и т. д. В Советском Со­юзе государство брало на себя основные расходы по жизнеобеспече­нию человека и люди обыкновенно не задумывались о необходимо­сти страхования имущества. В настоящее время, когда многие семьи живут в собственных домах, купленных или приватизированных квартирах, для всех становится ясным, что нужно застраховать своё имущество от возможных случаев его повреждения или потери в ре­зультате пожара, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств.

Спектр услуг, предоставляемых страховыми компаниями, очень широк, и каждая семья может выбрать то, что нужно именно ей, ис­ходя из возможностей своего бюджета. Следует отметить, что расхо­ды на страхование жизни, здоровья и имущества сегодня составляют заметную долю расходной части бюджета семьи.

Коммунальные платежи

К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, Интернет и др.

Плата за отопление. Расходы на отопление — самая крупная статья коммунальных платежей. Тепловая энергия в быту в основ­ном идёт на отопление помещения (около 70 %) и на подогрев во­ды для бытовых нужд (около 30 %). Однако часть потреблённой теп­ловой энергии мы теряем.

Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту, нужно:

  1. утеплить окна и двери, особенно балкон;

  2. рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от радиатора отопления;

  3. содержать радиаторы отопления открытыми.

Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.

Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В на­шей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сум­му платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража — площади квартиры. В новых домах устанавливаются специальные приборы для измерения расхода горя-

чей и холодной воды. Как показывает практика, это приводит к значительному уменьшению потребления воды жителями домов.

Оплата радиоточки производится по одинаковому для всех тарифу.

Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактиче­ского количества израсходованной энергии. Для её расчёта находит­ся разница между текущим показанием счётчика электрической энергии и его показанием на момент предыдущего платежа, затем эта разница умножается на стоимость одного киловатт-часа1.

В настоящее время в домах устанавливаются счётчики, которые позволяют измерять расход электроэнергии отдельно в дневное и ночное время. «Ночная» электроэнергия стоит дешевле, чем «дневная», что стимулирует семьи к снижению расхода электроэнергии днём и увеличению расхода ночью. Всё это приводит к более равномерной нагрузке на электрические сети и снижает риск их отключения из-за перегрузки.

Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчётным книжкам или квитанциям оплаты, а также через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.

Планирование расходов семьи

Значительную часть расходной статьи бюджета семьи составляют расходы на питание.

Пища — одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности и долголетия. Здоровый режим пита­ния и правильный рацион — это также предмет домашней экономи­ки, ведь от них зависит здоровье, а значит, и трудоспособность чле­нов семьи. Кроме того, расходы на питание, составляющие у многих семей значительную часть (примерно 40 %) семейного бюджет, также зависят от продуманности подходов к этому вопросу. Питание должно быть сбалансированным, рациональным, то есть отвечать, определённым требованиям, таким как регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество.

Расходы на питание в значительной степени зависят от принято го режима питания, то есть установленного по времени, структуре, объёму и калорийности порядка приёма пищи. Наиболее рациональным медики считают трёх- или четырёхразовое питание.

Где хранить сбережения

Для покупки товаров длительного пользования, которые приоб­ретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтом бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Где же хранить накоплен­ные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно, они постоянно должны работать — приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в сберегательном банке. Вложен­ная сумма при этом возрастает на величину процента, который вы­плачивает банк владельцу денег. Сбережения можно вложить также в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий из драгоценных метал­лов, предметов антиквариата, произведений искусства. Прибыль­ным и стабильным способом хранения средств является покупка ста­ринных монет и марок. Цены на эти предметы растут с каждым днём. Однако следует иметь в виду, что денежные средства, находя­щиеся на личном счёте в банке, можно получить в любой момент, а перевод ювелирных изделий и других видов собственности в де­нежный эквивалент без значительной потери их стоимости может занять длительное время.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни и покупка страховых накопительных полисов.

Одним из самых надёжных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости, цены на кото­рую растут более высокими темпами, чем инфляция. Однако приоб­ретение недвижимости сопровождается новыми расходами: на вы­плату налогов, на содержание недвижимости и её страхование.

Как уже отмечалось, сбережения в семье возможны только при обдуманном планировании семейного бюджета (рис. 2).

Кроме семейного, существует также и личный бюджет каждого члена семьи. Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на сладости, кино, кафе, дискотеки, концерты, оплату услуг связи и т. д.?

Как в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно долж­ны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные инте­ресы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконстру­ирование и т. д.), непредвиденные расходы.

У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правиль­но распределять свой бюджет, согласовав его с общим — семейным.

Приобретение произведений искусств

Покупка недвижимости

Покупка вещей длительного пользования

Вклады в банке

Накопления и сбережения

Покупка металлов

Коллекционирование

Хранение наличных денег

Накопительное страхование

Приобретение валюты



Рис. 2 Способы сбережения денежных средств семьи

Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять следующие обязательные условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.

Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в кото­рой будут отражены все поступления средств и их расходование. От­неситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными.

  1. Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите да­ту. Разделите страницу на две части: доход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходной части может быть самым разным.

  2. Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более под­робными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от суммы доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошель­ке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите воз­можности накоплений, проанализируйте ошибки (табл. 1).

Анализ учётной книги позволяет, во-первых, узнать, на что по­трачены деньги; во-вторых, определить, на каких расходах можно экономить; в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

Расчеты можно вести на компьютере, пользуясь программами Мicrosoft Offic, с помощью электронных таблиц Ехсе1.

Таблица 1

Вариант ведения учётной книги школьника


Источник дохода

Доход, руб

Наименова­ние покупки

дата

Расход средств по счетам, руб.

1. От

родителей

500

Обед в школь­ной столовой


1

2

3

4

5

6

7

8









60





160



2. Оказание

60

Услуги связи,








30


услуг


Интернет










3. Другие

30

Ручка



30







источники












Итого

590



60

30




160

30


за месяц












Примечание. Счета: 1 — питание вне дома; 2 — канцтовары; 3 — книги; 4 — коллекционирование; 5 — кино, театр, дискотеки; 6 — спортивные секции и инвентарь; 7 — оплата мобильной связи; 8 — подарки. (Цены условные.)


  1. Лабораторно-практическая работа № 1

Бюджет семьи

  1. Рассчитайте затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей (одежда, обувь, учебники, канцелярские товары и др.).

  2. Составьте список расходов вашей семьи за месяц, год. Попробуйте разделить их на постоянные, циклические, сезонные и единовременные.


Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.


А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор - отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща - мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же - компьютер


  1. Физминутка

  2. Практическая часть

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав семьи" (Приложение 2)

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление "Кассовой книги" (Приложение 3)

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)

4.Оформить титульный лист "Кассовой книги". (Приложение 7)

Работа в текстовом редакторе.

Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера - процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.

Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.


  1. Рефлексия. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему. Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не продашь".

Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!