СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биосфера. Круговорот веществ. Цепи питания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лист для самостоятельной подготовки уч-ся: содержит новый материал, ссылки, задания

Просмотр содержимого документа
«Биосфера. Круговорот веществ. Цепи питания»

Биосфера. Круговорот веществ

П 46

Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой. Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере.

Эдуард Зюсс (20 августа 1831— 26 апреля 1914)

http://www.piplz.ru/page.php?id=1666

Владимир Иванович Вернадский

28 февраля [12 марта] 1863 — 6 января 1945


https://www.youtube.com/watch?v=ksWIMyFKVL0

По Вернадскому Биосфера - это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов (запишем термин в тетрадь)

Задание: о каком веществе говорится в каждом круге

Ответ:

ГРАНИЦЫ Биосферы

Укажите, что является ограничивающим фактором появления организмов выше 20 км в атмосфере, 3,5 – 7 км в литосфере и есть ли нижняя граница жизни в гидросфере?

Вспомним: уровни организации живых организмов. Расположите их в правильном порядке, указав в тетради последовательность цифр (начиная с наименьшего уровня)

Ответ: 724316859


Занимаясь созданной им наукой биохимией, изучающей распределение химических элементов по поверхности планеты, В.И. Вернадский пришел к выводу, что нет практически ни одного элемента из таблицы Менделеева, который не включался бы в живое вещество. Он сформулировал три важных биогеохимических принципа:

  • Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к своему максимальному проявлению. Этот принцип в наши человеком дни нарушен.

  • Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, происходит в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов.

  • Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей его средой, создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией Солнца. Вследствие нарушения двух первых принципов космические воздействия из поддерживающих биосферу могут превратиться в разрушающие ее факторы.


П47

https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=ABKoPRdlBwc&feature=emb_logo

Круговорот веществ — это циклический переход вещества и энергии между разными организмами и средой. Благодаря этому вещества постоянно возобновляется.

Циркуляция химических элементов в биосфере называется биогеохимическими циклами. Они осуществляют круговорот необходимых для жизни питательных веществ, которые называют биогенными элементами. То есть элементами, которые дают жизнь.

Некоторые из этих элементов крайне необходимы для существования их называют макротрофные вещества. Эти вещества составляют химическую основу тканей живых организмов.

Микротрофные вещества играют также большую роль для жизни организмов, однако не такую значительную как макротрофные.


Задание: начертите в тетради схему круговорота элемента (по выбору)


Цепи питания

П 48

https://www.youtube.com/watch?v=9R5nMvkZrC8



  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),

  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)

  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)

  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)

  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

Пастбищные цепи (цепи выедания) – начинаются с продуцентов

Детритные цепи (цепи разложения) – начинаются с детритофагов (разрушители органики)

Задание: записать одну цепь выедания и разложения.


Р. Линдеман (1942) сформулировал закон пирамиды энергий, или правило 10%: с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой, более высокий ее уровень (по «лестнице» продуцент — консумент — редуцент), в среднем около 10% энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды

ИЛИ

Правило экологической пирамиды - закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую.

Экологическая пирамида


Закрепление:

1. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли. (3 лисы, 3000 кг)

2. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма. (800)

3. Какое количество планктона в кг необходимо, чтобы в водоеме выросла щука массой 10 кг (Решение:

Продуцент –планктон (10кг *10)*10

Консумент 1 - плотва (10кг *10)

Консумент 2 –щука 10 кг.

Масса планктона (10кг *10)*10 =1000кг

Ответ : масса планктона 1000кг)


4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись. (4,1,7,2,6,3,5,8,9)


Домашнее задание п46-49




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!