Биология, 9 класс
Тема «Основы учения о биосфере. Биосфера и человек. Ноосфера»
Урок–практикум по теме «Биосфера – глобальная экосистема»
Источники для работы : 1. Учебник: раздел 5, стр. 215; глава 17, стр. 216;
§ 46 - § 47 стр. 216 – 225; глава 18, стр. 268 – 269; § 54 - § 56 стр. 269 – 283.
2. Дополнительный материал (схемы).
Задание 1. Заполните таблицу по теме «Состав и функции биосферы».
Признаки характеристики
1. Сущность понятия « биосфера ».
Характеристика биосферы
2. Кому принадлежит первое представление о «биосфере».
Первое представление о биосфере как «области жизни» принадлежит
3. Кто предложил термин «биосфера», в каком году .
4. Основоположник учения о биосфере.
Ж. Б. Ламарку .
Австрийский ученый Эдуард Зюсс , в 1875 году .
5. Элементарная структура биосферы (оболочки Земли, входящие в состав биосферы).
1.
7. Где проходит верхняя граница биосферы.
6. Основные вещества (компоненты) биосферы, их характеристика.
1.
2.
8. Где проходит нижняя граница биосферы.
3.
2.
9. Условия, определяющие:
3.
10. Самая населенная часть биосферы.
4.
а) верхнюю границу биосферы б) нижнюю границу биосферы
а)
11. Сущность понятия « биомасса »
б)
12. Виды биомассы.
- Биомасса поверхности суши.
- Биомасса мирового океана.
- Биомасса почвы.
Непрерывно происходящий в
13. Специфическая черта биосферы.
биосфере круговорот веществ , регулируемый деятельностью живых организмов.
!!! Круговорот веществ определяет устойчивость биосферы .
14. Основной источник для поддержания жизни в биосфере.
Энергия Солнца .
а) выделение и поглощение кислорода и углекислого газа,
16. Основные виды (6) круговорота веществ в природе.
восстановление азота;
17. Ноосфера :
а) сущность понятия;
15. Функции живого вещества, их характеристика:
б) накопление организмами химических элементов, рассеянных во внешней среде; в) окисление и восстановление веществ в ходе фотосинтеза и энергетического обмена ;
а)
18. Примеры последствий хозяйственной
б)
г) реализуется в процессе обмена веществ;
деятельности человека для окружающей среды или основные экологические проблемы современности.
19. Виды животных, навсегда исчезнувшие на Земле.
а) газовая;
б) кем введено понятие; в) в каком году
в)
д) связана с использованием и
б) концентрационная;
преобразованием энергии.
в) окислительно-восстановительная; г) биохимическая;
д) энергетическая
Задание 2. Используя материал учебника § 54 стр. 269 – 272, заполните схему
« Классификация природных ресурсов »
Задание 3. Раскройте значение следующих понятий: биосферный заповедник , заповедник , национальный парк , заказник , памятник природы .