СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 9 класс. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение морфологического критерия вида

Просмотр содержимого документа
«Биология 9 класс. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида».»

3. Биология 9 класс. Лабораторная работа № 4 
«Изучение морфологического критерия вида».


Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.


Оборудование: изображения растений, занесённых в Красную книгу Пензенской области.


Задание: Рассмотрите растения двух видов, занесённых в красную книгу Пензенской области, запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е.  опишите особенности их внешнего строения  (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия растений?

Методические рекомендации:

  1. Строение стебля.

Тип стебля: травянистый, деревянистый.

По направлению роста стебля: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие.

  1. Строение листа.

Листья простые или сложные.

Тип строения листа: черешковый, сидячий.

Жилкование листовой пластинки: параллельное, дуговое, сетчатое.

Форма края листовой пластинки: цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый.

  1. Строение цветка.

Околоцветник: двойной (имеется чашечка и венчик), простой (нет чашелистиков).

Цветки: правильные (лепестки околоцветника располагаются так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии), неправильные (цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии)

Цветки обоеполые  (имеется в цветке  и тычинка и пестик) или раздельнополые

( одни цветки имеют только пестик, а другие только тычинки)

  1. Соцветия.

Кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метелка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток)

  1. Плоды.

Простой (н-р пшеница)  или сборный (н-р малина).

По количеству семян: многосемянные, односемянные.

По  количеству воды в составе околоплодника: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина, померанец); костянковидные (костянка, многокостянка); ореховидные (орех, желудь, семянка, зерновка); коробочковидные ( боб,стручок, коробочки).

  1. Корень.

У двудольных – стержневая корневая система (хорошо развит главный корень), у однодольных – мочковатая корневая система (все корни одинаковы).

Вывод:

  1. Какой критерий называется морфологическим?

  2. По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

  3. Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

  4. Что такое вид.




Приложение.

Вариант 1.




В ариант 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!