СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологические ритмы как признак живой системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассматриваются особенности биологических ритмов живых организмов. В практической части проекта проверяется гипотеза о влиянии лунных ритмов на состояние человека и составляется компьютерная модель состояния человека на период времени

Просмотр содержимого документа
«Биологические ритмы как признак живой системы»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МАОУ «Школа №58» КГО













Биологический ритм как признак живой системы











Исполнитель: Максимова Анжела

ученица 9 класса

МАОУ «Школа№58» КГО

Руководитель: Булатова Валентина

Андреевна, учитель биологии.

















Камышлов 2020



Паспорт проекта

Название

Биологический ритм как признак живой системы

Руководитель

Булатова Валентина Андреевна

Тип

Теоретический проект

Основная учебная дисциплина

Биология

Дополнительная дисциплина

Информатика

Объект исследования

Биологические ритмы живых организмов

Предмет исследования

Биологические ритмы человека

Цель

Использование информации о биоритмах человека для повышения его результатов

Задачи

1.Изучить источники информации по

выбранной теме.

2. Обобщить информацию о биологических ритмах живых организмов.

3.Провести исследования ритмов жизнедеятельности человека

4.Смоделировать состояния человека на определенный период времени.

5. Представить результаты работы в виде презентации.

Проблема

Недостаточный объем материала учебника для получения более полной информации о биологических ритмах, как одном из признаков биологической системы

Гипотеза

Если знать свои биологические ритмы, то можно повысить результативность выполняемой работы

Предполагаемый результат

Исследование биологических ритмов человека

Предполагаемый продукт

Презентация

Необходимое оборудование

Интернет-ресурсы, компьютерная программа

Состав проектной группы

Максимова Анжела, ученица 9 класса



Содержание:


Введение………………………………………………………………4

1.Биологический ритм как признак живой системы

1.1.Понятие биологического ритма.…………………………………5

1.2.Высокочастотные биоритмы……………………………………..6

1.3.Околосуточные и суточные биоритмы…………………………..6

1.4. Лунные ритмы………………………………………………….....7

1.5.Годовые биоритмы………………………………………………...8

2. Ритмические процессы организма человека

2.1.Описание биоритмов человека…………………………………..10

2.2.Исследование индивидуальных биоритмов

2.2.1.Исследование биоритмов и лунной активности………….......15

2.2.2.Моделирование биологических процессов……………………20

Заключение……………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………......................24

Приложение……………………………………………………………25
























Введение:

Все живые организмы подчиняются определенному распорядку. Этот распорядок определяет интенсивность и характер процессов жизнедеятельности в организме. Это явление имеет название – ритмичность. В его основе лежат различные биологические ритмы. Ритмичность-свойство характерное для всех живых организмов, проявляющееся в периодически повторяющихся изменениях интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем. Изучение ритмичности организмов необходимо для того, чтобы получать лучший результат деятельности, учитывая повторяющиеся процессы организма.

Проблема: Недостаточный объем материала учебника для получения более полной информации о биологических ритмах, как одном из признаков биологической системы.

Цель: Использование информации о биоритмах человека для повышения его результатов.

Задачи:

1.Изучить источники информации по выбранной теме.

2. Обобщить информацию о биологических ритмах живых организмов.

3.Провести исследования ритмов жизнедеятельности человека.

4.Смоделировать состояния человека на определенный период времени.

5. Представить результаты работы в виде презентации.

Объект: Биологические ритмы живых организмов

Предмет: Биологические ритмы человека

Гипотеза: Если знать свои биологические ритмы, то можно повысить результативность выполняемой работы

Предполагаемый результат: Исследование биологических ритмов человека.

Методы работы: работа с источниками Интернета, эксперимент, анализ и сравнение данных наблюдения, моделирование.

1.Биологический ритм как признак живой системы

1.1.Понятие биологического ритма.

Биологические ритмы — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах. Ритмы существуют у всех живых организмов, даже у одноклеточных. Но у вирусов и бактерий ритмов нет.

Ритмы, задаваемые внутренними «часами» называются эндогенными, в отличие от экзогенных, которые регулируются внешними факторами. Большинство биологических ритмов являются смешанными, т. е. частично эндогенными и частично экзогенными.

Биоритмы подразделяют на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы дыхания, биения сердца и артериального давления. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относят суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым изменениям условий существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Большинство ритмов формируются в процессе индивидуального развития (онтогенеза).

Биологические ритмы реализуются в тесном взаимодействии с окружающей средой и отражают особенности приспособления организма к циклично изменяющимся факторам этой среды. Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около года), вращение Земли вокруг своей оси (с периодом около 24 ч), вращение Луны вокруг Земли (с периодом около 28 дней) приводят к колебаниям освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля, служат своеобразными указателями, или датчиками, времени для «биологических часов».

Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.

1.2.Высокочастотные биоритмы

Биологические ритмы имеют большие различия по частотам или периодам. Выделяют группу так называемых высокочастотных биологических ритмов, периоды колебаний которых находятся в пределах от доли секунды до получаса. Примерами могут служить колебания биоэлектрической активности головного мозга, сердца, мышц, других органов и тканей. Регистрируя их с помощью специальной аппаратуры, получают ценную информацию о физиологических механизмах деятельности этих органов, которая используется также для диагностики заболеваний. К этой же группе можно отнести ритм дыхания.

1.3. Околосуточные и суточные биоритмы

Биологические ритмы с периодом 20-28 ч называются циркадианным или околосуточными, например, периодические колебания на протяжении суток температуры тела, частоты пульса, артериального давления, работоспособности человека и др.

Циркадианные ритмы высокочувствительны к действию различных отрицательных факторов, и нарушение слаженной работы системы, порождающей эти ритмы, служит одним из первых симптомов заболевания организма. Установлены циркадианные колебания более 300 физиологических функций организма человека. Все эти процессы согласованы во времени.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности. Основной причиной суточных колебаний физиологических функций в организме человека являются периодические изменения возбудимости нервной системы, угнетающей или стимулирующей обмен веществ. В результате изменения обмена веществ и возникают изменения различных физиологических функций.

Биологические процессы с циркадианной периодичностью весьма разнообразны. Например:

Растения, в отличие от людей, соблюдают заложенные биологические ритмы очень точно, что обеспечивает им правильное развитие и экономию энергии.

У высших растений в циркадианном ритме протекают различные метаболические процессы, в частности фотосинтез и дыхание. У черенков лимона с 24-часовой периодичностью колеблется интенсивность транспирации. Особенно наглядные примеры – ежесуточные движения листьев и раскрывания-закрывания цветков.

Многие виды светящихся грибов усиливают и ослабляют свое свечение каждые 24 часа, даже если искусственно держать их при постоянном свете или в полной темноте.

1.4. Лунные ритмы

У прибрежных морских животных часто наблюдаются приливные- лунные ритмы, т.е. периодические изменения активности, синхронизированные с подъемом и спадом воды. Приливы обусловлены лунным притяжением, и в большинстве регионов планеты происходит два прилива и два отлива в течение лунных суток (периода времени между двумя последовательными восходами Луны.) Поскольку Луна движется вокруг Земли в том же направлении, что и наша планета вокруг собственной оси, лунные сутки примерно на 50 минут длиннее солнечных, т.е. приливы наступают каждые 12,4 часа. Такой же период у приливных ритмов. Например, рак-отшельник прячется от света в отлив и выходит из тени в прилив; с наступлением прилива устрицы приоткрывают свои раковины, разворачивают щупальца актинии и т.п.. Многие животные, в том числе некоторые рыбы, в прилив потребляют больше кислорода. С подъемом и спадом воды синхронизированы изменения окраски манящих крабов.

Многие приливные ритмы сохраняются, иногда в течение нескольких недель, даже если держать животных в аквариуме. Значит, по сути своей они эндогенные, хотя в природе «захватываются» и подкрепляются изменениями во внешней среде.

У некоторых морских животных размножение коррелирует с фазами Луны и происходит обычно один раз (реже – дважды) на протяжении лунного месяца. Польза такой периодичности для вида очевидна: если яйца и сперма выбрасываются в воду всеми особями одновременно, шансы на оплодотворение достаточно высоки. Этот ритм эндогенный и, как считается, задается «пересечением» 24-часового циркадианного ритма с приливным, период которого 12,4 или 24,8 часа. Такое «пересечение» (совпадение) происходят с интервалами 14–15 и 29–30 суток, что соответствует лунному циклу.

1.5 . Годовые биоритмы

Биологические часы человека отражают не только суточные природные ритмы, но и имеющие большую продолжительность, например сезонные. Они проявляются в повышении обмена веществ весной и в снижении его осенью и зимой, в увеличении процента гемоглобина в крови и в изменении возбудимости дыхательного центра в весеннее и летнее время.

Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий. Их причина- движение Земли вокруг Солнца. Главным фактором, на который реагируют организмы в годовых циклах, является не случайное изменение погоды, а изменение долготы дня. Например, цветение растений стимулируется главным образом продолжительностью светлого и темного периодов суток на определенных стадиях развития растения. Фотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение длины светового дня. Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность процессов жизнедеятельности.

Например, цветение стимулируется главным образом продолжительностью светлого и темного периодов суток на определенных стадиях развития растения.




























2.Ритмические процессы организма человека

2.1 Описание биоритмов человека

Многие биоритмы человека сформировались в ходе эволюции как целесообразное приспособление процессов жизнедеятельности организма к окружающей среде. В процессе эволюции выгодные для организма биоритмы человека закрепились генетически. Более того, в организме развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, как их еще называют — эндогенные часы. У человека внутренним (эндогенным) водителем биоритма человека (биологические часы) является гипоталамус — отдел промежуточного мозга, ответственный за сохранение постоянства внутренней среды организма, тесно связанный с другими отделами головного мозга и прежде всего с гипофизом. Сердечный цикл, вдох-выдох, ритмы мозга, перистальтика кишечника - все эти процессы совершаются в определённом ритме и связаны с внешними факторами.

Органы человека подчинены суточному ритму. За 24 часа их функции переживают поочередно периоды подъема и спада. То есть всегда, в одно и то же время, в течение 2 часов орган работает особенно эффективно, после чего переходит в фазу релаксации. В это время орган отдыхает и восстанавливается. Эта фаза длится также 2 часа.

  1. Легкие активизируются с 3 до 5 утра. Потом с 5 до 7 утра это время пробуждения толстого кишечника.

  2. Потом начинает работать желудок с 7 до 9 часов утра

  3. с 9 до 11 часов утра желудок отдыхает, в то время, как поджелудочная железа активно работает.

  4. с 11 до 13 часов. В это время активно работает сердце

  5. Почки и мочевой пузырь начинают свою интенсивную работу с 15 до 19 часов.

  6. С 19 до 21 часа кровообращение в это время интенсивное

  7. С 23 до 01 часа ночи начинает свою работу желчный пузырь.

  8. С 1 ночи до 3 ночи работает печень.

С суточным ритмом тесно связаны сон и пробуждение. Своеобразным внутренним сигналом для отдыха ко сну служит понижение температуры тела. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3°С.

Днем растет частота сердечных сокращений (ЧСС), выше артериальное давление (АД), чаще дыхание. Изо дня в день к моменту пробуждения, как бы предвосхищая возрастающую потребность организма, в крови повышается содержание адреналина — вещества, которое увеличивает ЧСС, повышает АД, активизирует работу всего организма; к этому времени в крови накапливаются биологические стимуляторы. Снижение концентрации этих веществ к вечеру — непременное условие спокойного сна. Нарушения сна всегда сопровождаются волнением и тревогой: при этих состояниях в крови нарастает концентрация адреналина и других биологически активных веществ, организм длительное время находится в состоянии «боевой готовности». Подчиняясь биологическим ритмам, каждый физиологический показатель в течение суток может существенно менять свой уровень.

Годовые ритмы у людей влияют на:

  1. основной обмен веществ - повышен зимой, снижен летом;

  2. частоту сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела - повышены зимой, снижены летом;

  3. теплоотдача - снижена зимой, повышена летом;

  4. естественный иммунитет - снижен весной;

  5. содержание витамина D - снижено с января по март, повышено с июля по сентябрь;

  6. физическая работоспособность - повышена летом, снижена зимой;

  7. рост и прибавка в весе у детей - повышены весной и в начале лета.

В течение года могут обостряться различные заболевания:

  1. Весной - язвенная болезнь 12-типерстной кишки, ревматизм, хронические воспалительные заболевания

  2. Летом - кишечные заболевания

  3. Осенью - язвенная болезнь желудка, ревматизм, острый инфекционный миокардит, острый инфаркт миокарда, смертность от ишемической болезни сердца, хронические воспалительные заболевания.

  4. Зимой - острый инфекционный миокардит, острый инфаркт миокарда, смертность от ишемической болезни сердца, хронические воспалительные заболевания.

Очень четко у людей проявляются годовые ритмы психологического состояния. У большинства зимой настроение снижается, учащаются приступы тоски и апатии в хмурые дни, а периоды хандры - более длительные. Состояние улучшается с наступлением весны и с увеличением продолжительности светового дня: наступает весеннее возбуждение. Сезонная симптоматика у некоторых людей проявляется в усиленном варианте.

Также, существует не признаваемая научным сообществом и опровергнутая экспериментально, теория «трех ритмов», которая предполагает наличие многодневных ритмов, не зависящих как от внешних факторов, так и от возрастных изменений самого организма. Пусковым механизмом этих ритмов является только момент рождения человека, при котором возникают ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.

23-дневный ритм — это физический ритм, который определяет здоровье, силу и выносливость человека; Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. Под воздействием этого биоритма оказываются также предприимчивость, динамичность, уверенность в собственных силах и мужество.

Любой критический день физического биоритма знаменует критическое время: со здоровьем могут возникнуть проблемы, любая деятельность требует более высокой концентрации, при работе нервной системы, мышц и суставов. Для фазы спада характерен постепенный упадок сил, появляется необходимость при физических нагрузках делать более длительные и частые паузы. Последние дни фазы спада лучше посвятить отдыху, чтобы иметь возможность накопить сил. По крайней мере, в такие дни нужно стараться избегать перегрузок.

28-дневный ритм — это эмоциональный ритм, он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.. Он влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Через 14 суток, в тот день недели, в который человек родился (иногда на день раньше, особенно, если он родился рано утром), наступает критический день душевного биоритма. Иногда критический период длится недолго, иногда затягивается. Человек ощущает себя угнетенным. Появляется подходящий "климат" для смятения и душевных конфликтов. В фазе спада плохие новости воспринимаются совсем по-другому. Человек становится пессимистом, появляются угнетенность и страхи. Он сильнее ощущает бессмысленность многих вещей. А если и по складу характера человек вообще не оптимист, то проблема становится еще более острой. В такие дни, особенно перед концом фазы спада, очень важна самодисциплина, нельзя позволить пессимизму одержать над собой верх.

33-дневный ритм — это интеллектуальный ритм. Он определяет творческие способности личности. В неблагоприятные дни происходит творческий спад. Прежде всего, он затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации. На стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться.

Критические дни духовного биоритма тормозят интеллектуальную деятельность. Ослабевает сила и скорость реакции. В это время часто блокируется способность воспринимать новый материал. Лучшее средство настроиться на смену климата – отказ от сложных заданий и повышенная концентрация.

То же самое можно сказать и о периоде с 20-го по 33-й день интеллектуального биоритма: в фазе спада ум перестает быть гибким, человек быстро устает от интеллектуальной деятельности, уменьшается радость от получения новых знаний и принятия решений. Страхи становятся настолько явными, как будто то, чего вы боялись, уже произошло. Если ребенку трудно учиться, то новый материал надо проходить только в период подъема.

Во всех трех периодах дни перехода из положительной фазы в отрицательную, и обратно называют нулевыми или критическими. Именно в критический день физического цикла с людьми чаще всего происходят несчастные случаи, дорожные происшествия. Аналогичные переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным, В среднем нулевые дни физического или эмоционального цикла выпадают один раз в 6 дней. Двойные нулевые дни («серые дни») случаются в году примерно 6 раз, а тройные «черные дни» – лишь однажды.






2.2 Исследование индивидуальных биоритмов

2.2.1 Исследование биоритмов и лунной активности

Для изучения особенностей индивидуальных биоритмов, я использовала биоритмотест. Каждый день трое испытуемых регулярно по вечерам отвечали в течение ноября, декабря на вопросы биоритмотеста. Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром, днём, вечером.

Перечень вопросов:

1. Продолжительность сна (достаточная, недостаточная)

2. Качество сна(хорошее, плохое)

3. Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

4. Тонус(Бодрость, вялость).

5. Настроение(жизнерадостное, пониженное)

6. Тонус (возбуждённость, сонливость)

7. Работоспособность (высокая, низкая)

8. Потребность в сне(есть, нет)

9. Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

Критерии оценивались по семибальной шкале (+3,+2,+1,0,-1,-2,-3). Ежедневно баллы суммировались, подводился итог. Затем по результатам был построен график, показывающий влияние луны на состояние организма человека. По лунному календарю с 18 по 25 ноября луна была убывающей, с 26 ноября по 11 декабря - луна растущая, 12 декабря - полнолуние, с 13 по 18 декабря – убывающая луна.








Ч1

Ноябрь

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

2

3


Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

2

3

1

0

1

2

3

2

-1

2

1

2

3

2

1

0

Качество сна(хорошее, плохое)

2

2

2

-1

-2

2

2

1

-2

2

1

1

2

3

1

1

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

3

2

3

1

-1

2

2

2

1

1

2

0

1

2

0

-1

Тонус(Бодрость, вялость).

2

1

2

0

1

3

3

2

0

1

2

-1

0

1

1

0

Настроение (повышенное, пониженное)

3

2

3

0

1

3

3

3

-2

2

2

0

1

0

0

2

день

Тонус (возбуждённость, сонливость)

2

1

2

1

1

2

2

2

0

1

1

0

1

-1

-1

2

Работоспособность (высокая, низкая)

1

1

2

2

0

2

3

2

1

2

1

2

2

2

1

1

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

1

2

1

2

2

1

2

1

1

0

2

1

1

1

0

0

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

3

2

1

0

1

2

3

1

0

1

1

1

1

2

2

1

Сумма баллов

положительная

19

16

17

6

7

19

23

16

3

12

13

7

12

13

6

7

отрицательная

0

0

-1

-1

-3

0

0

0

-4

0

0

-1

0

-1

-1

-1

Всего баллов за сутки

19

16

16

5

4

19

23

16

-1

12

13

6

12

12

5

6



Ч1

Декабрь

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

2

2

2

1

1

3

3

3

1

0

0

2

3

2

3

Качество сна(хорошее, плохое)

2

0

1

2

2

1

2

2

0

1

1

1

2

2

2

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

1

1

-2

1

1

0

-1

-1

1

0

0

-2

1

1

2

Тонус(Бодрость, вялость).

0

1

-1

1

1

1

0

0

-1

-1

0

1

2

1

2

Настроение (повышенное, пониженное)

2

2

2

2

2

3

3

2

0

0

1

1

1

2

2

день

Тонус (возбуждённость, сонливость)

1

1

1

1

1

1

2

2

-1

1

-1

2

2

1

1

Работоспособность (высокая, низкая)

2

-1

-1

2

2

1

0

0

1

0

0

2

2

2

3

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

2

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

2

1

0

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

Сумма баллов

положительная

13

8

6

13

13

12

12

12

4

3

3

11

16

14

19

отрицательная

0

-

-3

0

0

0

-1

-1

-2

-1

-1

-2

0

0

0

Всего баллов за сутки

13

7

3

13

13

12

11

11

2

2

2

9

16

14

19







Ч2

Ноябрь

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

2

3


Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

+3

+3

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

1

1

1

Качество сна(хорошее, плохое)

+3

+3

3

3

2

-1

3

3

2

-1

3

1

3

1

1

2

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

+1

2

1

1

0

0

2

2

1

1

1

2

2

2

0

1

Тонус(Бодрость, вялость).

0

1

0

-2

-1

-2

1

-1

1

2

0

1

2

1

-1

0

Настроение (повышенное, пониженное)

-1

0

-2

-3

1

-3

1

0

0

-1

0

1

1

-1

1

1

день

Тонус (возбуждённость, сонливость)

0

-1

-1

-2

0

-1

1

0

0

1

1

0

1

-1

1

0

Работоспособность (высокая, низкая)

+2

1

0

0

0

0

1

0

1

1

2

0

1

0

1

-1

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

0

0

-1

-2

-2

-1

2

1

0

0

0

2

2

1

0

1

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

+2

2

0

0

1

-2

0

1

0

1

1

2

3

2

1

2

Сумма баллов

положительная

11

12

7

7

6

3

15

9

7

9

9

11

18

8

6

8

отрицательная

-1

-1

-4

-9

-3

-10

0

-1

0

-2

0

0

0

-2

-1

-1

Всего баллов за сутки

10

11

3

-2

3

-7

15

8

7

7

9

11

18

6

5

7



Ч2

Декабрь

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

0

1

0

3

3

1

1

1

2

1

1

3

1

2

2

Качество сна(хорошее, плохое)

2

2

2

-

1

2

2

2

3

-1

1

1

2

3

3

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

1

0

2

0

0

0

1

1

2

-1

2

1

2

-2

2

Тонус(Бодрость, вялость).

0

0

0

-

0

0

0

1

2

0

0

-2

0

-1

1

Настроение (повышенное, пониженное)

0

1

0

-

1

0

0

0

1

0

-1

-1

0

1

0

день

Тонус (возбуждённость сонливость)

-1

-1

1

0

0

-1

0

-1

1

-2

1

1

-1

1

-1

Работоспособность (высокая, низкая)

-1

1

1

-1

1

1

1

1

-1

0

1

0

2

0

2

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

-1

-1

0

-1

2

-1

-1

-1

-1

0

-1

0

-1

0

-1

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

2

1

1

0

2

2

1

1

0

1

2

1

0

1

1

Сумма баллов

положительная

5

6

7

3

10

6

6

7

11

2

8

7

7

8

11

отрицательная

-3

-2

0

-5

0

-2

-

-2

-2

-4

-2

-3

-2

-3

-2

Всего баллов за сутки

2

4

7

-2

10

4

5

5

9

-2

6

4

5

5

9





Ч3

Ноябрь

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

2

3


Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

2

3

2

3

2

3

3

2

-1

1

2

2

3

1

2

1

Качество сна(хорошее, плохое)

3

3

3

3

3

3

3

2

1

2

3

3

3

2

3

2

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

2

-1

2

1

2

-2

2

1

2

2

3

2

2

1

1

1

Тонус(Бодрость, вялость).

-2

1

1

1

1

-3

1

2

2

1

2

1

1

0

2

2

Настроение (повышенное, пониженное)

0

0

2

-1

0

0

2

1

2

-1

-1

0

-1

-1

0

-1

день

Тонус (возбуждённость, сонливость)

1

-2

1

2

-1

-2

-1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

Работоспособность (высокая, низкая)

-1

-1

2

-2

-1

-2

-1

1

-1

1

2

-1

-2

1

2

0

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

1

-2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

1

1

-1

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

0

0

0

-1

0

-1

0

2

1

1

1

0

1

0

1

0

Сумма баллов

положительная

9

9

14

12

9

7

13

12

10

11

14

9

13

6

13

7

отрицательная

-3

-6

0

-4

-2

-10

-2

0

-1

-1

-1

-1

-3

-1

0

-2

Всего баллов за сутки

6

3

14

7

7

-3

11

12

9

10

13

8

10

5

13

5





Ч3

Декабрь

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ночь

Продолжительность сна(достаточная, недостаточная)

-1

1

2

3

3

1

-1

2

2

1

-1

1

2

1

1

Качество сна(хорошее, плохое)

1

2

0

3

3

-1

2

2

1

-2

2

1

3

3

3

утро

Скорость включения в работу(Быстро, медленно)

-2

-1

3

2

2

2

2

0

-1

1

1

-1

2

2

2

Тонус(Бодрость, вялость).

-1

0

2

2

-1

1

0

-2

0

0

-1

-2

1

0

2

Настроение (повышенное, пониженное)

-3

1

1

1

-2

1

-3

-3

-2

-1

1

0

0

1

1

день

Тонус (возбуждённость, сонливость)

0

0

1

1

-2

-1

-1

-1

1

1

0

1

1

0

1

Работоспособность (высокая, низкая)

1

1

2

0

-1

2

-1

1

1

-1

0

-1

0

1

1

вечер

Потребность в сне(есть, нет)

1

2

-2

2

0

2

1

-2

0

0

1

1

2

-1

2

Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

-1

0

2

2

0

2

-2

1

-1

1

0

1

1

0

1

Сумма баллов

положительная

3

7

13

16

8

11

5

6

5

6

4

5

12

8

14

отрицательная

-8

-1

-2

0

-6

-2

-8

-8

-4

-5

-1

-4

0

-1

0

Всего баллов за сутки

-5

6

11

16

2

9

-3

-2

1

1

3

1

12

7

14



На протяжении всего времени проведения биоритмотеста самочувствие испытуемых постоянно изменялось- то резко ухудшалось, то резко улучшалось. Так как каждый из испытуемых обладает собственными биоритмами, показатели весьма неоднозначны. Но все же, некоторые моменты совпадали. Во время убывания луны: с 18 по 21 ноября самочувствие всех испытуемых ухудшилось. 21-22 ноября у испытуемого Ч1 немного ухудшилось , у Ч3- значительно улучшилось, у Ч2- никак не изменилось. С 22 по 23 самочувствие испытуемых Ч2 и Ч3 ухудшилось, у Ч1- показатели же наоборот стали повышаться. Далее показатели всех испытуемых до 24-25 ноября повышались. С 25 по 26 самочувствие испытуемых ухудшилось, значительнее всего это проявилось у испытуемого Ч1. Во время растущей луны: самочувствие испытуемых стало улучшаться. С 30 по 2 показатели испытуемых стали понижаться, но показатели Ч2 с 1 по 2 улучшились и со 2 по 4 стали резко снижаться, с 3 к ним присоединились показатели Ч3. Далее показатели Ч1 стали снижаться, а показатели Ч2 и Ч3 наоборот – повышаться. С 6 по 7 самочувствие Ч1 и Ч2 повысилось, у Ч3- ухудшилось. Затем, до 9 декабря самочувствие испытуемых то улучшалось, то ухудшалось, к 11 декабря самочувствие всех испытуемых ухудшилось, значительно это проявилось у Ч1 и Ч2. В период полнолуния 12 декабря самочувствие Ч1 и Ч2 никак не изменилось, Ч3 стал чувствовать себя хуже. Далее, во время убывающей луны до 16 декабря показатели испытуемых повышались, к 17 декабря понизились и 18 вновь значительно повысились. Сравнив состояние испытуемых с лунной активностью, нельзя однозначно сказать о том, что их самочувствие зависело от активности луны, хотя были моменты совпадений, когда состояние у всех ухудшалось во время убывания луны: с 18 по 21 ноября. Во время растущей луны: самочувствие испытуемых стало улучшаться с 26 по 30 ноября.


2.2.2.Моделирование биологических процессов

Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека.

Было осуществлено моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели. Я являюсь ученицей 9 класса и в этом году мне предстоит сдавать экзамены, мне хотелось бы узнать, как во время сдачи экзаменов будут проходить эти три циклических процесса, именно поэтому точкой отчета (днем отсчета) будет 1 июня 2020 года (01.06.20). Моя цель: на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни.

Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  1. исходные данные;

  2. расчетные данные (результаты).

Для этого я составила компьютерную модель по приведенному образцу, вводя в ячейки исходные данные, расчетные формулы:


По результатам расчетов строим общую диаграмму для трех биоритмов.

По данной диаграмме можно сделать вывод, что благоприятными днями в июне для меня будут:

  1. В плане физического состояния: с 03.06.20 по 15.06.20, с 27.06.20 по июль

  2. В эмоциональном плане: с 07.06.20 по 21.06.20

  3. В интеллектуальном плане: с мая по 15.06.20, с 01.07.20

Неблагоприятными днями будут:

  1. В плане физического состояния: с 01.06.20 по 03.06.20, с 16.06.20 по 27.06.20

  2. В эмоциональном плане: с 01.06.20 по 07.06.20, с 22.06.20 по июль

  3. В интеллектуальном плане: с 16.06.20 по 01.07.20

По результатам диаграммы я узнала, что дни сдачи экзаменов являются благоприятными днями во всех трех циклах. Данную модель можно использовать для вычисления благоприятных и неблагоприятных дней и у других людей, зная их дату рождения.







































Заключение

Биоритмы — это не какое-то мистическое понятие вроде астрологии или веры в приметы. Это неотъемлемое свойство всего живого вокруг нас. У каждого организма есть свои циклы, которые помогают ему чередовать фазы активности и восстановления. Человек не исключение. Знание биоритмов позволяет повысить способность учиться и работать быстрее и эффективнее, принимать решения, чувствовать радость жизни. 

В ходе работы над проектом были выполнены поставленные задачи.

1. Изучена и обобщена информация по выбранной теме: «Биологические ритмы как признак живой системы».

2. Проведены исследования ритмов жизнедеятельности человека. Проведенное исследование о зависимости самочувствия человека от активности луны позволяют сделать вывод, что нельзя однозначно сказать о влиянии луны на самочувствие человека.

3. Смоделировано состояние человека (физическое, эмоциональное и интеллектуальное) на определенный период времени. Второе проведенное исследование показывает, что возможно с помощью компьютера создать модель, которая будет самостоятельно просчитывать благоприятные и неблагоприятные дни для человека на определенный период времени.

4.Результаты работы были представлены в виде презентации.

Я считаю, что данная работа позволяет сделать вывод: благодаря знанию своих биологических ритмов можно повысить результативность выполняемой работы.













Список использованных материалов

  1. Биологические часы растений. Фотопериодизм- Studbooks.net

[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://studbooks.net/77294/estestvoznanie/biologicheskie_ritmy_rasteniy_fotoperiodizm (дата обращения 10.11.2019)



  1. Ритм роста растений- Studwood.ru

[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://studwood.ru/1725144/meditsina/ritm_rosta_rasteniy (дата обращения 10.11.2019)



  1. Биологические часы работы нашего организма- СеоСайт

[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://seosait.com/biologicheskie-chasy-raboty-nashego-organizma/

(дата обращения 12.11.2019)



  1. Биологические ритмы человека- Triskirun

[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://triskirun.ru/3738-biologicheskie-ritmy-cheloveka

(дата обращения 12.11.2019)



  1. Биологические ритмы- Энциклопедия Кругосвет

[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BIOLOGICHESKIE_RITMI.html (дата обращения 12.11.2019)



  1. Биоритм- Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Биоритм (дата обращения 10.11.2019)













Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!