Е.А.Масасина,
педагог дополнительного образования
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»,
г. Сухой Лог
БИОКВАНТУМ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ИНИЦИАТИВЫ, СТРЕМЛЕНИЯ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.
Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы в мини – кванториуме БИОКВАНТУМ в условиях ДОО, развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Ключевые слова: Образовательная технология, Биоквантум, растения, лаборатория.
На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
В нашем детском саду есть мини - кванториум БИОКВАНТУМ. В лаборатории Биоквантума есть все необходимое оборудование: цифровые микроскопы, компьютер, различное лабораторное оборудование: пробирки, лупы с подсветкой, пинцеты, колбы, гидропонная и аэропонная грядки, коллекция семян, и другое.
Дети учатся :
- работать с различными видами микроскопов;
- с микропрепаратами;
- выращивать растения на питательных средах;
- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие;
- применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
Занимаясь с детьми в БИОКВАНТУМЕ, знакомлю с разными методами выращивания растений:
Гидропонный метод. При использовании гидропонного метода выращивание проводится в воде с помощью питательных растворов. Растения укореняются в органическом субстрате, который укладывается на специальные основы-сетки, опускаемые в раствор со специально подобранным составом, содержащем все необходимые соли и микроэлементы.
Аэропоника. При таком методе выращивания не используются ни грунт, ни субстрат. Растения растут и развиваются во влажном воздухе. Для этого их помещают в специальные сосуды, в которых лишь нижняя часть корневой системы находится в водной среде, а остальные корни находятся между раствором и верхней крышкой сосуда. Специальная система проводит периодическое увлажнение «воздушной» части.
Второй вариант аэропонного выращивания — создание в сосудах регулярного орошения с помощью специальных распылителей, действие которых похоже принцип работы любого аэрозоля, используемого в быту. В этом случае в ёмкости создаётся и достаточная влажность, и поставляется нужное количество кислорода.
Для знакомства детей с круговоротом воды в природе оформили флорариум. Садик в аквариуме – это не только эффектный прием декорирования помещений, но и превосходная возможность вырастить цветы или растения, которые считаются сложными в уходе. В стеклянной, практически герметичной среде создается особый микроклимат с определенной влажностью, температурой, также растение защищено от сквозняков. Они не требуют много ухода. И это прекрасный способ увидеть движение воды в природе.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов, доступных для дошкольников:
Типы проектов: Размножение растений разными способами; Исследование влияния различных факторов на развитие растений; Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т.д.); Лекарственные растения (получение, исследование и т.д.); Выращивание растений «Здоровая еда»; Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).
Темы проектов: «Микрозелень»; «Елочка»; «Клубника»; «Литопсы»; «Огурчики»; «Томаты»; «Комнатные растения»; «Флорариум»; «Деревья нашего города» и другие.
Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки и умения:
- проводить наблюдения за живыми объектами;
- использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального здорового питания;
- самостоятельно добывать информацию из разных источников;
- применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и биологические методы решения в инженерных проектах.
Вывод: Специально организованная деятельность, проекты, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством развития творческих способностей детей, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Дети участвуют в различных конкурсах, проектах, чувствуют себя биологами-инженерами, работающими в современной биотехнологической лаборатории. Но самое важное, чему готов научить ребят БИОКВАНТУМ – применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
А для меня способ самовыражения, самообразования.